Инкультурация – процесс освоения людьми своего социокультурного окружения: культурного пространства-времени, функциональных объектов, способов деятельности, общения, нормативных образований.
Результат инкультурации – способность свободно ориентироваться в окружающей этнической среде, пользоваться большинством предметов культуры, созданных предыдущими поколениями, обмениваться результатами физического и умственного труда, устанавливать взаимопонимание с другими народами.
Типы игр в зависимости от характера усваиваемых навыков (первый этап инкультурации):
физические игры – тренировка и развитие физической активности;
стратегические игры – тренировка и развитие способности прогнозировать возможные результаты любой деятельности и оценивать вероятность этих результатов;
стохастические игры – решающая роль принадлежит случаю, удачному стечению обстоятельств, приучающие ребенка к тому, что он может встретиться с неконтролируемыми обстоятельствами, дают представление риске;
|
|
ролевые игры – помогают ребенку освоить те функции, которые ему придется выполнять в будущем.
Индивид считается взрослым, если он владеет совокупностью врожденных и приобретенных качеств, важнейшими из которых считаются (второй этап инкультурации):
достижение необходимой степени физической зрелости организма, превышающей наступившую способность к воспроизводству потомства;
овладение навыками собственного жизнеобеспечения в сферах домашнего хозяйства и общественного разделения труда;
овладение достаточным объемом культурных знаний и социального опыта через практическую деятельность в составе различных социокультурных групп и знакомство с различными «языками» культуры (наука, искусство, религия, право, мораль);
принадлежность к одной из социальных общностей, состоящей из взрослых участников системы разделения труда.
Первый этап инкультурации – способствует сохранению стабильности культуры, основное – воспроизведение уже имеющихся образов, контроль за проникновением в культуру случайных и новых элементов.
Второй этап – возможность принять на себя ответственность за экспериментирование в культуре, внесение в нее изменений различного масштаба.
Завершение обоих этапов инкультурации формирует менталитет личности – совокупность установок и предрасположенностей индивида действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом.