Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия

В состав Забайкальского филиала Почты России входят 440 объектов почтовой связи: 10 почтамтов, 3 из которых - 1 категории (Борзинский, Читинский и Нерчинский), 4 - 2 категории (Агинский, Могочинский, Петровск – Забайкальский и Приаргунский), 1 – 3 категории (Улетовский), 2 – 4 категории (Краснокамеский и Шилкинский); 430 отделений почтовой связи, из которых 110 - городские, 320 - сельские. Услугами почтовой связи охвачены все населенные пункты края.

Всего в филиале работают 3 384 человека, из них 1 098 почтальонов.

В Забайкальском крае 179 автомобильных почтовых маршрутов, многие их которых находятся в труднодоступных районах. В Тунгир-Олекминском и Сретинском райнах есть почтовые маршруты, проходящие только по реке (зимой почта доставляется машиной по льду, летом – водным транспортом). В самый отдаленный район края – Каларский - почта доставляется самолетом два раза в неделю (в п. Чара).

Автопарк почтовой связи является одним из самых крупных в Забайкальском крае. По почтовым маршрутам общей протяженностью 37 тыс. 981 км почту и товары доставляют 210 автомобилей.

В России уровень развития региональной экономики, транспортной и рыночной инфраструктуры, благосостояния и платежеспособности населения приводит к географическим диспропорциям по уровню привлекательности рынка услуг почтовой связи.

Наиболее привлекательным сегментом рынка услуг почтовой связи в географическом разрезе является «городской», охватывающий города и густонаселенные районы проживания, где высокий процент пользователей услуг составляют коммерческие организации.

Менее привлекательным географическим сегментом рынка является «сельский», включающий сельскую местность, а также отдаленные и труднодоступные районы со сложными климатическими условиями, где основным пользователем услуг является население. К этому географическому сегменту относятся также районы Крайнего Севера и Дальнего Востока со сложными климатическими условиями, низкой плотностью населения и недостаточно развитой рыночной инфраструктурой.

Высокая себестоимость оказания услуг в сельском сегменте, а также низкий уровень спроса и слабое развитие транспортных магистралей являются основными причинами сравнительно низкой привлекательности данного географического сегмента рынка услуг почтовой связи. Хотя в сельской местности проживает всего 25% граждан России, 72% объектов почтовой связи федеральной почты находятся на селе. Одним объектом почтовой связи обслуживается в среднем 5 населенных пунктов. Доля доставочных участков и почтальонов в сельской местности распределяется аналогично: 63% и 60%, т.е. на обслуживание в 4 раза меньшего числа жителей задействовано более двух третей производственных ресурсов.

Это связано с тем, что большая часть территории России приходится на сельскую местность, где низкая плотность населения и большая протяженность почтовых маршрутов снижают производительность труда почтовых работников. В то же время средний уровень потребления услуг почтовой связи на человека в сельской местности в 1,5-3 раза ниже, чем в городах, что также приводит к увеличению себестоимости услуг в сельской местности. В связи с этим географические сегменты рынка вне крупных городов не представляют значительного интереса для негосударственных организаций почтовой связи.

Проанализируем доходы УФПС Забайкальского края – филиала ФГУП «Почта России» по видам деятельности (см. табл. 2.1)

Таблица 2.1 – Анализ доходов УФПС Забайкальского края – филиала ФГУП «Почта России»

Статьи доходов, тыс. руб.     Темп роста 2008 к 2007,%   Темп роста 2009 к 2008,% УД, %
Выручка от реализации продукции (работ, услуг) без НДС     120,2   115,3  
В том числе: доходы от основной деятельности     128,8   129,0 27,2
продажа товаров     92,4   104,7 15,4
Реализация финансовых услуг     130,8   105,0 49,9
прочие (операционные, внереализационные)     88,9   128,9 1,2
Перераспределяемые доходы 10 967 13 229 120,6   256,4 6,2
Целевое финансирование     -   -  

Из табл. 2.1 видно, что за анализируемый период доходы предприятия постоянно увеличиваются: в 2008 г на 20,2 %, в 2009 г на 15,3 %. Наибольшее увеличение наблюдается в 2008 г по реализации финансовых услуг – на 30,8 %. Это обусловлено тем, что в 2008 г объемы оказываемых услуг увеличились за счет внедрения новых видов: денежные переводы «КиберДеньги» - для приема денежных переводов в отделениях почтовой связи установлено 178 ЗПТО и оказание услуг по финансовому посредничеству.

В 2009 г наибольшее увеличение наблюдается в сегменте «Перераспределяемые доходы» - рост в 2,5 раза. Полученные предприятиями почтовой связи доходы за реализацию услуг служат источником возмещения эксплуатационных затрат. Поскольку производственный процесс по созданию услуг и эксплуатационно-техническому обслуживанию оборудования и сооружений связи, а также непосредственное взаимодействие с потребителями осуществляется в рамках филиалов (структурных единиц предприятий), последние должны наделяться необходимыми денежными средствами для компенсации затрат, связанных с их производственной деятельностью. Поэтому часть общих доходов от основной деятельности предприятий подлежит распределению между структурами, входящими в их состав.

Анализ структуры доходов показал, что наибольший удельный вес приходится на реализацию финансовых услуг – практически 50 %. В сфере деятельности организаций федеральной почтовой связи традиционные услуги: пересылка письменной корреспонденции, бандеролей и посылок, экспресс-почта «EMS Почта России и отправления 1 класса занимают лишь 27,2 %.

Тенденции развития подотрасли характеризуются реструктуризацией, т.е. п редполагается проведение конкретных мероприятий по акционированию «Почты России». На заседании правительства РФ была утверждена программа модернизации инфраструктуры почтовой связи до 2012г. В этот период планируется оснастить отделения почтовой связи оборудованием для почтово-банковских услуг и завершить реконструкцию отделений почтовой связи. Одно из основных направлений модернизации почты - развитие системы электронных денежных переводов и оказание почтово-банковских услуг.

Произведем анализ основных показателей деятельности УФПС Забайкальского края.

Выручка от реализации продукции, работ, услуг выросла в 2009 году на 15,3 %, в 2009 году, по сравнению с 2008 г. выручка увеличилась на 20,2 %.

Таблица 2.2 - Основные экономические показатели

Наименование показателей Ед. изм. 2007 г 2008 г Темп роста 2009 к 2008,% 2009 г Темп роста 2009 к 2009,%
  Выручка от реализации продукции (работ, услуг) без НДС тыс. руб.     120,2   115,3
  Затраты на производство, всего тыс. руб.          
  Прибыль (убытки) от реализации услуг тыс. руб. -118881 -143290   -85956  
  Рентабельность % -23 -23   -14  

Прибыль характеризуется отрицательным значением, поскольку за весь анализируемый период предприятие затрачивало на оказание услуг почтовой связи больше, чем получало доходов.

Проанализируем затраты предприятия, выявив долю материальных затрат в общей сумме.

Таблица 2.3 – Анализ расходов

Наименование показателя 2008 г 2009 г Структура расходов, % Отклонение
08 г 09 г Тыс. руб %
1. ФОТ с ЕСН 417193,8 419 862 67,92 66,76 2668 1
2. Производственные расходы 86480,2 98 728,8 14,08 15,70 12249 14
2.1. Услуги сторонних организаций по перевозке почты 1 021,1 977,794 0,17 0,16 -43 -4
2.2. Услуги сторонних организаций по обработке почты 9,2   0,00 0,01    
2.3. Материалы 54164,4   8,82 9,29    
2.4. Финансовые расходы 7 869,1 8 569 1,28 1,36    
2.5. Внутрисистемные расходы 23 416,4 30 684 3,81 4,88    
3. Расходы на содержание сети 52628,3 67 138,6 8,57 10,67 14510 28
3.1. Аренда 4139,2 4 586 0,67 0,73    
3.2. Коммунальные услуги 18832,7 23 212 3,07 3,69    
3.3. Услуги связи 8249,4 7 929 1,34 1,26 -321 -4
3.4. Расходы на ремонт 12461,5 17 495 2,03 2,78    
3.5. Охранные услуги 8 007,5 10 916 1,30 1,74    
3.6. Страхование 937,9 3 002 0,15 0,48    
4. Амортизация, лизинг 34902,2 17 186 5,68 2,73 -17716 -51
5. Общие административные расходы 18506,3 22 117,2 3,01 3,52 3611 20
5.1. Командировочные расходы 1 627,8 1 901 0,27 0,30    
5.2. Спецодежда и средства индивидуальной защиты 1 696,1 1 819 0,28 0,29    
5.3. Мероприятия по охране труда, промышленной, пожарной безопасности и ГО 1 205,0 1 247 0,20 0,20    
5.4. Прочие производственные расходы 4 675,7 3 702 0,76 0,59 -973 -21
5.5. Расходы на рекламу и связи с общественностью 158,7   0,03 0,03    
5.6. Информационно-консультационные услуги 988,5   0,16 0,14 -88 -9
5.7. Налоги и обязательные платежи в составе себестоимости 722,7   0,12 0,12    
5.8. Прочие операционные за исключением финансовых и общехозяйственных) 7 431,8 11 602 1,21 1,84    
6. Расходы за счет чистой прибыли 4 493,5 3 910 0,73 0,62 -584 -13
Расходы всего: 614 204 628 943     14738,3  

- +14510 тыс. руб. (23 % прироста затрат) по расходам на содержание сети, а именно на аренду помещений 447 тыс. руб. или на 11%. Коммунальные услуги увеличились в 2009 г на 4379 тыс. руб. или на 23 %, расходы на ремонт – на 5034 тыс. руб. 40%, охранные услуги – на 2908 тыс. руб. или на 36 %. На страхование наблюдается наибольший рост – 220 %.

- + 3611 тыс. руб. (20 %) по общим административным расходам за счет увеличения затрат на командировки – на 17 %, налоги и обязательные платежи - 8 %, прочие операционные расходы – на 56 %. Отрицательное воздействие оказали снижение затрат по статье информационно-консультационные услуги- на 9 %, прочие производственные расходы- на 21 %.

В целом по предприятию затраты увеличились на 14 738,3 тыс. руб. или на 2 %.

В структуре затрат наибольший удельный вес занимают расходы на плату труда – 67,92 и 66,76 % в 2008-2009 гг соответственно. Материальные затраты занимают 8,82 % и 9,29 % соответственно. Это обусловлено экономической природой связи – отсутствие в производственном процессе сырья и материалов, являющиеся материальными носителями продукции (см. п. 1.1).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: