В состав Забайкальского филиала Почты России входят 440 объектов почтовой связи: 10 почтамтов, 3 из которых - 1 категории (Борзинский, Читинский и Нерчинский), 4 - 2 категории (Агинский, Могочинский, Петровск – Забайкальский и Приаргунский), 1 – 3 категории (Улетовский), 2 – 4 категории (Краснокамеский и Шилкинский); 430 отделений почтовой связи, из которых 110 - городские, 320 - сельские. Услугами почтовой связи охвачены все населенные пункты края.
Всего в филиале работают 3 384 человека, из них 1 098 почтальонов.
В Забайкальском крае 179 автомобильных почтовых маршрутов, многие их которых находятся в труднодоступных районах. В Тунгир-Олекминском и Сретинском райнах есть почтовые маршруты, проходящие только по реке (зимой почта доставляется машиной по льду, летом – водным транспортом). В самый отдаленный район края – Каларский - почта доставляется самолетом два раза в неделю (в п. Чара).
Автопарк почтовой связи является одним из самых крупных в Забайкальском крае. По почтовым маршрутам общей протяженностью 37 тыс. 981 км почту и товары доставляют 210 автомобилей.
В России уровень развития региональной экономики, транспортной и рыночной инфраструктуры, благосостояния и платежеспособности населения приводит к географическим диспропорциям по уровню привлекательности рынка услуг почтовой связи.
Наиболее привлекательным сегментом рынка услуг почтовой связи в географическом разрезе является «городской», охватывающий города и густонаселенные районы проживания, где высокий процент пользователей услуг составляют коммерческие организации.
Менее привлекательным географическим сегментом рынка является «сельский», включающий сельскую местность, а также отдаленные и труднодоступные районы со сложными климатическими условиями, где основным пользователем услуг является население. К этому географическому сегменту относятся также районы Крайнего Севера и Дальнего Востока со сложными климатическими условиями, низкой плотностью населения и недостаточно развитой рыночной инфраструктурой.
Высокая себестоимость оказания услуг в сельском сегменте, а также низкий уровень спроса и слабое развитие транспортных магистралей являются основными причинами сравнительно низкой привлекательности данного географического сегмента рынка услуг почтовой связи. Хотя в сельской местности проживает всего 25% граждан России, 72% объектов почтовой связи федеральной почты находятся на селе. Одним объектом почтовой связи обслуживается в среднем 5 населенных пунктов. Доля доставочных участков и почтальонов в сельской местности распределяется аналогично: 63% и 60%, т.е. на обслуживание в 4 раза меньшего числа жителей задействовано более двух третей производственных ресурсов.
Это связано с тем, что большая часть территории России приходится на сельскую местность, где низкая плотность населения и большая протяженность почтовых маршрутов снижают производительность труда почтовых работников. В то же время средний уровень потребления услуг почтовой связи на человека в сельской местности в 1,5-3 раза ниже, чем в городах, что также приводит к увеличению себестоимости услуг в сельской местности. В связи с этим географические сегменты рынка вне крупных городов не представляют значительного интереса для негосударственных организаций почтовой связи.
Проанализируем доходы УФПС Забайкальского края – филиала ФГУП «Почта России» по видам деятельности (см. табл. 2.1)
Таблица 2.1 – Анализ доходов УФПС Забайкальского края – филиала ФГУП «Почта России»
Статьи доходов, тыс. руб. | Темп роста 2008 к 2007,% | Темп роста 2009 к 2008,% | УД, % | |||
Выручка от реализации продукции (работ, услуг) без НДС | 120,2 | 115,3 | ||||
В том числе: доходы от основной деятельности | 128,8 | 129,0 | 27,2 | |||
продажа товаров | 92,4 | 104,7 | 15,4 | |||
Реализация финансовых услуг | 130,8 | 105,0 | 49,9 | |||
прочие (операционные, внереализационные) | 88,9 | 128,9 | 1,2 | |||
Перераспределяемые доходы | 10 967 | 13 229 | 120,6 | 256,4 | 6,2 | |
Целевое финансирование | - | - |
Из табл. 2.1 видно, что за анализируемый период доходы предприятия постоянно увеличиваются: в 2008 г на 20,2 %, в 2009 г на 15,3 %. Наибольшее увеличение наблюдается в 2008 г по реализации финансовых услуг – на 30,8 %. Это обусловлено тем, что в 2008 г объемы оказываемых услуг увеличились за счет внедрения новых видов: денежные переводы «КиберДеньги» - для приема денежных переводов в отделениях почтовой связи установлено 178 ЗПТО и оказание услуг по финансовому посредничеству.
В 2009 г наибольшее увеличение наблюдается в сегменте «Перераспределяемые доходы» - рост в 2,5 раза. Полученные предприятиями почтовой связи доходы за реализацию услуг служат источником возмещения эксплуатационных затрат. Поскольку производственный процесс по созданию услуг и эксплуатационно-техническому обслуживанию оборудования и сооружений связи, а также непосредственное взаимодействие с потребителями осуществляется в рамках филиалов (структурных единиц предприятий), последние должны наделяться необходимыми денежными средствами для компенсации затрат, связанных с их производственной деятельностью. Поэтому часть общих доходов от основной деятельности предприятий подлежит распределению между структурами, входящими в их состав.
Анализ структуры доходов показал, что наибольший удельный вес приходится на реализацию финансовых услуг – практически 50 %. В сфере деятельности организаций федеральной почтовой связи традиционные услуги: пересылка письменной корреспонденции, бандеролей и посылок, экспресс-почта «EMS Почта России и отправления 1 класса занимают лишь 27,2 %.
Тенденции развития подотрасли характеризуются реструктуризацией, т.е. п редполагается проведение конкретных мероприятий по акционированию «Почты России». На заседании правительства РФ была утверждена программа модернизации инфраструктуры почтовой связи до 2012г. В этот период планируется оснастить отделения почтовой связи оборудованием для почтово-банковских услуг и завершить реконструкцию отделений почтовой связи. Одно из основных направлений модернизации почты - развитие системы электронных денежных переводов и оказание почтово-банковских услуг.
Произведем анализ основных показателей деятельности УФПС Забайкальского края.
Выручка от реализации продукции, работ, услуг выросла в 2009 году на 15,3 %, в 2009 году, по сравнению с 2008 г. выручка увеличилась на 20,2 %.
Таблица 2.2 - Основные экономические показатели
№ | Наименование показателей | Ед. изм. | 2007 г | 2008 г | Темп роста 2009 к 2008,% | 2009 г | Темп роста 2009 к 2009,% |
Выручка от реализации продукции (работ, услуг) без НДС | тыс. руб. | 120,2 | 115,3 | ||||
Затраты на производство, всего | тыс. руб. | ||||||
Прибыль (убытки) от реализации услуг | тыс. руб. | -118881 | -143290 | -85956 | |||
Рентабельность | % | -23 | -23 | -14 |
Прибыль характеризуется отрицательным значением, поскольку за весь анализируемый период предприятие затрачивало на оказание услуг почтовой связи больше, чем получало доходов.
Проанализируем затраты предприятия, выявив долю материальных затрат в общей сумме.
Таблица 2.3 – Анализ расходов
Наименование показателя | 2008 г | 2009 г | Структура расходов, % | Отклонение | ||
08 г | 09 г | Тыс. руб | % | |||
1. ФОТ с ЕСН | 417193,8 | 419 862 | 67,92 | 66,76 | 2668 | 1 |
2. Производственные расходы | 86480,2 | 98 728,8 | 14,08 | 15,70 | 12249 | 14 |
2.1. Услуги сторонних организаций по перевозке почты | 1 021,1 | 977,794 | 0,17 | 0,16 | -43 | -4 |
2.2. Услуги сторонних организаций по обработке почты | 9,2 | 0,00 | 0,01 | |||
2.3. Материалы | 54164,4 | 8,82 | 9,29 | |||
2.4. Финансовые расходы | 7 869,1 | 8 569 | 1,28 | 1,36 | ||
2.5. Внутрисистемные расходы | 23 416,4 | 30 684 | 3,81 | 4,88 | ||
3. Расходы на содержание сети | 52628,3 | 67 138,6 | 8,57 | 10,67 | 14510 | 28 |
3.1. Аренда | 4139,2 | 4 586 | 0,67 | 0,73 | ||
3.2. Коммунальные услуги | 18832,7 | 23 212 | 3,07 | 3,69 | ||
3.3. Услуги связи | 8249,4 | 7 929 | 1,34 | 1,26 | -321 | -4 |
3.4. Расходы на ремонт | 12461,5 | 17 495 | 2,03 | 2,78 | ||
3.5. Охранные услуги | 8 007,5 | 10 916 | 1,30 | 1,74 | ||
3.6. Страхование | 937,9 | 3 002 | 0,15 | 0,48 | ||
4. Амортизация, лизинг | 34902,2 | 17 186 | 5,68 | 2,73 | -17716 | -51 |
5. Общие административные расходы | 18506,3 | 22 117,2 | 3,01 | 3,52 | 3611 | 20 |
5.1. Командировочные расходы | 1 627,8 | 1 901 | 0,27 | 0,30 | ||
5.2. Спецодежда и средства индивидуальной защиты | 1 696,1 | 1 819 | 0,28 | 0,29 | ||
5.3. Мероприятия по охране труда, промышленной, пожарной безопасности и ГО | 1 205,0 | 1 247 | 0,20 | 0,20 | ||
5.4. Прочие производственные расходы | 4 675,7 | 3 702 | 0,76 | 0,59 | -973 | -21 |
5.5. Расходы на рекламу и связи с общественностью | 158,7 | 0,03 | 0,03 | |||
5.6. Информационно-консультационные услуги | 988,5 | 0,16 | 0,14 | -88 | -9 | |
5.7. Налоги и обязательные платежи в составе себестоимости | 722,7 | 0,12 | 0,12 | |||
5.8. Прочие операционные за исключением финансовых и общехозяйственных) | 7 431,8 | 11 602 | 1,21 | 1,84 | ||
6. Расходы за счет чистой прибыли | 4 493,5 | 3 910 | 0,73 | 0,62 | -584 | -13 |
Расходы всего: | 614 204 | 628 943 | 14738,3 |
- +14510 тыс. руб. (23 % прироста затрат) по расходам на содержание сети, а именно на аренду помещений 447 тыс. руб. или на 11%. Коммунальные услуги увеличились в 2009 г на 4379 тыс. руб. или на 23 %, расходы на ремонт – на 5034 тыс. руб. 40%, охранные услуги – на 2908 тыс. руб. или на 36 %. На страхование наблюдается наибольший рост – 220 %.
- + 3611 тыс. руб. (20 %) по общим административным расходам за счет увеличения затрат на командировки – на 17 %, налоги и обязательные платежи - 8 %, прочие операционные расходы – на 56 %. Отрицательное воздействие оказали снижение затрат по статье информационно-консультационные услуги- на 9 %, прочие производственные расходы- на 21 %.
В целом по предприятию затраты увеличились на 14 738,3 тыс. руб. или на 2 %.
В структуре затрат наибольший удельный вес занимают расходы на плату труда – 67,92 и 66,76 % в 2008-2009 гг соответственно. Материальные затраты занимают 8,82 % и 9,29 % соответственно. Это обусловлено экономической природой связи – отсутствие в производственном процессе сырья и материалов, являющиеся материальными носителями продукции (см. п. 1.1).