Педагогическое проектирование : сущность, функции, объекты, технология

Педагогическое проектирование – это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.

Педагогический процесс для педагога – главный объект проектирования.

Объекты пед.проектирования: пед.системы, пед.процесс, пед.ситуация.

Проектирование – сложная многоступенчатая деятельность. Эта деятельность, кем бы она не осуществлялась и какому объекты не была бы посвящена, совершается как ряд последовательно следующих друг за другом этапов, приближая разработку предстоящей деятельности от общим идеям к точно описанным конкретным действиям.

Рассмотрим один из подходов к педагогическому проектированию разработанный профессором В.С. Безруковой. Проектирование предполагает ряд этапов, определяющих научно-обоснованный подход к решению педагогических проблем: моделирование, проектирование и конструирование.

Педагогическое моделирование предполагает разработку общей идеи, создание модели технологии обучения и основных путей ее реализации.

На этапе моделирования происходит разработка обобщенного образ­ца, модели как общей идеи создания нового педагогического объекта, и намечаются основные пути ее достижения. И если в технике модель - это образец, служащий эталоном для серийного или массового воспроиз­ведения, то педагогическая модель - это какая-либо идея организации, осуществления и развития педагогического объекта, реализация, кото­рой может осуществляться по-разному. К педагогическим моделям от­носятся концепции развития учебных заведений и ученических объеди­нений, уставы и положения учебных заведений, педагогические теории и индивидуальные концепции, отражающие взгляды педагога и так далее.

Педагогическое проектирование - дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования.

На этапе проектирования создается проект, то есть осуществляется конкретизация разработанной модели для определенных педагогиче­ских условий, здесь возникает возможность ее практического приме­нения. Педагогический проект содержит данные для последующей детальной разработки педагогического объекта. К педагогическим проектам относятся учебные планы и учебные программы, квалифи­кационные характеристики, методические рекомендации, планы внеучебной воспитательной работы и так далее.

Педагогическое конструирование - завершающий этап проектирования.

На этапе конструирования проект детализируется до базовых компонентов объектов, в том числе до конкретных действий реаль­ных участников педагогических процессов, находя свое воплоще­ние в различных конструктах. И хотя в технике нет понятия кон­структ, а есть конструкторская документация, тем не менее, оно введено в педагогику. Педагогический конструкт содержит конк­ретные данные и создает возможность представить и корректиро­вать любой педагогический объект. К педагогическим конструктам относятся: планы и конспекты уроков, сценарии внеклассных ме­роприятий, графики контроля выполнения заданий, графики пере­мещения учащихся по рабочим местам, дидактические материалы, расписание и так далее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: