Структурные звенья самосознания, их генезис

Самосознание является необходимым условием существования личности. Без него нет личности. С.Л. Рубинштейн отмечал, что изучение личности «завершается раскрытием самосознания личности».

- Становление самосознания включено в процесс становления личности и поэтому оно не надстраивается над нею, а является одним из компонентов личности.

- Цель развития самосознания состоит в осознании личностью своего «Я», своей отдельности от других людей, что находит свое выражение в растущей самостоятельности и независимости субъекта.

Самосознание личности – это совокупность ее представлений о себе, выражающейся в «концепции – «Я» и оценка личностью этих представлений – самооценка.

О механизмах самосознания. Способность к осознанию психических явлений.

- в течение первого года жизни у ребенка формируется способность отделить себя от своих зрительных образов, т.е. осознать то, что мир существует независимо от него, но воспринимается посредством образов.

По мнению В.В. Столина, в основе сознаваемости лежит расщепляемость, т.е. возможность человека выделить из среды то, что он сейчас воспринимается это вижу»), то, посредством каких зримых признаков он воспринимает и выделяет объект из среды («я понимаю, что я вижу»), и собственная позиция наблюдателя, связанная со схемой тела («я как-то отношусь к тому, что я вижу»).

«Я»- концепция — система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности.

Основным механизмом формирования «Я»-концепции

Столин выделяет следующие феномены:

1) принятие точки зрения другого на себя (прямое усвоение или опосредованное, другой точки зрения);

2) прямое и косвенное внушение ребенку со стороны родителей, как способы усвоения ребенком, транслируемых ему оценок, норм, стандартов, способов поведения и т. д.; 3) трансляция ребенку со стороны родителей конкретных оценок, стандартов, что формирует у ребенка уровень ожиданий и уровень притязаний;

4) система контроля за ребенком;

5) система межкомплиментарных отношений (система трансакций по Э. Берну); 6) семейная идентичность, т. е. вовлечение ребенка в реальные взаимоотношения в семье.

7) механизм идентификации.

Одним из механизмов формирования самосознания является идентификация, т. е. уподобление Себя в форме переживаний и действий другому лицу. Идентификация– это и механизм формирования установок личности, и механизм психологической защиты.

Этапы формирования самосознания совпадают с этапами психического развития ребенка – становления его интеллектуальной и личностной сфер, которые разворачиваются от рождения по подростковый период включительно.

Первый этап связан с формированием у младенца схемы тела – субъективного образа взаимного положения состояния движения частей тела в пространстве. Этот образ формируется на основе информации о положении тела и его частей в пространстве (проприоцептивной информации и о состоянии движения органов (кинестетической информации).

Следующей ступенью в формировании самосознания является начало ходьбы. При этом существенно не столько техника овладения, сколько изменения во взаимоотношениях ребенка с окружающими людьми.

Следующий этап в развитии самосознания связан с формирующейся у ребенка полоролевой идентичностью, т.е. отнесение себя к полу и осознание содержания половой роли.

Важный этап в становлении самосознании – овладение ребенком речью. Возникновение речи изменяет характер отношений между ребенком и взрослым. Овладевая речью, ребенок получает возможность направлять действия других людей по своему желанию, т. е. из состояния объекта воздействий окружающих он переходит в состояние субъекта своих воздействий на них.

В структуре самосознания принято выделять:

«Я»-реальное, т.е. совокупность представлений о себе в настоящем,

«Я»-идеальное – т.е. то, каким бы хотел быть вообще,

«Я»-прошлое, т.е. совокупность представлений о своем прошлом «Я»,

«Я»-будущее, т.е. совокупность представлений о себе в будущем.

Ведущая функция самосознания – это саморегуляция поведения личности. Именно совокупность представлений о себе и оценка этих представлений представляет психологическую основу поведения личности.

5. Эмоционально-волевая сфера личности. Эмоции и чувства. Воля и произвольность.

Эмоции (кратковременны, ситуативны, свойственны человеку и животным) – это особая форма психического отражения, но не самих феноменов, а их объективных отношений к нуждам организма.

Эмоции - особая сфера психических явлений, которая в форме непосредственных переживаний отражает субъективную оценку внешней и внутренней ситуации с точки зрения их значимости, благоприятности или неблагоприятности для жизнедеятельности данного субъекта.

Человек унаследовал эмоции от своих животных предков.

Источником эмоций являются объективно существующие в окружающем мире предметы и явления или изменения, происходящие в организме человека. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями и передаваться другим живым существам.

- американский исследователь эмоций К. Изард (род. 1923) предложил разделить все эмоции на фундаментальные и производные.

К фундаментальным он отнес интерес-волнение, радость, удивление, горе-страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вину,

к производным – все остальные. Например, тревожность – это страх + гнев + вина + интерес + возбуждение. Изменение образа жизни современных людей, изменение общественных отношений вызывает новые эмоциональные состояния, новые чувства.

Чувства (продолжительный, устойчивый процесс)– это особая форма психического отражения, переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. В психологическую структуру чувств входят: эмоции и понятия.

Свойства эмоций и чувств:

- полярность(любовь, ненависть);

- амбивалентность (сочетание противоположных чувств);

- индифферентность (проявления безразличия).

Формы переживания эмоций и чувств:

1. Эмоционально чувствительный тон (элементарное проявление эмоций);

2. Настроение (более или менее устойчивое, относительно продолжительное состояние);

3. Страсть (мощнейшая эмоциональная реакция);

4. Аффект (нарушение волевого контроля);

5. Стресс (комплексный процесс: физиологических и психологических компонентов)

Виды эмоций:

- нравственные;

- интеллектуальные (получение знаний);

- эстетические (эмоции красоты);

- глорические (славы и похвалы);

- пугнические (борьбы, соревнования).

В онтогенезе чувства появляются позднее, чем ситуативные эмоции,

По мере формирования личности чувства организуются в иерархическую структуру, в которой одни чувства занимают ведущее положение, а другие являются подчиненными.

- классификация чувств по сферам деятельности, в которых они проявляются: это интеллектуальные, моральные, эстетические и практические чувства.

функции эмоций и чувств:

1) сигнальная (информативная) функция.выступают как система сигналов благополучия или неблагополучия. Голод, жажда, боль заставляют живые организмы заранее позаботиться о восполнении питательных веществ, пока они еще не исчерпаны полностью;

2) регулятивная функция.организуют и направляют поведение, переключают физиологическую активность живого существа на «аварийный» режим, так называемую алертность – состояние боевой готовности. Но постоянно находиться в состоянии алертности организм не может, так как это связано с большими энергетическими затратами;

3) коммуникативная функция.являются для человека первым языком, которым он начал пользоваться в общении с себе подобными. Даже высшие животные по выражению лица человека, интонации голоса способны понимать его состояние.

Воля – форма психологического отражения, проявляется в способности к выбору действий, связанных с преодолением внешних и внутренних препятствий.

три основные функции(воли):

стимулирующая, обеспечивающую начало того или иного действия в целях преодоления возникающих препятствий;

регулирующая, связанную с волевыми усилиями по поддержанию активности на должном уровне при возникновении внешних и внутренних помех;

сдерживающая, которая состоит в том, чтобы сдерживать другие, зачастую сильные желания, не согласующиеся с главными целями деятельности.

Волевое усилие – переживание усилия, являющегося субъективным компонентом волевого действия включающее в себя возникновение побуждения, осознание и борьбу мотивов, принятие решения, исполнение волевого действия.

Виды решений: разумное, комплексное, поспешное, решение по аналогии.

Воля зависит от внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, ощущения.

Преодолевая внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе такие волевые качества, как целенаправленность, решительность, самостоятельность, настойчивость, инициативность, выдержка, дисциплинированность, мужество.

Воля и волевые качества у человека формируются в зависимости от условий жизни и воспитания.

Для воспитания воли человека необходимо с детства:

1) никогда не делать за него то, что он должен уметь делать сам, а лишь научить его и создать условия для успеха его деятельности;

2) стимулировать самостоятельную деятельность, вызывать у человека чувство радости от достигнутого, укреплять веру в способность преодолевать трудности;

3) объяснять целесообразность требований, приказов, решений, которые предъявляются человеку, и учить самостоятельно принимать разумные решения.

Локус контроля (от лат. locus — место, местоположение и франц. contrуle — проверка) — качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам (экстернальный или внешний Л. к.) либо собственным способностям и усилиям (интернальный или внутренний Л. к.). Понятие Л. к. предложено американским психологом Д. Роттером. Л. к. является устойчивым свойством индивида, формирующимся в процессе его социализации. Люди, обладающие внутренним Л. к., более уверены в себе, последовательны и настойчивы в достижении поставленной цели, склонны к самоанализу, уравновешенны, общительны, доброжелательны и независимы. Внешний Л. к., проявляется как неуверенность в своих способностях, неуравновешенность, стремление отложить реализацию своих намерений на неопределенный срок, тревожность, подозрительность, конформность и агрессивность. Экспериментально показано, что внутренний Л. к. является социально одобряемой ценностью (идеальному Я (см. Я-идеал) всегда приписывается внутренний Л. к.).

6. Психическое развитие, его источники, движущие силы и условия.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ - закономерное изменение процессов психических во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях. Развитие психики реализуется в форме филогенеза/онтогенеза.

Осн. тенденции развития психики :

1) усложнение форм поведения (форм двигательной активности);

2) соверш-ие способности к индивид научению;

3) усложнение форм отражения психического - как следствие и фактор предыдущих тенденций.

выделяются две группы факторов, обусловливающих развитие психики:

природные задатки и внешнее окружение;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: