Неравномерность

3. Метаморфозы. (Выготский отмечал, что… Развитие – это не только количественное, но и качественное изменение. Это переход из одной формы в другую => психика ребенка на каждом этапе различна (метаморфозы в психическом развитии).* ребенок не похож на маленького взрослого. Каждый этап несет свое собственное содержание => понимать его надо не со своей точки зрения, а с точки зрения определенного возраста.)

4. Сочетание процессов инволюции и эволюции. (Эволюция – поступательное развитие, развитие вперед. Инволюция – развитие назад, отмирание, обратное развитие. Эти процессы сочетаются в развитии ребенка.!!! Каждый этап характеризуется не только развитием чего-то, но и отмиранием чего-то.

Обухова Г.Ф.: 1. Неравномерность (темпы развития неравномерны, т.е. каждая психическая функция обладает своим темпом и ритмом становления. и гетерохромность (это разноврèменность, т.е. разные функции в разное время имеют пики и спады. И в одно и то же время разные функции имеют разный уровень развития. (пр: ведущая функция в раннем возрасте – функция восприятия

2. Стадиальность. (Цикличность/Стадиальность психическое развитие протекает стадиально.* др. подход: развитие идет непрерывно и равномерно – при таком подходе выделение каких-то стадий неестественно.

3. Дифференциация и интеграция процессов, свойств и качеств. Дифференциация –заключается в том, что свойства и качества отделяются друг от друга и превращаются в отдельные психические процессыДифференциация дополняется процессоминтеграции - объединение, связи между отдельными сторонами психики. (пр: мышление развивается и на определенном этапе начинает влиять на другие психические процессы à интеллектуализация всех психических процессов (конец младшего школьного, подростковый и юношеский возраст).

4. Пластичность. (Пластичность – проявляется в: возможности изменения психики под влиянием различных условий, возможность усвоения разного опыта. (пр: язык – англоязычная среда – ребенок говорит по-английски).

7. Проблема периодизации психического развития. Основные этапы психического развития человека.

Периодизация — деление онтогенеза на отдельные периоды в соответствии с общим для всего онтогенеза законом — является проблемным полем психологии детства.

В мировой психологии широко используется периодизация Э. Эриксона, положившего в основание развития сразу три процесса: соматическое развитие, социальное развитие и развитие сознательного Я.

В периодизации Э. Эриксона выделяется 8 фаз развития:

1) первая фаза (младенчество, первый год жизни) характеризуется первичным доверием или недоверием ребенка к окружению;

2) вторая фаза (раннее детство: 2—3-й годы жизни) характеризуется автономией или стыдом и сомнением;

3) третья фаза (дошкольный возраст: 4-5-й годы жизни) характеризуется инициативой или чувством вины;

4) четвертая фаза (школьный возраст: с 6 до 11—12 лет, т.е. до половозрелости) характеризуется чувством ценности и трудолюбия или малоценности;

5) пятая фаза (юношество) характеризуется личностной индивидуальностью, идентичностью или диффузией идентичности;

6) шестая фаза (молодость: 20—30 лет) характеризуется близостью, интимностью и солидарностью или изоляцией;

7) седьмая фаза (зрелость: 30-40 лет) характеризуется творческим началом, интегративностью или застоем;

8) восьмая фаза (старший взрослый возраст (плюс старость), от 40 лет и старше) характеризуется целостностью личности или раздвоенностью, отчаянием В основе периодизации

А. Н. Леонтьева лежит тип ведущей деятельности.

1) младенчество с непосредственно-эмоциональным общением ребенка и взрослого;

2) раннее детство с предметной деятельностью;

3) дошкольное детство с игрой;

4) школьный возраст с учением;

5) подростковый возраст с общественно полезной деятельностью и общением со сверстниками;

6) юношеский — с учебно-профессиональной деятельностью.

Периоды и стадии детского развития, по Д. Б. Эльконину, выглядят так:

1. Этап раннего детства состоит из двух стадий — младенчества, открывающегося кризисом новорожденное, на котором развивается мотивационно-потребностная сфера личности, и раннего возраста, начало которого знаменует кризис 1-го года жизни, в котором преимущественно осуществляется освоение операционально-технической сферы. 2. Этап детства открывается кризисом 3 лет, знаменующим начало дошкольного возраста (с освоением мотивационно-потребностной сферы). Второй стадией является открывающийся кризисом 6—7 лет младший школьный возраст, на котором осваивается операционально-техническая сфера.

3. Этап отрочества делится на стадию подросткового возраста (осваивается мотивационно-потребностная сфера), началом которого является кризис 11—12 лет, и стадию ранней юности (освоение операционально-технической стороны), связанной с кризисом 15 лет. По Д. Б. Эльконину, кризисы 3 и 11 лет — это кризисы отношений, вслед за ними возникают новые ориентации в человеческих отношениях; а кризисы 1-го года, 7 и 15 лет — кризисы мировоззрения, меняющие ориентацию в мире вещей.

Социальная ситуация развития - это “совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной.

Возрастной кризис - это особый период преобразования социальной ситуации развития: новообразование предшествующего периода разрушает старую ситуацию развития и провоцирует образование новой. По Выготскому, возрастной кризис - норма онтогенеза.

Ведущая деятельность – это та деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований в данной ступени развития.

Сензитивный период развития — период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения.

Структура возрастов:

Новорожденность – основным новообразованием является комплекс оживления. Младенчество (0 – 1) – прямохождение, функциональные действия, начало формирование предметно-действенного мышления, страх перед незнакомыми людьми, поиск одобрения у взрослого, полный синтез человеческого тела.

Раннее детство (1 – 3) – освоение предметных действий, складывается первичная самооценка, формирование первичных форм наглядно-образного мышления, становление внутреннего плана действий, складываются основные структуры языка, активная речь, появляется устойчивый интерес к сверстникам.

Дошкольный возраст (3 – 7) - формирование произвольных действий и поступков знаменует собой процесс возникновения нового типа поведения, который в полном смысле может быть назван субъектным; формирования механизмов собственно субъектного поведения и характера; формируются общие и специальные способности: музыкальные, художественные, танцевальные и т.п.; наиболее интенсивно развивается воображение, основой развития которого выступает игровая деятельность; складывается новая, более высокая форма наглядно-образного мышления — наглядно-схематическое мышление; произвольными и управляемыми становятся процессы восприятия, памяти, внимания; формируется прообраз мировоззрения; основное новообразование – самооценка и осознание своих переживаний.

Отрочество (7 – 14) - в ходе освоения полной структуры учебной деятельности у ребенка младшего школьного возраста складываются базовые способности теоретического сознания и мышления — анализ, планирование, рефлексия; мышление приобретает абстрактный и обобщенный характер; восприятие приобретает характер организованного наблюдения, осуществляющегося по определенному плану; внимание становится целенаправленным и произвольным, увеличивается его объем, возрастает способность распределять внимание между несколькими объектами; эмоциональные переживания приобретают обобщенный характер, формируются высшие чувства — познавательные, нравственные, эстетические.

Юность (14 – 21) - способности к самоопределению и саморазвитию; главные новообразования юношеского возраста — саморефлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни.

Молодость (19 – 33) - возникает собственный уникальный внутренний мир; приходит ощущение устойчивости своего отношения к миру, своего социального и профессионального Я; формируется индивидуальный стиль деятельности.

Взрослость (32 – 42) - в промежутке от 34 до 37 лет наступает второй пик в развитии мышления взрослого человека, устанавливаются все более тесные и устойчивые связи между образным, вербально-логическим и практическим мышлением; человек обретает уникальную полноту самобытия, которая складывается из многообразия его прав и обязанностей в разных сферах жизни и деятельности: в обществе, на работе и в семье; и в то же время — предельную ответственность за мир и за себя в мире.

Основные кризисы:

Кризис новорожденности. Отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста, «-» - деградация ребенка. Снижается вес в первые дни, т.к. ребенок должен приспособиться к новым формам жизни."+" - все с чем встречается ребенок сплошное новообразование.

Кризис первого года. "Дай". "-" протест, оппозиция, противопоставление себя другим. "+" ребенок начинает ходить и овладевать речью.

Кризис 3 лет. "Сам". "-" трудновоспитуемость, строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, капризность. "+" возникают новые черты личности.

Кризис 7 лет. "-" нарушение психического равновесия. Неустойчивость воли, настроения. "+,"повышается самостоятельность ребенка. Изменяется отношение к другим детям, оно становится более разнообразным и содержательным.

Кризис 13 лет. "-" снижение успеваемости, работоспособности, протестующий характер поведения, yмирание прежней системы интересов. "+" переход к высшей форме интеллектуальной деятельности, сопровождается снижением работоспособности и продуктивности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: