Лицо, ходатайствующее о вызове свидетеля, обязано указать хозяйственному суду факты, которые свидетель может подтвердить или опровергнуть, а также его фамилию, имя, отчество и место жительства.
Перед допросом свидетеля хозяйственный суд:
— удостоверяется в личности свидетеля;
— разъясняет свидетелю его право отказаться от дачи показаний в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законодательными актами;
— предупреждает свидетеля об уголовной ответственности за отказ либо уклонение от дачи показаний, а также за дачу заведомо ложных показаний.
Каждый свидетель допрашивается отдельно. Свидетели, ещё не давшие показаний, не могут находиться в зале судебного заседания во время разбирательства дела. Допрошенные свидетели остаются в зале заседания до окончания разбирательства дела, если суд не разрешает им удалиться ранее, выслушав об этом мнения лиц, участвующих в деле.
Свидетель может быть допрошен судом в месте своего пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности или иных уважительных причин не в состоянии явиться по вызову хозяйственного суда.
Хозяйственный суд выясняет отношение свидетеля к лицам, участвующим в деле, и предлагает свидетелю сообщить суду всё, что ему известно по делу. После этого свидетелю могут быть заданы вопросы хозяйственным судом, лицом, по инициативе которого он вызван, прокурором и другими лицами, участвующими в деле.
Свидетель может быть допрошен повторно в том же или новом заседании по инициативе хозяйственного суда или по его собственному заявлению, а также по просьбе лиц, участвующих в деле.
В случаях, предусмотренных законодательными актами, государственные органы, органы местного управления и самоуправления по заявлению лица, участвующего в деле, или по инициативе суда привлекаются хозяйственным судом к участию в хозяйственном процессе для дачи заключения. Государственный орган, орган местного управления и самоуправления направляют в хозяйственный суд своих представителей, которые дают заключения по вопросам, относящимся к компетенции представляемых ими органов.
Представители государственного органа, органа местного управления и самоуправления, привлечённые к участию в хозяйственном процессе, формулируют заключения на основе вопросов, поставленных перед ними хозяйственным судом и лицами, участвующими в деле.
По ходатайству представителей государственного органа, органа местного управления и самоуправления хозяйственный суд предоставляет им время, необходимое для подготовки заключений,
Представители государственного органа, органа местного управления и самоуправления от имени органов, направивших их в хозяйственный суд, дают заключения, которые носят характер официальных заключений этих органов. Заключения государственного органа, органа местного управления и самоуправления даются в письменной форме и оформляются соответствующими органами как официальные документы, исходящие из этих органов.
Заключения государственного органа, органа местного управления и самоуправления оглашаются в судебном заседании.
По ходатайству лица, участвующего в деле, или по инициативе хозяйственного суда представители государственного
органа, органа местного управления и самоуправления могут быть вызваны в судебное заседание. Представитель, явившийся в судебное заседание, после оглашения соответствующего заключения государственного органа, органа местного управления и самоуправления вправе дать по нему необходимые пояснения, а также обязан ответить на дополнительные вопросы хозяйственного суда и лиц, участвующих в деле. Ответы представителей на дополнительные вопросы заносятся в протокол судебного заседания.
Процесс доказывания складывается из определённых направлений доказательственной деятельности: 1) представления и истребования доказательств; 2) оценки и исследования.
В соответствии с принципом состязательности выявлять, собирать и представлять доказательства должны стороны, жалобщики, заявители и другие лица, участвующие в деле. Суд может помогать этим лицам, а в необходимых случаях действовать по своей инициативе.
Доказательства выявляются, собираются и представляются в стадии судебного разбирательства. Начиная с подготовительной части и до вынесения решения по делу заинтересованные лица, а также суд могут принимать меры по привлечению в процесс доказательств, которые не были предъявлены в суд в стадии возбуждения или подготовки дела. Если во время прений или заключения прокурора, а также в момент вынесения решения суд признает необходимым выяснить новые обстоятельства или исследовать новые доказательства, он выносит определение о возобновлении рассмотрения дела по существу.
В процессе судопроизводства суд принимает во внимание только те из доказательств, которые имеют значение для дела. Оценка значения для дела даётся судом на основе изучения дела и сути рассматриваемых вопросов.
Обстоятельства, достоверность которых была установлена ранее, не подлежат доказыванию. А именно:
— обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, не подлежат доказыванию вновь при рассмотрении хозяйственным судом другого дела, в котором участвуют те же лица или их правопреемники;
— не подлежат доказыванию установленные вступившим в законную силу постановлением общего суда обстоятельства,
имеющие значение для дела, рассматриваемого хозяйственным судом, в котором участвуют те же лица или их правопреемники;
— не подлежат доказыванию установленные вступившим в законную силу приговором суда по уголовному делу обстоятельства, имеющие значение для дела, рассматриваемого хозяйственным судом, в отношении совершения определённых деяний и лиц, их совершивших.
Хозяйственный суд первой и апелляционной инстанций на всех стадиях хозяйственного процесса должен содействовать достижению сторонами согласия в оценке фактических обстоятельств дела в целом или их части, проявлять в этих целях необходимую инициативу, использовать свои процессуальные полномочия и авторитет органа судебной власти. Вопросы, относящиеся к фактическим обстоятельствам дела, признанные и удостоверенные сторонами в установленном порядке, в ходе дальнейшего производства в хозяйственных судах первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций не проверяются.
Исследование судебного доказательства — это его непосредственное восприятие, проверка одного доказательства с помощью других, выявление и устранение противоречий, если они имеются в представленных доказательствах. Доказательства исследуются судом и лицами, участвующими в деле. Суд возглавляет деятельность по исследованию доказательства. Он заслушивает объяснения лиц, участвующих в деле, допрашивает свидетелей и экспертов, знакомится с письменными и вещественными доказательствами.
Исследуются доказательства различными способами, применение которых зависит от вида соответствующего средства доказывания. Объяснения сторон и третьих лиц заслушиваются судом. Письменные доказательства, письменные объяснения лиц, участвующих в деле, а также письменные материалы, полученные с помощью судебного поручения или в результате обеспечения доказательств, оглашаются в судебном заседании и предъявляются для ознакомления лицам, участвующим в деле, судебным представителям, а в необходимых случаях — экспертам и свидетелям. Вещественные доказательства осматриваются судом и предъявляются для ознакомления лицам, участвующим в деле, судебным
я
представителям, а в необходимых случаях — экспертам и свидетелям.
Завершающий этап процесса доказывания — оценка доказательств. Уже при возбуждении дела, а затем в ходе подготовки к судебному разбирательству судья предварительно оценивает представляемые доказательства на основании правила относимости: имеющие значение принимает, а не относящиеся к делу устраняет. Оценочное суждение судьи или суда о недостаточности или недостоверности доказательств, имеющихся в деле, влечёт определение суда об истребовании дополнительных доказательств, принятии мер по проверке представленных доказательств и т. д. Оценочные суждения суда о силе, значении и достоверности доказательств, такие же суждения лиц, участвующих в деле, являются неотъемлемой частью процесса судебного доказывания.
Хозяйственный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании доказательств, имеющихся в деле. Никакие доказательства не имеют для хозяйственного суда заранее установленной силы. Хозяйственный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Центральным моментом в определении относимости доказательств являются те критерии, на основании которых решается, относимо ли данное, конкретное доказательство.
Относимость доказательств определяется четырьмя группами обстоятельств, имеющими значение для дела: 1) фактами предмета доказывания; 2) доказательственными фактами; 3) процессуальными фактами, например, влияющими на возникновение права на предъявление иска, приостановление производства по делу и проч.; 4) фактами, дающими основание для вынесения частного определения по делу.
Следует подчеркнуть то обстоятельство, что процессуальные факты, на которые стороны ссылаются в своих требованиях и возражениях, действительно имеют значение для дела. Однако одни процессуальные факты важны для разрешения дела по существу, другие — для совершения отдельного процессуального действия.
Следовательно, относимость доказательств — это широкая правовая категория, свидетельствующая о взаимосвязи до-
казательств с обстоятельствами, подлежащими установлению как для разрешения всего дела, так и для совершения отдельных процессуальных действий.
Одним из важных вопросов, существенно влияющих на ход дела и принимаемое в результате его судебное решение, — допустимость доказательств. Вопрос допустимости доказательств оговорен ст. 104 ХПК: обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими средствами доказывания.
Следует подчеркнуть, что допустимость доказательств имеет общий и специальный характер. Общий характер допустимости свидетельствует о том, что по всем делам независимо от их категории должно соблюдаться требование о получении информации из' определенных законом средств доказывания с соблюдением порядка собирания, представления и исследования доказательств. Нарушение этих требований приводит к недопустимости доказательств. Следовательно, допустимость доказательств прежде всего обуславливается соблюдением процессуальной формы доказывания.
( Доказательство признаётся хозяйственным судом достоверным, если в результате его исследования, сопоставления с другими доказательствами суд установит, что содержащиеся в нём сведения соответствуют действительности.
Хозяйственный суд первой и апелляционной инстанций обязан привести в судебном постановлении мотивы, по которым одни доказательства положены судом в обоснование своих выводов, а другие отвергнуты.
В ряде случаев возникает необходимость в обеспечении доказательств.
Обеспечение доказательств — особый способ их фиксирования, применяемый до исследования доказательств в судебном заседании, если есть основания опасаться, что их представление суду в дальнейшем станет невозможным или затруднительным. До возбуждения дела в суде доказательство обеспечивается нотариальными конторами, а после возбуждения дела — тем судом, в районе деятельности которого должны быть совершены процессуальные действия по обеспечению доказательств.
Лица, участвующие в деле, имеющие основания полагать, что представление необходимых доказательств станет
невозможным или затруднительным, могут ходатайствовать перед хозяйственным судом, в который они обращаются с иском, об обеспечении этих доказательств как до возбуждения производства по делу, так и после.
В целях обеспечения доказательств хозяйственный суд совершает процессуальные действия, предусмотренные ХПК, направленные на закрепление и сохранение этих доказательств (наложение ареста, истребование от других лиц и организаций, осмотр вещественных доказательств и т. д.).
Хозяйственный суд вправе применять технические средства для закрепления объяснений сторон, их представителей и других лиц, участвующих в деле, а также для фиксирования иных процессуальных действий доказательственного характера. Применение технических средств может быть инициировано как судом по своей инициативе, так и. по заявлению лиц, участвующих в деле. Достоверность информации, закреплённой с помощью технических средств, подтверждается участниками процессуального действия в протоколе.
Хозяйственный суд, рассматривающий дело, в случае невозможности получения доказательств, находящихся на территории другой административно-территориальной единицы Республики Беларусь, в порядке, установленном статьёй 112 ХПК, вправе поручить соответствующему хозяйственному суду совершить определённые процессуальные действия.
О судебном поручении хозяйственный,суд выносит определение, в котором указываются: состав лиц, участвующих в деле, их местонахождение, краткое содержание рассматриваемого дела, а также обстоятельства, подлежащие выяснению, и доказательства, собранные хозяйственным судом, которому даётся поручение.
Определение о судебном поручении обязательно для хозяйственного суда, которому дано поручение, и должно быть выполнено в срок не более десяти дней со дня получения определения.
Судебное поручение выполняется хозяйственным судом по правилам, установленным ХПК. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте проведения заседания. Неявка извещённых надлежащим образом лиц, участвующих в деле, не препятствует выполнению поручения.
Об исполнении судебного поручения выносится определение, которое со всеми материалами в течение трёх дней
пересылается в хозяйственный суд, направивший судебное поручение.
1. Что такое судебное доказывание и доказательство в хозяйственном процессе? 2. Что такое предмет доказывания, факты, не подлежащие доказыванию, относимость и допустимость доказательств? 3. На кого возлагается обязанность доказывания и представления доказательств? 4. Что такое доказательственные презумпции? 5. Какие виды доказательств существуют? 6. Что такое средства доказывания и каковы их виды? 7. Каковы основания и порядок обеспечения доказательств? 8. Судебные поручения, основания и порядок вынесения определения о судебном поручении и порядок его выполнения.
Тема 11. Судебные расходы
Деятельность системы хозяйственных судов, разрешение споров, подведомственных хозяйственным судам, а также осуществление принудительного исполнения судебных постановлений влекут за собой значительные расходы. В соответствии с действующим хозяйственным процессуальным законодательством лица, участвующие в деле, обязаны компенсировать ряд этих расходов, связанных с производством по делу. Возмещение расходов — это не только компенсация затрат, но и превентивная мера. Суд, как правило, возлагает уплату расходов на сторону, не выполнившую обязательства либо заявившую необоснованные требования. При этом суд распределяет расходы после всестороннего рассмотрения резолютивной части решения.
В соответствии с действующим законодательством судебные расходы складываются из двух составляющих. Это:
— государственная пошлина;
— издержки, связанные с рассмотрением дела. Плательщиками государственной пошлины в соответствии
с действующим законодательством являются лица, которые выступают ответчиками (должниками) в хозяйственных судах, если при этом решение суда принято не в их пользу, а истец (взыскатель) освобождён от уплаты государственной пошлины. Объектами государственной пошлины выступают:
— исковые и иные заявления, жалобы, ходатайства, по
даваемые в хозяйственные суды, а также выдача хозяйствен
ными судами копий документов;
— надзорные жалобы на судебные постановления, подаваемые в органы прокуратуры, а также выдача органами прокуратуры копий документов.
При обращении в хозяйственные суды, органы прокуратуры государственная пошлина должна быть уплачена до подачи искового заявления, заявления, жалобы (в том числе апелляционной, кассационной или надзорной) или ходатайства.
По делам, рассматриваемым в хозяйственных судах, государственная пошлина уплачивается с учётом следующих особенностей:
— при подаче исковых заявлений, содержащих требова
ния как имущественного, так и неимущественного характера,
одновременно уплачиваются государственная пошлина, уста
новленная для исковых заявлений имущественного характе
ра, и государственная пошлина, установленная для исковых
заявлений неимущественного характера;
— при предъявлении искового заявления одним истцом
к нескольким ответчикам, а также при объединении судом в
одно производство нескольких однородных требований госу
дарственная пошлина исчисляется от общей суммы иска;
— при предъявлении искового заявления совместно несколькими истцами к одному или нескольким ответчикам государственная пошлина исчисляется от общей суммы иска и уплачивается истцами пропорционально доле заявленных ими требований;
— при предъявлении искового заявления совместно несколькими освобождёнными от уплаты государственной пошлины истцами к одному ответчику государственная пошлина с ответчика исчисляется от общей присуждённой суммы иска;
— при предъявлении искового заявления к нескольким ответчикам одним или несколькими истцами, освобождёнными от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина взыскивается отдельно с каждого ответчика пропорционально взыскиваемой с него сумме;
— при предъявлении встречного искового заявления, а также заявлений о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, государственная пошлина уплачивается в общеустановленном порядке;
— третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, вступающие в дело по своей инициативе либо привлечённые к участию в деле по инициативе суда или по ходатайству сторон, государственную пошлину не уплачивают. При осуществлении иных процессуальных действий, за совершение которых взимается государственная пошлина, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, уплачивает государственную пошлину в общеустановленном порядке;
— при замене по судебному постановлению выбывшей стороны её правопреемником (реорганизация юридического лица, уступка права требования, перевод долга, смерть индивидуального предпринимателя или гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) государственная пошлина уплачивается этим правопреемником, если она не была уплачена выбывшей стороной;
— в случае выделения судом одного или нескольких из соединённых исковых требований в отдельное производство государственная пошлина, уплаченная при предъявлении иска, не пере-считывается и не возвращается. По выделенному отдельно производству государственная пошлина повторно не уплачивается;
' — в случае объединения судом нескольких однородных дел в одно дело либо выделения одного или нескольких соединённых требований в отдельное дело (дела) государственная пошлина, уплаченная при подаче искового заявления (заявления), повторно не взимается и перерасчёту не подлежит;
— по повторно предъявленным исковым заявлениям, иным заявлениям, жалобам, ходатайствам, которые ранее были оставлены без рассмотрения, государственная пошлина уплачивается вновь на общих основаниях. При этом, если в связи с оставлением указанных документов без рассмотрения государственная пошлина подлежала возврату, но не была возвращена, к повторно предъявленному документу может быть приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины, если не истекло три года со дня её уплаты;
— при подаче искового заявления о компенсации морального вреда, а также жалоб на судебные постановления по таким делам государственная пошлина взимается по ставкам, установленным для исковых заявлений неимущественного характера;
— при подаче искового заявления об освобождении имущества от ареста (исключении из описи) в случае, если вопрос об освобождении имущества от ареста (исключении из описи) не связан с истребованием имущества, а также с признанием (установлением) права собственности на него, государственная пошлина исчисляется по ставкам, установленным для исковых заявлений неимущественного характера;
— при подаче искового заявления, в котором объединены связанные между собой требования о признании права собственности на имущество и об освобождении имущества от ареста (исключении из описи), одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера;
— при подаче искового заявления, содержащего требования о признании сделки недействительной (установлении факта ничтожности сделки) и применении последствий её недействительности, государственная пошлина уплачивается отдельно за каждое требование, при этом требование о применении последствий недействительности (ничтожности) сделки подлежит оплате государственной пошлиной в зависимости от характера последствий, о применении которых указано в исковом заявлении.
В случаях, прямо указанных в законе, лица, обращающиеся в хозяйственный суд, могут освобождаться от уплаты государственной пошлины. Так, истец освобождается от оплаты государственной пошлины по искам к налоговым, таможенным, финансовым органам, Комитету государственного контроля Республики Беларусь и его органам о взыскании в их пользу сумм из бюджета, а также за подачу апелляционных, кассационных жалоб и жалоб в порядке надзора, надзорных жалоб по таким делам; лица, участвующие в деле, — за подачу жалоб об отмене определения суда о прекращении производства по делу (за исключением случаев прекращения производства по делу в связи с утверждением мирового соглашения, обжалования кассационных и надзорных определений по таким делам) или оставлении его без рассмотрения, за подачу заявлений об отсрочке или рассрочке исполнения решения, изменении способа и порядка исполнения решения,
об обеспечении иска или о замене одного вида обеспечения другим, о пересмотре определения или постановления суда по вновь открывшимся обстоятельствам, о восстановлении пропущенного срока, а также жалоб на действия судебного исполнителя. Помимо этих случаев в соответствии со статьёй 10 Закона Республики Беларусь от 10 января 1992 г. № 1394-ХП «О государственной пошлине» льготы по её оплате имеют ряд юридических лиц и государственных органов.
Государственная пошлина может быть возвращена плательщику полностью или частично в следующих случаях:
— государственная пошлина была уплачена в большем размере либо не должна была уплачиваться;
— хозяйственный суд отказал в принятии искового заявления, заявления, ходатайства, жалобы или исковое заявление, заявление, ходатайство, жалоба возвращены, отменили определение о судебном приказе либо хозяйственный суд отказал в вынесении определения о судебном приказе;
— производство по делу прекращено в связи с неподведомственностью дела хозяйственному суду; заявление оставлено без рассмотрения в связи с несоблюдением установленного порядка досудебного урегулирования спора; заявление подано недееспособным физическим лицом или находится на рассмотрении в другом суде по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям;
— отменено в установленном порядке исполненное решение хозяйственного суда в части взыскания государственной пошлины, и дело не направлено на новое рассмотрение в суд первой, апелляционной или кассационной инстанции;
— в процессе рассмотрения дела хозяйственным судом уточнена цена иска, с которого была уплачена государственная пошлина, и цена иска уменьшена;
— плательщик, уплативший государственную пошлину, отказывается от совершения юридически значимого действия, включая предоставление определённых прав или выдачу отдельных документов, до его совершения;
— документы (сделки), за выдачу (удостоверение) которых уплачена государственная пошлина, признаны судом недействительными;
— хозяйственный суд направил исковое заявление (заявление) на рассмотрение другого хозяйственного суда,
в котором предусмотрены более низкие ставки государственной пошлины.
При урегулировании сторонами хозяйственного спора в порядке посредничества, без судебного разбирательства, возвращается 50 % уплаченной государственной пошлины. При урегулировании хозяйственного спора в порядке посредничества плательщику от 50 % уплаченной государственной пошлины возвращается её часть в сумме, пропорциональной размеру требований, по которым достигнуто соглашение.
Плательщику возвращается 25 % уплаченной государственной пошлины в случае, если при рассмотрении хозяйственного спора сторонами заключено мировое соглашение по всем заявленным требованиям в целом. При заключении мирового соглашения относительно части заявленных требований плательщику от 25 % уплаченной государственной пошлины возвращается сумма, пропорциональная размеру требований, по которым заключено мировое соглашение.
Государственная пошлина, уплаченная при обращении в хозяйственный суд, возвращается на основании судебного постановления и справки, выданной хозяйственным судом.
При полном или частичном удовлетворении требований о признании недействительным ненормативного правового акта либо об обжаловании действий (бездействия) должностного лица государственного органа, который в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь освобождён от уплаты государственной пошлины по судебным делам, заявителю возвращается из средств соответствующего бюджета уплаченная государственная пошлина полностью или пропорционально части удовлетворённых требований.
К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся:
— денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам, свидетелям и переводчикам;
— расходы по производству осмотра доказательств в их местонахождении;
— иные расходы, признанные хозяйственным судом необходимыми.
Стороной, заявившей ходатайство, или третьим лицом, заявившим самостоятельные требования, вносятся средства на соответствующий счёт хозяйственного суда для выплат экспертам, специалистам и свидетелям, а также на иные
расходы. Если ходатайство заявлено обеими сторонами либо вызов специалистов и свидетелей, назначение экспертизы и иные действия, подлежащие оплате, проводятся по инициативе хозяйственного суда, необходимые денежные суммы вносятся сторонами в равных частях на соответствующий счёт хозяйственного суда, если иное не предусмотрено законодательными актами.
В Хозяйственном процессуальном кодексе предусмотрен следующий порядок выплат:
— экспертам, специалистам, свидетелям и переводчикам возмещаются расходы по проезду, найму жилого помещения, понесённые ими в связи с явкой в хозяйственный суд, и выплачиваются суточные;
— за работниками, вызываемыми в хозяйственный суд в качестве свидетелей,,сохраняется средняя заработная плата по месту работы за время их отсутствия в связи с явкой в суд;
— свидетели, не состоящие в трудовых отношениях, получают компенсацию за отвлечение от обычных занятий, при этом исходят из фактических затрат времени и в соответствии с минимальной заработной платой, установленной законодательством, за счёт средств, находящихся на соответствующем счёте хозяйственного суда.
Следует отметить, что эксперты и специалисты получают вознаграждение за выполненную ими по поручению хозяйственного суда работу, если эта работа не входит в их служебные обязанности.
Законодательством также установлено, что оплата труда переводчиков и возмещение понесённых ими расходов в связи с явкой в хозяйственный суд производятся из средств республиканского бюджета.
Способы распределения судебных расходов можно подразделить на три группы:
1. Распределение между истцом и ответчиком пропорционально размеру удовлетворённых исковых требований.
2. По решению суда независимо от исхода дела, если дело возникло вследствие нарушения какой-либо стороной досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора, установленного законодательными актами для данной категории споров или договором (оставление претензии без ответа, невысылка истребованных документов).
3. По соглашению сторон о распределении судебных расходов хозяйственный суд вправе принять решение в соответствии с этим соглашением.
*|? | 1. Что такое судебные расходы, каковы их виды? 2. Каковы
я т размеры, порядок исчисления, уплаты и возврата государственной пошлины? 3. Что включается в издержки, связанные с рассмотрением дела? 4. Кто может быть освобождён от судебных расходов? 5. Каков порядок распределения судебных расходов между сторонами?