Общие положения 6 страница

Лицо, ходатайствующее о вызове свидетеля, обязано ука­зать хозяйственному суду факты, которые свидетель может подтвердить или опровергнуть, а также его фамилию, имя, отчество и место жительства.

Перед допросом свидетеля хозяйственный суд:

— удостоверяется в личности свидетеля;

— разъясняет свидетелю его право отказаться от дачи по­казаний в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законодательными актами;

— предупреждает свидетеля об уголовной ответственности за отказ либо уклонение от дачи показаний, а также за дачу заведомо ложных показаний.

Каждый свидетель допрашивается отдельно. Свидетели, ещё не давшие показаний, не могут находиться в зале судеб­ного заседания во время разбирательства дела. Допрошенные свидетели остаются в зале заседания до окончания разбира­тельства дела, если суд не разрешает им удалиться ранее, вы­слушав об этом мнения лиц, участвующих в деле.

Свидетель может быть допрошен судом в месте своего пре­бывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности или иных уважительных причин не в состоянии явиться по вызову хозяйственного суда.


Хозяйственный суд выясняет отношение свидетеля к ли­цам, участвующим в деле, и предлагает свидетелю сообщить суду всё, что ему известно по делу. После этого свидетелю могут быть заданы вопросы хозяйственным судом, лицом, по инициативе которого он вызван, прокурором и другими лица­ми, участвующими в деле.

Свидетель может быть допрошен повторно в том же или новом заседании по инициативе хозяйственного суда или по его собственному заявлению, а также по просьбе лиц, уча­ствующих в деле.

В случаях, предусмотренных законодательными актами, государственные органы, органы местного управления и са­моуправления по заявлению лица, участвующего в деле, или по инициативе суда привлекаются хозяйственным судом к участию в хозяйственном процессе для дачи заключения. Государственный орган, орган местного управления и самоу­правления направляют в хозяйственный суд своих представи­телей, которые дают заключения по вопросам, относящимся к компетенции представляемых ими органов.

Представители государственного органа, органа местного управления и самоуправления, привлечённые к участию в хозяйственном процессе, формулируют заключения на основе вопросов, поставленных перед ними хозяйственным судом и лицами, участвующими в деле.

По ходатайству представителей государственного органа, органа местного управления и самоуправления хозяйственный суд предоставляет им время, необходимое для подготовки за­ключений,

Представители государственного органа, органа местного управления и самоуправления от имени органов, направив­ших их в хозяйственный суд, дают заключения, которые но­сят характер официальных заключений этих органов. Заклю­чения государственного органа, органа местного управления и самоуправления даются в письменной форме и оформляются соответствующими органами как официальные документы, исходящие из этих органов.

Заключения государственного органа, органа местного управ­ления и самоуправления оглашаются в судебном заседании.

По ходатайству лица, участвующего в деле, или по ини­циативе хозяйственного суда представители государственного





органа, органа местного управления и самоуправления могут быть вызваны в судебное заседание. Представитель, явивший­ся в судебное заседание, после оглашения соответствующего заключения государственного органа, органа местного управ­ления и самоуправления вправе дать по нему необходимые по­яснения, а также обязан ответить на дополнительные вопросы хозяйственного суда и лиц, участвующих в деле. Ответы пред­ставителей на дополнительные вопросы заносятся в протокол судебного заседания.

Процесс доказывания складывается из определённых на­правлений доказательственной деятельности: 1) представления и истребования доказательств; 2) оценки и исследования.

В соответствии с принципом состязательности выявлять, собирать и представлять доказательства должны стороны, жалобщики, заявители и другие лица, участвующие в деле. Суд может помогать этим лицам, а в необходимых случаях действовать по своей инициативе.

Доказательства выявляются, собираются и представляются в стадии судебного разбирательства. Начиная с подготовитель­ной части и до вынесения решения по делу заинтересованные лица, а также суд могут принимать меры по привлечению в процесс доказательств, которые не были предъявлены в суд в стадии возбуждения или подготовки дела. Если во время пре­ний или заключения прокурора, а также в момент вынесения решения суд признает необходимым выяснить новые обстоя­тельства или исследовать новые доказательства, он выносит определение о возобновлении рассмотрения дела по существу.

В процессе судопроизводства суд принимает во внимание только те из доказательств, которые имеют значение для де­ла. Оценка значения для дела даётся судом на основе изуче­ния дела и сути рассматриваемых вопросов.

Обстоятельства, достоверность которых была установлена ранее, не подлежат доказыванию. А именно:

— обстоятельства, установленные вступившим в закон­ную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, не подлежат доказыванию вновь при рассмотрении хо­зяйственным судом другого дела, в котором участвуют те же лица или их правопреемники;

— не подлежат доказыванию установленные вступившим в законную силу постановлением общего суда обстоятельства,


имеющие значение для дела, рассматриваемого хозяйствен­ным судом, в котором участвуют те же лица или их право­преемники;

— не подлежат доказыванию установленные вступившим в законную силу приговором суда по уголовному делу обстоя­тельства, имеющие значение для дела, рассматриваемого хо­зяйственным судом, в отношении совершения определённых деяний и лиц, их совершивших.

Хозяйственный суд первой и апелляционной инстанций на всех стадиях хозяйственного процесса должен содействовать достижению сторонами согласия в оценке фактических обсто­ятельств дела в целом или их части, проявлять в этих целях необходимую инициативу, использовать свои процессуальные полномочия и авторитет органа судебной власти. Вопросы, от­носящиеся к фактическим обстоятельствам дела, признанные и удостоверенные сторонами в установленном порядке, в ходе дальнейшего производства в хозяйственных судах первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций не про­веряются.

Исследование судебного доказательства — это его непо­средственное восприятие, проверка одного доказательства с помощью других, выявление и устранение противоречий, если они имеются в представленных доказательствах. Доказатель­ства исследуются судом и лицами, участвующими в деле. Суд возглавляет деятельность по исследованию доказательства. Он заслушивает объяснения лиц, участвующих в деле, допра­шивает свидетелей и экспертов, знакомится с письменными и вещественными доказательствами.

Исследуются доказательства различными способами, при­менение которых зависит от вида соответствующего средства доказывания. Объяснения сторон и третьих лиц заслушива­ются судом. Письменные доказательства, письменные объ­яснения лиц, участвующих в деле, а также письменные ма­териалы, полученные с помощью судебного поручения или в результате обеспечения доказательств, оглашаются в су­дебном заседании и предъявляются для ознакомления ли­цам, участвующим в деле, судебным представителям, а в необходимых случаях — экспертам и свидетелям. Веществен­ные доказательства осматриваются судом и предъявляются для ознакомления лицам, участвующим в деле, судебным

я


представителям, а в необходимых случаях — экспертам и свидетелям.

Завершающий этап процесса доказывания — оценка до­казательств. Уже при возбуждении дела, а затем в ходе подготовки к судебному разбирательству судья предваритель­но оценивает представляемые доказательства на основании правила относимости: имеющие значение принимает, а не от­носящиеся к делу устраняет. Оценочное суждение судьи или суда о недостаточности или недостоверности доказательств, имеющихся в деле, влечёт определение суда об истребовании дополнительных доказательств, принятии мер по проверке представленных доказательств и т. д. Оценочные суждения суда о силе, значении и достоверности доказательств, такие же суждения лиц, участвующих в деле, являются неотъемле­мой частью процесса судебного доказывания.

Хозяйственный суд оценивает доказательства по своему вну­треннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании доказательств, имеющихся в деле. Ни­какие доказательства не имеют для хозяйственного суда заранее установленной силы. Хозяйственный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельно­сти, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Центральным моментом в определении относимо­сти доказательств являются те критерии, на основании которых решается, относимо ли данное, конкретное доказательство.

Относимость доказательств определяется четырьмя группа­ми обстоятельств, имеющими значение для дела: 1) фактами предмета доказывания; 2) доказательственными фактами; 3) процессуальными фактами, например, влияющими на воз­никновение права на предъявление иска, приостановление производства по делу и проч.; 4) фактами, дающими основа­ние для вынесения частного определения по делу.

Следует подчеркнуть то обстоятельство, что процессуаль­ные факты, на которые стороны ссылаются в своих требова­ниях и возражениях, действительно имеют значение для дела. Однако одни процессуальные факты важны для разрешения дела по существу, другие — для совершения отдельного про­цессуального действия.

Следовательно, относимость доказательств — это широкая правовая категория, свидетельствующая о взаимосвязи до-


казательств с обстоятельствами, подлежащими установлению как для разрешения всего дела, так и для совершения отдель­ных процессуальных действий.

Одним из важных вопросов, существенно влияющих на ход дела и принимаемое в результате его судебное решение, — допустимость доказательств. Вопрос допустимости доказа­тельств оговорен ст. 104 ХПК: обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными сред­ствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими средствами доказывания.

Следует подчеркнуть, что допустимость доказательств име­ет общий и специальный характер. Общий характер допусти­мости свидетельствует о том, что по всем делам независимо от их категории должно соблюдаться требование о получении информации из' определенных законом средств доказывания с соблюдением порядка собирания, представления и исследо­вания доказательств. Нарушение этих требований приводит к недопустимости доказательств. Следовательно, допустимость доказательств прежде всего обуславливается соблюдением процессуальной формы доказывания.

( Доказательство признаётся хозяйственным судом досто­верным, если в результате его исследования, сопоставления с другими доказательствами суд установит, что содержащиеся в нём сведения соответствуют действительности.

Хозяйственный суд первой и апелляционной инстанций обязан привести в судебном постановлении мотивы, по ко­торым одни доказательства положены судом в обоснование своих выводов, а другие отвергнуты.

В ряде случаев возникает необходимость в обеспечении до­казательств.

Обеспечение доказательств — особый способ их фиксиро­вания, применяемый до исследования доказательств в судебном заседании, если есть основания опасаться, что их представле­ние суду в дальнейшем станет невозможным или затруднитель­ным. До возбуждения дела в суде доказательство обеспечивает­ся нотариальными конторами, а после возбуждения дела — тем судом, в районе деятельности которого должны быть соверше­ны процессуальные действия по обеспечению доказательств.

Лица, участвующие в деле, имеющие основания пола­гать, что представление необходимых доказательств станет





невозможным или затруднительным, могут ходатайствовать перед хозяйственным судом, в который они обращаются с ис­ком, об обеспечении этих доказательств как до возбуждения производства по делу, так и после.

В целях обеспечения доказательств хозяйственный суд со­вершает процессуальные действия, предусмотренные ХПК, на­правленные на закрепление и сохранение этих доказательств (наложение ареста, истребование от других лиц и организа­ций, осмотр вещественных доказательств и т. д.).

Хозяйственный суд вправе применять технические сред­ства для закрепления объяснений сторон, их представителей и других лиц, участвующих в деле, а также для фиксирования иных процессуальных действий доказательственного харак­тера. Применение технических средств может быть иниции­ровано как судом по своей инициативе, так и. по заявлению лиц, участвующих в деле. Достоверность информации, за­креплённой с помощью технических средств, подтверждается участниками процессуального действия в протоколе.

Хозяйственный суд, рассматривающий дело, в случае не­возможности получения доказательств, находящихся на тер­ритории другой административно-территориальной единицы Республики Беларусь, в порядке, установленном статьёй 112 ХПК, вправе поручить соответствующему хозяйственному су­ду совершить определённые процессуальные действия.

О судебном поручении хозяйственный,суд выносит определе­ние, в котором указываются: состав лиц, участвующих в деле, их местонахождение, краткое содержание рассматриваемого дела, а также обстоятельства, подлежащие выяснению, и доказательства, собранные хозяйственным судом, которому даётся поручение.

Определение о судебном поручении обязательно для хо­зяйственного суда, которому дано поручение, и должно быть выполнено в срок не более десяти дней со дня получения определения.

Судебное поручение выполняется хозяйственным судом по правилам, установленным ХПК. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте проведения заседания. Неявка извещённых надлежащим образом лиц, участвующих в деле, не препятствует выполнению поручения.

Об исполнении судебного поручения выносится опреде­ление, которое со всеми материалами в течение трёх дней


пересылается в хозяйственный суд, направивший судебное поручение.

 

1. Что такое судебное доказывание и доказательство в хозяй­ственном процессе? 2. Что такое предмет доказывания, факты, не подлежащие доказыванию, относимость и допустимость до­казательств? 3. На кого возлагается обязанность доказывания и представления доказательств? 4. Что такое доказательственные презумпции? 5. Какие виды доказательств существуют? 6. Что такое средства доказывания и каковы их виды? 7. Каковы осно­вания и порядок обеспечения доказательств? 8. Судебные пору­чения, основания и порядок вынесения определения о судебном поручении и порядок его выполнения.

Тема 11. Судебные расходы

Деятельность системы хозяйственных судов, разрешение спо­ров, подведомственных хозяйственным судам, а также осущест­вление принудительного исполнения судебных постановлений влекут за собой значительные расходы. В соответствии с дей­ствующим хозяйственным процессуальным законодательством лица, участвующие в деле, обязаны компенсировать ряд этих расходов, связанных с производством по делу. Возмещение рас­ходов — это не только компенсация затрат, но и превентивная мера. Суд, как правило, возлагает уплату расходов на сторону, не выполнившую обязательства либо заявившую необоснованные требования. При этом суд распределяет расходы после всесторон­него рассмотрения резолютивной части решения.

В соответствии с действующим законодательством судеб­ные расходы складываются из двух составляющих. Это:

— государственная пошлина;

— издержки, связанные с рассмотрением дела. Плательщиками государственной пошлины в соответствии

с действующим законодательством являются лица, которые выступают ответчиками (должниками) в хозяйственных судах, если при этом решение суда принято не в их пользу, а истец (взыскатель) освобождён от уплаты государственной пошлины. Объектами государственной пошлины выступают:

— исковые и иные заявления, жалобы, ходатайства, по­
даваемые в хозяйственные суды, а также выдача хозяйствен­
ными судами копий документов;





— надзорные жалобы на судебные постановления, пода­ваемые в органы прокуратуры, а также выдача органами про­куратуры копий документов.

При обращении в хозяйственные суды, органы прокурату­ры государственная пошлина должна быть уплачена до пода­чи искового заявления, заявления, жалобы (в том числе апел­ляционной, кассационной или надзорной) или ходатайства.

По делам, рассматриваемым в хозяйственных судах, го­сударственная пошлина уплачивается с учётом следующих особенностей:

— при подаче исковых заявлений, содержащих требова­
ния как имущественного, так и неимущественного характера,
одновременно уплачиваются государственная пошлина, уста­
новленная для исковых заявлений имущественного характе­
ра, и государственная пошлина, установленная для исковых
заявлений неимущественного характера;

— при предъявлении искового заявления одним истцом
к нескольким ответчикам, а также при объединении судом в
одно производство нескольких однородных требований госу­
дарственная пошлина исчисляется от общей суммы иска;

— при предъявлении искового заявления совместно не­сколькими истцами к одному или нескольким ответчикам государственная пошлина исчисляется от общей суммы иска и уплачивается истцами пропорционально доле заявленных ими требований;

— при предъявлении искового заявления совместно не­сколькими освобождёнными от уплаты государственной по­шлины истцами к одному ответчику государственная пошли­на с ответчика исчисляется от общей присуждённой суммы иска;

— при предъявлении искового заявления к нескольким ответчикам одним или несколькими истцами, освобождён­ными от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина взыскивается отдельно с каждого ответчика пропор­ционально взыскиваемой с него сумме;

— при предъявлении встречного искового заявления, а также заявлений о вступлении в дело третьих лиц, заяв­ляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, государственная пошлина уплачивается в общеустанов­ленном порядке;


— третьи лица, не заявляющие самостоятельных требо­ваний на предмет спора, вступающие в дело по своей ини­циативе либо привлечённые к участию в деле по инициативе суда или по ходатайству сторон, государственную пошлину не уплачивают. При осуществлении иных процессуальных действий, за совершение которых взимается государственная пошлина, третье лицо, не заявляющее самостоятельных тре­бований на предмет спора, уплачивает государственную по­шлину в общеустановленном порядке;

— при замене по судебному постановлению выбывшей стороны её правопреемником (реорганизация юридического лица, уступка права требования, перевод долга, смерть ин­дивидуального предпринимателя или гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) государственная по­шлина уплачивается этим правопреемником, если она не была уплачена выбывшей стороной;

— в случае выделения судом одного или нескольких из сое­динённых исковых требований в отдельное производство государ­ственная пошлина, уплаченная при предъявлении иска, не пере-считывается и не возвращается. По выделенному отдельно произ­водству государственная пошлина повторно не уплачивается;

' — в случае объединения судом нескольких однородных дел в одно дело либо выделения одного или нескольких соеди­нённых требований в отдельное дело (дела) государственная пошлина, уплаченная при подаче искового заявления (заявле­ния), повторно не взимается и перерасчёту не подлежит;

— по повторно предъявленным исковым заявлениям, иным заявлениям, жалобам, ходатайствам, которые ранее были оставлены без рассмотрения, государственная пошлина уплачивается вновь на общих основаниях. При этом, если в связи с оставлением указанных документов без рассмотрения государственная пошлина подлежала возврату, но не была воз­вращена, к повторно предъявленному документу может быть приложен первоначальный документ об уплате государствен­ной пошлины, если не истекло три года со дня её уплаты;

— при подаче искового заявления о компенсации мораль­ного вреда, а также жалоб на судебные постановления по таким делам государственная пошлина взимается по ставкам, установленным для исковых заявлений неимущественного характера;


при подаче искового заявления об освобождении иму­щества от ареста (исключении из описи) в случае, если вопрос об освобождении имущества от ареста (исключении из описи) не связан с истребованием имущества, а также с признанием (установлением) права собственности на него, государственная пошлина исчисляется по ставкам, установленным для ис­ковых заявлений неимущественного характера;

— при подаче искового заявления, в котором объединены связанные между собой требования о признании права соб­ственности на имущество и об освобождении имущества от ареста (исключении из описи), одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заяв­лений имущественного характера, и государственная пошли­на, установленная для исковых заявлений неимущественного характера;

— при подаче искового заявления, содержащего требо­вания о признании сделки недействительной (установлении факта ничтожности сделки) и применении последствий её недействительности, государственная пошлина уплачивается отдельно за каждое требование, при этом требование о приме­нении последствий недействительности (ничтожности) сделки подлежит оплате государственной пошлиной в зависимости от характера последствий, о применении которых указано в исковом заявлении.

В случаях, прямо указанных в законе, лица, обращающие­ся в хозяйственный суд, могут освобождаться от уплаты госу­дарственной пошлины. Так, истец освобождается от оплаты государственной пошлины по искам к налоговым, таможен­ным, финансовым органам, Комитету государственного кон­троля Республики Беларусь и его органам о взыскании в их пользу сумм из бюджета, а также за подачу апелляционных, кассационных жалоб и жалоб в порядке надзора, надзорных жалоб по таким делам; лица, участвующие в деле, — за по­дачу жалоб об отмене определения суда о прекращении про­изводства по делу (за исключением случаев прекращения производства по делу в связи с утверждением мирового со­глашения, обжалования кассационных и надзорных опреде­лений по таким делам) или оставлении его без рассмотрения, за подачу заявлений об отсрочке или рассрочке исполнения решения, изменении способа и порядка исполнения решения,


об обеспечении иска или о замене одного вида обеспечения другим, о пересмотре определения или постановления суда по вновь открывшимся обстоятельствам, о восстановлении про­пущенного срока, а также жалоб на действия судебного ис­полнителя. Помимо этих случаев в соответствии со статьёй 10 Закона Республики Беларусь от 10 января 1992 г. № 1394-ХП «О государственной пошлине» льготы по её оплате имеют ряд юридических лиц и государственных органов.

Государственная пошлина может быть возвращена пла­тельщику полностью или частично в следующих случаях:

— государственная пошлина была уплачена в большем размере либо не должна была уплачиваться;

— хозяйственный суд отказал в принятии искового заяв­ления, заявления, ходатайства, жалобы или исковое заявле­ние, заявление, ходатайство, жалоба возвращены, отменили определение о судебном приказе либо хозяйственный суд от­казал в вынесении определения о судебном приказе;

— производство по делу прекращено в связи с неподведом­ственностью дела хозяйственному суду; заявление оставлено без рассмотрения в связи с несоблюдением установленного порядка досудебного урегулирования спора; заявление подано недееспособным физическим лицом или находится на рассмо­трении в другом суде по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям;

— отменено в установленном порядке исполненное реше­ние хозяйственного суда в части взыскания государственной пошлины, и дело не направлено на новое рассмотрение в суд первой, апелляционной или кассационной инстанции;

— в процессе рассмотрения дела хозяйственным судом уточнена цена иска, с которого была уплачена государствен­ная пошлина, и цена иска уменьшена;

— плательщик, уплативший государственную пошлину, отказывается от совершения юридически значимого действия, включая предоставление определённых прав или выдачу от­дельных документов, до его совершения;

— документы (сделки), за выдачу (удостоверение) кото­рых уплачена государственная пошлина, признаны судом не­действительными;

— хозяйственный суд направил исковое заявление (за­явление) на рассмотрение другого хозяйственного суда,





в котором предусмотрены более низкие ставки государствен­ной пошлины.

При урегулировании сторонами хозяйственного спора в по­рядке посредничества, без судебного разбирательства, возвра­щается 50 % уплаченной государственной пошлины. При уре­гулировании хозяйственного спора в порядке посредничества плательщику от 50 % уплаченной государственной пошлины возвращается её часть в сумме, пропорциональной размеру требований, по которым достигнуто соглашение.

Плательщику возвращается 25 % уплаченной государ­ственной пошлины в случае, если при рассмотрении хозяй­ственного спора сторонами заключено мировое соглашение по всем заявленным требованиям в целом. При заключении мирового соглашения относительно части заявленных тре­бований плательщику от 25 % уплаченной государственной пошлины возвращается сумма, пропорциональная размеру требований, по которым заключено мировое соглашение.

Государственная пошлина, уплаченная при обращении в хозяйственный суд, возвращается на основании судебного по­становления и справки, выданной хозяйственным судом.

При полном или частичном удовлетворении требований о признании недействительным ненормативного правового акта либо об обжаловании действий (бездействия) должностного лица государственного органа, который в соответствии с за­конодательными актами Республики Беларусь освобождён от уплаты государственной пошлины по судебным делам, заяви­телю возвращается из средств соответствующего бюджета уплаченная государственная пошлина полностью или пропор­ционально части удовлетворённых требований.

К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся:

— денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, спе­циалистам, свидетелям и переводчикам;

— расходы по производству осмотра доказательств в их местонахождении;

— иные расходы, признанные хозяйственным судом не­обходимыми.

Стороной, заявившей ходатайство, или третьим лицом, заявившим самостоятельные требования, вносятся средства на соответствующий счёт хозяйственного суда для выплат экспертам, специалистам и свидетелям, а также на иные


расходы. Если ходатайство заявлено обеими сторонами либо вызов специалистов и свидетелей, назначение экспертизы и иные действия, подлежащие оплате, проводятся по ини­циативе хозяйственного суда, необходимые денежные суммы вносятся сторонами в равных частях на соответствующий счёт хозяйственного суда, если иное не предусмотрено законода­тельными актами.

В Хозяйственном процессуальном кодексе предусмотрен следующий порядок выплат:

— экспертам, специалистам, свидетелям и переводчикам возмещаются расходы по проезду, найму жилого помещения, понесённые ими в связи с явкой в хозяйственный суд, и вы­плачиваются суточные;

— за работниками, вызываемыми в хозяйственный суд в качестве свидетелей,,сохраняется средняя заработная плата по месту работы за время их отсутствия в связи с явкой в суд;

— свидетели, не состоящие в трудовых отношениях, по­лучают компенсацию за отвлечение от обычных занятий, при этом исходят из фактических затрат времени и в соответствии с минимальной заработной платой, установленной законода­тельством, за счёт средств, находящихся на соответствующем счёте хозяйственного суда.

Следует отметить, что эксперты и специалисты получают вознаграждение за выполненную ими по поручению хозяй­ственного суда работу, если эта работа не входит в их служеб­ные обязанности.

Законодательством также установлено, что оплата труда переводчиков и возмещение понесённых ими расходов в связи с явкой в хозяйственный суд производятся из средств респу­бликанского бюджета.

Способы распределения судебных расходов можно подраз­делить на три группы:

1. Распределение между истцом и ответчиком пропорцио­нально размеру удовлетворённых исковых требований.

2. По решению суда независимо от исхода дела, если дело возникло вследствие нарушения какой-либо стороной до­судебного (претензионного) порядка урегулирования спора, установленного законодательными актами для данной катего­рии споров или договором (оставление претензии без ответа, невысылка истребованных документов).


3. По соглашению сторон о распределении судебных рас­ходов хозяйственный суд вправе принять решение в соответ­ствии с этим соглашением.

*|? | 1. Что такое судебные расходы, каковы их виды? 2. Каковы

я т размеры, порядок исчисления, уплаты и возврата государствен­ной пошлины? 3. Что включается в издержки, связанные с рас­смотрением дела? 4. Кто может быть освобождён от судебных расходов? 5. Каков порядок распределения судебных расходов между сторонами?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: