Общие положения 7 страница

Тема 12. Сроки в хозяйственном процессе

В общей теории права срок рассматривается как отрезок времени, с которым связаны определённые правовые послед­ствия. Процессуальные сроки наряду с другими процессуаль­ными гарантиями способствуют достижению целей и выпол­нению задач судопроизводства в хозяйственных судах. При этом принято выделять следующие элементы срока: начало, течение, окончание. Для каждого элемента срока устанавли­ваются определённые правовые последствия (исключение со­ставляет только момент — срок, в котором все три элемента слиты воедино). Сроки совершения процессуальных действий устанавливаются статьёй 134 ХПК, иными законодательными актами, а в случае, когда процессуальные сроки ими не уста­новлены, назначаются хозяйственным судом.

Сроки в хозяйственном процессе можно подразделить на две большие группы (два вида):

— сроки, установленные ХПК и другими законодатель­ными актами (для хозяйственного суда; лиц, участвующих в деле);

— сроки, назначенные хозяйственным судом (для хозяй­ственного суда; лиц, участвующих в деле; иных участников процесса; лиц, не участвующих в процессе).

Процессуальные сроки, установленные ХПК и другими законодательными актами, в свою очередь, условно можно подразделить:

1) на сроки для совершения отдельных процессуальных действий;

2) сроки для рассмотрения дел;


3) сроки для пересмотра судебных актов. Например, кас­сационная инстанция рассматривает дело в месячный срок со дня его поступления;

4) сроки вступления судебных актов в законную силу;

5) сроки в исполнительном производстве.

Законодатель определил, что для совершения процессуаль­ных действий сроки определяются либо периодом времени, в течение которого указанные действия должны быть совер­шены, либо точной календарной датой, либо указанием на со­бытие, которое обязательно должно наступить. Такие процес­суальные действия должны быть совершены хозяйственным судом, лицами, участвующими в деле, иными участниками хозяйственного процесса, а также в отдельных случаях — ли­цами, не участвующими в хозяйственном процессе.

В качестве сроков законодатель использует различные по продолжительности отрезки времени: дни, месяцы, годы (часть 3 статьи 134 ХПК).

Так, например, ХПК устанавливает однодневный срок для составления и подписания протокола судебного заседания и протокола о совершении отдельного процессуального действия; трёхдневный — для направления определения хозяйственного суда об исполнении судебного поручения; пятидневный — для вынесения и направления хозяйственным судом определения о принятии искового заявления и возбуждении производства по делу; десятидневный — для выполнения хозяйственным судом судебного поручения; пятнадцатидневный — для проведения подготовительного судебного заседания, если по делу не прово­дилось урегулирование спора в порядке посредничества; двад­цатидневный — для рассмотрения дела в порядке приказного производства; месячный срок со дня вынесения определения хозяйственного суда о назначении дела к судебному разбира­тельству для рассмотрения дела хозяйственным судом первой инстанции; семимесячный — для рассмотрения хозяйственным судом первой инстанции дела с участием иностранных лиц, на­ходящихся за пределами Республики Беларусь, если иной срок не установлен международным договором Республики Бела­русь; годичный — для подачи жалобы в порядке надзора.

Установление сроков в хозяйственном процессе возможно различными способами, зависящими от ряда факторов:

— назначения срока;


— субъектного состава правоотношения;

— характера действий, составляющих объект правоотно­шения и т. д.

Общие правила исчисления сроков в хозяйственных про­цессуальных отношениях изложены в статье 135 ХПК. Так, процессуальный срок, определяемый периодом времени, на­чинается на следующий день после календарной даты или на­ступления события, которыми определено его начало.

Окончание процессуальных сроков связано, как правило, с их истечением. Если процессуальный срок определяется точной календарной датой или указанием на событие, которое обязательно должно наступить, то он истекает в день насту­пления соответственно даты или события.

Датой истечения процессуального срока считается дата, завершающая период, в течение которого процессуальное дей­ствие должно быть совершено.

Если процессуальный срок исчисляется годами, то он ис­текает в соответствующие месяц и число последнего года уста­новленного срока.

Процессуальный срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца установленного срока. В случаях, когда окончание процессуального срока, исчисляемо­го месяцами, приходится на месяц, не имеющий соответствую­щего числа, срок истекает в последний день этого месяца.

Необходимо отметить, что при исчислении сроков в них засчитываются и нерабочие дни (выходные и праздничные), однако если последний день процессуального срока прихо­дится на нерабочий день, днём окончания срока считается первый, следующий за ним рабочий день. Например, срок ис­текает 4 мая 2008 г. Данный день приходится на воскресенье, но постановлением правительства рабочий день, в связи с тем что б мая является праздничным днём (Радуница), перенесён с 5 на 3 мая. Таким образом, срок для совершения процессу­ального действия истекает 7 мая.

Процессуальное действие может быть совершено до двад­цати четырёх часов последнего дня установленного срока. Если исковое заявление (заявление, жалоба), иные документы либо денежные суммы были сданы органу связи до двадцати четырёх часов последнего дня процессуального срока, срок не считается пропущенным.


Если процессуальное действие должно быть совершено в хозяйственном суде или другой организации, срок истекает в последний день срока в тот час, когда в хозяйственном суде или организации по установленным правилам заканчивается работа или прекращаются соответствующие операции. Здесь необходимо учитывать требования правил внутреннего рас­порядка, устанавливающие часы работы конкретной органи­зации.

Статьёй 136 ХПК устанавливаются последствия пропуска процессуальных сроков. Основным моментом здесь является то, что право на совершение процессуальных действий пога­шается по истечении процессуального срока, установленного законодательными актами либо назначенного хозяйственным судом. Результатом пропуска процессуальных сроков выступа­ют определённые правовые последствия.

Следует обратить внимание на то, что пропуск процессу­альных сроков не освобождает от исполнения процессуальной обязанности, а лишает права на совершение процессуальных действий. Другими словами, нарушение сроков, установлен­ных для производства процессуальных действий лицами, участвующими в деле, связано с утратой ими права на совер­шение определённых процессуальных действий. Заявления, жалобы и иные документы, поданные по истечении процессу­ального срока, если не заявлено ходатайство о восстановлении или продлении пропущенного процессуального срока, хозяй­ственным судом не рассматриваются и возвращаются лицу, их подавшему.

К последствиям пропуска процессуальных сроков относит­ся также и возможное привлечение лица, не участвующего в процессе, к ответственности. Так, например, если лицо, от ко­торого хозяйственный суд истребует доказательства, не пред­ставляет их в сроки, установленные хозяйственным судом, без уважительных причин, то оно привлекается к администра­тивной ответственности по статье 24.7. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях за непред­ставление в суд без уважительных причин доказательств по хозяйственным делам лицом, не являющимся участником судопроизводства.

Одним из последствий пропуска процессуальных сроков может быть привлечение должностного лица хозяйственного


суда к дисциплинарной ответственности, если сроки пропу­щены по его вине.

В ХПК установлена возможность наступления и иных по­следствий пропуска процессуальных сроков, но они должны быть установлены актами законодательства.

Гарантией прав участников процесса на защиту своих прав и интересов является норма о том, что истечение процессу­ального срока не освобождает от исполнения процессуаль­ной обязанности. Поэтому если в рассмотренном нами выше примере должностное лицо организации, не представившее в установленные сроки в хозяйственный суд доказательства, будет привлечено к административной ответственности, то это не освобождает его от необходимости представления данного доказательства. Или нарушение самим хозяйственным судом процессуальных сроков не может прервать хозяйственный про­цесс, и хозяйственный суд обязан произвести определённые действия по истечении установленных для него сроков.

Течение процессуальных сроков может быть приостановле­но. Так, например, в соответствии со статьёй 145 ХПК хозяй­ственный суд в определённых случаях обязан приостановить производство по делу, а в некоторых случаях имеет право (статья 146 ХПК). Кроме того, по определённым основаниям может быть приостановлено исполнение судебных постановле­ний. В этом случае хозяйственный суд выносит определение. После этого течение процессуальных сроков считается прио­становленным с момента вынесения данного определения.

Аналогично происходит и с продолжением течения срока. Так, в случае устранения обстоятельств, послуживших основа­нием для приостановления производства по делу, хозяйствен­ный суд выносит определение о возобновлении производства по делу. В результате продолжение течения срока начинается со дня вынесения данного определения хозяйственного суда. В этом случае не имеет значения, когда устранены обстоя­тельства, послужившие основанием для приостановления про­изводства. Необходимо иметь в виду, что после возобновления сроков процессуальные действия должны быть завершены в оставшееся время на их проведение.

Например, течение процессуальных сроков, приостанов­ленных в связи с приостановлением производства по делу по причине невозможности рассмотрения данного дела до приня-


тия решения по другому делу или вопросу, рассматриваемому в порядке иного судопроизводства или иным компетентным органом, будет продолжаться лишь со дня возобновления производства по делу. И не имеет значения дата разрешения другого дела органом, разрешающим споры, либо дата разре­шения соответствующего вопроса компетентным органом.

Лицо, пропустившее процессуальный срок, имеет право обратиться в хозяйственный суд, рассматривающий соответ­ствующее дело, с ходатайством о восстановлении пропущен­ного срока. Необходимость в продлении может возникнуть вследствие невозможности совершить конкретное процессу­альное действие в срок, назначенный хозяйственным судом. Заявление о восстановлении пропущенного срока должно со­держать указания на причины пропуска процессуального сро­ка и основания, по которым заявитель считает эти причины уважительными.

Рассмотрев причины пропуска срока, суд может (признав их уважительными) вынести судебное постановление о вос­становлении срока либо отказать в восстановлении, о чём вы­носится определение. Как судебное постановление о восстанов­лении сроков, так и определение об отказе в восстановлении пропущенного срока могут быть обжалованы в соответствии с законодательством.

В случае приостановления производства по делу течение всех неистекших процессуальных сроков приостанавливается. Течение процессуальных сроков продолжается со дня возоб­новления производства по делу.

Назначенные хозяйственным судом процессуальные сро­ки могут быть продлены по заявлению лица, участвующего в деле, в соответствии с правилами, установленными статьёй 138 ХПК.

В хозяйственном процессе существует понятие давност-ных сроков (сроков давности). Так, согласно статье 248 ХПК хозяйственный суд отказывает в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда, если истёк срок давности приведения его решения к принудительному ис­полнению и этот срок не восстановлен хозяйственным су­дом. Срок давности приведения решения иностранного суда к принудительному исполнению в Республике Беларусь со­ставляет не более трёх лет со дня вступления его в законную


силу. Если указанный срок пропущен, он может быть восста­новлен хозяйственным судом по ходатайству взыскателя по правилам, установленным главой 12 ХПК. Международные договоры содержат привязку к сроку давности исполнения, предусмотренному законодательством запрашиваемого дого­варивающегося государства.

В части 4 статьи 337 ХПК определены последствия истече­ния срока давности для предъявления исполнительного доку­мента к исполнению — невозможность возбуждения исполни­тельного производства. В этом случае судебный исполнитель отказывает в возбуждении исполнительного производства. Однако исполнительное производство должно возбуждаться, если хотя бы для одного платежа по периодическим платежам не истёк срок давности. Кроме того, возможно восстановление пропущенного срока при наличии уважительных причин (ста­тья 340 ХПК).

Течение срока давности предъявления исполнительных до­кументов к исполнению приостанавливается при наличии осно­ваний, предусмотренных статьёй 202 ГК. А именно: 1) если предъявлению иска препятствовало чрезвычайное и непреодо­лимое при данных условиях обстоятельство (непреодолимая сила); 2) если стороны находятся в составе вооружённых сил, переведённых на военное положение; 3) в силу установленной правительством отсрочки (мораторий); 4) в силу приостанов­ления действия закона или иного правового акта, регули­рующего соответствующие отношения."

Течение сроков давности приостанавливается при условии, что указанные обстоятельства возникли или продолжали су­ществовать в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен или менее шести месяцев — в течение срока давности.

Со дня прекращения обстоятельств, послуживших основа­нием для приостановления сроков давности, течение их про­должается. При этом часть срока удлиняется до шести меся­цев, а если срок равен или менее шести месяцев — в течение срока давности.

Судебный исполнитель отказывает в возбуждении испол­нительного производства, если истёк срок давности для предъ­явления исполнительного документа к исполнению. По этому же основанию прекращается исполнительное производство.


1. Что такое сроки в хозяйственном процессе? 2. Какие виды сроков существуют в хозяйственном процессе? 3. Каков порядок исчисления процессуальных сроков? 4. Каковы последствия про­пуска процессуальных сроков?

Тема 13. Судебная корреспонденция

Хозяйственный суд в установленном законом порядке дол­жен известить лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания или совершения процессуаль­ных действий, а также вызвать в хозяйственный суд свидете­лей, экспертов, специалистов и переводчиков.

Хозяйственный суд может известить их следующими спо­собами:

— при помощи судебной повестки;

— телефонограммой;

— телеграммой;

— с использованием иных средств связи.

Следует обратить внимание на то, что допускается ис­пользование только тех средств связи, которые обеспечивают фиксирование факта извещения или вызова.

' Наиболее распространённый способ извещения — судеб­ная повестка. Она направляется хозяйственным судом по адресу, указанному лицом, участвующим в деле, либо по местонахождению организации (филиала, представительства юридического лица, если иск возник из их деятельности) или по месту жительства индивидуального предпринимателя или гражданина.

Судебная повестка доставляется извещаемому или вызы­ваемому лицу по адресу, указанному стороной или другим лицом, участвующим в деле, либо по местонахождению ор­ганизации (филиала, представительства юридического лица, если иск возник из их деятельности) или по месту жительства индивидуального предпринимателя или гражданина. В случае, если по указанному хозяйственному суду адресу индивиду­альный предприниматель или гражданин фактически не про­живают, судебная повестка может быть направлена по месту их работы.

Повестки должны быть направлены с таким расчётом, что­бы участники хозяйственного процесса имели необходимое




4- I728



время для подготовки к делу и своевременной явки в суд. В сложившейся практике нецелесообразно направлять повест­ку позднее, чем за семь дней до судебного заседания.

В судебной повестке и иных извещениях хозяйственного суда указываются:

— наименование хозяйственного суда и его адрес;

— время и место явки;

— наименование дела, по которому осуществляется вызов;

— лицо, вызываемое в хозяйственный суд, его адрес, а также в качестве кого это лицо вызывается;

— последствия неявки.

Учитывая полномочия Пленума и Президиума Высшего Хозяйственного Суда формы повесток должны утверждаться одним из этих органов.

Одновременно с судебной повесткой судья направляет от­ветчику копию искового заявления, а при необходимости — копии документов, приложенных к заявлению.

В ряде случаев лица, участвующие в деле, и иные участни­ки хозяйственного процесса, даже если они не получили изве­щение, также считаются извещёнными надлежащим образом. К этим случаям относятся:

— отказ адресата от получения копии судебного постанов­ления и такой отказ документально зафиксирован;

— неявка адресата за получением копии судебного поста­новления, направленной ему хозяйственным судом в установ­ленном порядке, о чём имеется сообщение органа связи;

— когда копия судебного постановления, направленная хозяйственным судом по последнему известному хозяйствен­ному суду местонахождению юридического лица, организа­ции, не являющейся юридическим лицом, месту жительства индивидуального предпринимателя или гражданина, не вру­чена в связи с отсутствием адресата по указанному адресу, о чём имеется сообщение органа связи.

Когда отсутствуют сведения о месте пребывания инди­видуального предпринимателя или гражданина, к которым предъявлены требования, предусмотрена возможность об­ращения за розыском данных лиц в органы внутренних дел. В случаях, когда осуществляется защита государственных и общественных интересов, инициатором розыска выступает хозяйственный суд.


Согласно статье 159 ХПК, установление места жительства от­ветчика (гражданина или индивидуального предпринимателя) лежит на истце. Однако если без присутствия ответчика дело рассматриваться не может, то хозяйственный суд также может объявить розыск ответчика через органы внутренних дел, при условии внесения заинтересованным лицом необходимой суммы для розыска. Ответчик разыскивается органами внутренних дел по последнему известному месту жительства или местонахожде­нию имущества ответчика в соответствии с Инструкцией о по­рядке рассмотрения заявлений, сообщений, иной информации об исчезновении лиц и организации их розыска, утверждённой по­становлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь и Прокуратуры Республики Беларусь № 205/16 от 28.08.2003.

В статье 140 ХПК речь идёт о двух терминах: «извещение» и «вызов». Термин «извещение» следует использовать приме­нительно к тем участникам процесса, которые вправе решать вопрос о своём участии в судебном заседании или в отдельных процессуальных действиях. Это, как правило, лица, участ­вующие в деле, и их представители.

Однако в соответствии со статьёй 179 ХПК суд может при­знать обязательным участие указанных лиц в судебном засе­дании, если это необходимо по обстоятельствам дела.

Термин «вызов» касается лиц, оказывающих содействие в осуществлении правосудия: экспертов, свидетелей, представи­телей государственных органов, переводчиков, т. е. лиц, для которых явка в суд является обязанностью.

Повестка не заменяет собой определения суда о принятии искового заявления и возбуждении дела.

Лица, участвующие в деле, и иные участники хозяйствен­ного процесса считаются извещёнными надлежащим образом, если к началу судебного заседания или совершения отдельно­го процессуального действия хозяйственный суд располагает сведениями о получении адресатом направленной ему копии судебного постановления, судебной повестки или иного изве­щения. Направлять одновременно судебное постановление, в котором указано место и время судебного заседания, и судеб­ную повестку, содержащую ту же информацию, не требуется. Судебная повестка может быть направлена, в частности, в случае вынесения хозяйственным судом протокольного опре­деления об отложении слушания дела.



дь



Порядок доставки судебного постановления, повестки или иного извещения определяется законодательством Республи­ки Беларусь, в том числе приказами Министерства связи и информатики и др.

Копии судебных постановлений направляются (вручаются) сторонам в порядке и сроки, определённые ХПК.

Если дело назначено к рассмотрению в присутствии сторон или одной из них (при собеседовании у судьи, при приёме ис­кового заявления), им (стороне) может быть объявлено о месте и времени рассмотрения дела, о чём предлагается расписаться на исковом заявлении. По просьбе стороны ей может быть вручена судебная повестка.

Хозяйственные суды вправе в порядке, предусмотренном международными договорами с участием Республики Бе­ларусь, обращаться в иностранные суды или компетентные органы иностранных государств с поручениями о совершении отдельных процессуальных действий (вручение повесток и других документов участнику хозяйственного судопроизвод­ства, опрос свидетелей, получение письменных доказательств, проведение экспертизы, осмотр на месте и др.).

Судебные повестки и другие документы, адресованные ли­цам, находящимся за границей, направляются в соответствии с международными договорами, участницей которых является Республика Беларусь.

Эти вопросы регулируются, в частности, Конвенцией по вопросам гражданского процесса, Конвенцией о правовой по­мощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, Киевским соглашением, договорами с КНР, Литовской Республикой, Латвийской Республикой, Республи­кой Польша и др.

Вопросы об извещении иностранных юридических лиц и граждан урегулированы Методическими рекомендациями о правовой помощи.

Хозяйственный суд в соответствии с ХПК исполняет передан­ные ему в порядке, установленном законодательными актами и (или) международными договорами Республики Беларусь, пору­чения иностранных судов и компетентных органов иностранных государств о совершении отдельных процессуальных действий (вручение повесток и других документов, получение письменных доказательств, проведение экспертизы, осмотр на месте и др.).


В тех случаях, когда направленная судом повестка ока­жется не вручённой адресату, секретарь судебного заседа­ния — помощник судьи — обязан немедленно по возвращении её почтой или рассыльным выяснить причины невручения, доложить об этом судье и по указанию последнего принять меры, обеспечивающие своевременное вручение повестки.

В статье 143 ХПК говорится, что лица, участвующие в де­ле, обязаны сообщать хозяйственному суду о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения процессуальные документы посылаются по по­следнему известному хозяйственному суду адресу и считаются доставленными, даже если адресат по этому адресу более не проживает (отсутствует).

Невыполнение требований указанной статьи влечёт за собой определённые правовые последствия. При отсутствии сведений о перемене адреса повестка считается доставленной. В этом случае истец не имеет возможности защитить своё право, поскольку, если он не просил о разбирательстве дела в его отсутствие и вторично не явился в судебное заседание, а суд не посчитал возможным рассмотреть дело по имеющимся материалам, исковое заявление остаётся без рассмотрения (статьи 151 и 171 ХПК). Суд в соответствии со статьёй 177 ХПК вправе рассмотреть дело и в отсутствие истца.

При отсутствии сведений о месте пребывания индивиду­ального предпринимателя или гражданина, к которым тре­бования предъявлены в целях защиты государственных и общественных интересов, хозяйственный суд обязан объявить их розыск через органы внутренних дел. Расходы по розыску взыскиваются по заявлению органа внутренних дел.

При отсутствии сведений о месте пребывания индивидуаль­ного предпринимателя или гражданина, участвующих в дру­гих делах, хозяйственный суд вправе объявить их розыск че­рез органы внутренних дел после внесения заинтересованным лицом суммы расходов, необходимых для розыска.

Если в.исковом заявлении не указано место жительства гражданина или индивидуального предпринимателя, исковое заявление остаётся без движения (статья 162 ХПК).

При невыполнении истцом действий, послуживших осно­ванием для оставления искового заявления без движения, в срок, указанный в определении, хозяйственный суд возвра-





щает исковое заявление и прилагаемые к нему документы в порядке, установленном статьёй 163 ХПК.

Однако здесь имеются исключения. Так, по делам, в ко­торых предъявлены требования в интересах государства и общества, суд обязан объявить розыск ответчика через органы внутренних дел за счет государственных средств. А по делам, которые не могут быть разрешены в судебном заседании без присутствия ответчика (гражданина и индивидуального пред­принимателя), хозяйственный суд вправе это сделать при условии внесения заинтересованным лицом необходимой сум­мы для розыска.

Розыск ответчика (должника) допускается как при под­готовке дела, так и при судебном разбирательстве и в стадии выполнения решения.

Определение о розыске ответчика выносится судом, при­нявшим дело к своему производству. При этом производство по делу приостанавливается.

Лица, участвующие в деле, должны быть извещены о каж­дом судебном заседании по рассматриваемому делу. В этой связи возврат судебных документов почтовым отделением по причинам отсутствия лица по указанному адресу (выбытия, ликвидации и т. д.) не освобождает хозяйственный суд от не­обходимости направления судебного постановления (повестки) о новом судебном заседании, если этот адрес соответствует местонахождению, указанному в частях третьей и четвёртой статьи 140 ХПК.

*J> | 1. Что относится к судебной корреспонденции хозяйствен-

Ч ш ного суда? 2. В каком случае участвующие в деле лица и иные участники процесса считаются надлежаще извещёнными о су­дебном разбирательстве или совершении отдельного процессуаль­ного действия? 3. Как осуществляется розыск индивидуального предпринимателя или гражданина в хозяйственном процессе?

Тема 14. Приостановление производства по делу

Приостановление производства по хозяйственному де­лу — временный перерыв в хозяйственном процессе, основан­ный на определённых законом обстоятельствах, которые пре­пятствуют разбирательству дела и вынесению решения.


Следует отметить, что рассматриваемая процедура может выступать для суда как его обязанность или как его право. Так, хозяйственный суд обязан приостановить производство по делу в следующих случаях (при этом обстоятельства для приостановления производства по делу, касающиеся сторон, участвующих в деле, в полной мере относятся и к участвую­щим в процессе третьим лицам, выступающим с самостоя­тельными требованиями):

1. Невозможность рассмотрения данного дела до приня­
тия решения по другому делу или вопросу, рассматриваемому
в порядке конституционного, гражданского, хозяйственного,
уголовного или административного судопроизводства или
иным компетентным органом.

Данное обстоятельство продиктовано тем, что правовая основа экономических отношений характеризуется сложной системой нормативных актов, издаваемых многочисленными структурами, и требует определённой правовой квалифика­ции самих правоприменителей. Соответственно неизбежно возникают правовые коллизии, бывает также, что действия участников хозяйственного процесса граничат с правонару­шениями, регулируемыми другими отраслями права. Так, например, если при рассмотрении хозяйственного дела судом будет усмотрен в деяниях ответчика (в лице его должностных лиц) состав преступления, хозяйственный суд обязан пере­дать материалы по подведомственности для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. При этом важные аспекты (например, распределение виновности должностных лиц) для дальнейшего рассмотрения хозяйственного дела могут быть учтены только после уголовного судопроизводства. Аналогич­ным образом можно говорить о таможенных правонарушениях и т. п. В данном случае производство по делу приостанавли­вается до вступления в законную силу решения, приговора, определения, постановления суда или вынесения постанов­ления по делу, рассматриваемому в административном по­рядке.

2. Пребывание ответчикаиндивидуального предприни­
мателя или гражданина в участвующей в боевых действиях
части Вооруженных Сил, других войск или воинских форми­
рований Республики Беларусь или заявления соответствую­
щего ходатайства истцом, находящимся в участвующей в





боевых действиях части Вооруженных Сил, других войск или воинских формирований Республики Беларусь. В отличие от других пунктов, где обязанность приостановления производ­ства у суда появляется объективно, в данном пункте эта обя­занность зависит от волеизъявления гражданина-истца. Это продиктовано тем, что в условиях несения воинской службы у истца или ответчика порой нет возможности должным об­разом подготовиться к производству и рассмотрению дела в хозяйственном суде в целях защиты своих интересов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: