Общие положения 18 страница

, — 5 % от суммы, взысканной в пользу взыскателя, удер­живается при наложении судебным исполнителем при совер­шении исполнительных действий ареста на имущество долж­ника, за исключением ареста наличных денежных сумм, при­надлежащих должнику и находящихся у него и (или) других лиц, если после наложения ареста на имущество или описи и изъятия имущества должник принял меры для погашения задолженности.

Основанием для взыскания 5 % является совершение су­дебным исполнителем действий по реализации мер по обеспе­чению исполнения исполнительного документа:

— наложение ареста на денежные средства должни­ка, находящиеся в банках и (или) небанковских кредитно-финансовых организациях;

— изъятие имущества должника, находящегося у него и (или) иных юридических лиц, индивидуальных предприни­мателей или граждан, и передача его судебным исполнителем на хранение.

Реализация в рамках исполнительного производства иму­щества, подвергнутого аресту в порядке применения мер по.





обеспечению иска при условии, что данная мера сохранила своё действие на момент реализации имущества, также являет­ся основанием для взыскания указанных денежных средств.

Не подлежит распределению сумма, поступившая на счёт суда для погашения задолженности до истечения срока, пре­доставленного должнику для добровольного исполнения, а также сумма, взысканная со счёта должника в результате предъявления судом поступившего для исполнения документа в банк (небанковскую кредитно-финансовую организацию), и сумма, взысканная в результате реализации имущества, яв­ляющегося предметом залога.

Сумма, оставшаяся после удержания расходов по испол­нению, и 5 % от взысканной суммы используются на удо­влетворение требований взыскателя (взыскателей) путём пе­речисления (выдачи) взыскателю (взыскателям) в порядке, установленном законодательством, в том числе и за пределы Республики Беларусь. Сумма, оставшаяся после удовлетво­рения требований взыскателя, подлежит перечислению (вы­даче) должнику. Эта сумма (часть суммы) не подлежит пере­числению (возврату) должнику в том случае, когда возникла необходимость удовлетворения требований иных взыскателей на взыскание денежных средств путём обращения взыскания на имущество должника, денежные средства и имущество должника, находящиеся у других лиц, которое производит­ся в порядке очерёдности, предусмотренном законодатель­ными актами. Из данной суммы, как взысканной принуди­тельно, должны быть удержаны расходы по исполнению и 5-процентная сумма.

В случае, если взыскателем является юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, денежные средства перечисляются судебным исполнителем с депозитного счёта суда на расчётный счёт взыскателя. Взыскание сумм в до­ход государства производится путём перечисления денежных средств на соответствующие счета финансовых органов либо на соответствующие счета республиканского, местного бюджетов. Взыскателю — физическому лицу возможна выдача денежных средств по чеку, ему также могут быть отправлены денежные суммы по почте либо перечислены на его имя на счёт в банке.

При недостаточности взысканной с должника суммы для удовлетворения всех требований по исполнительным докумен-


там, за исключением суммы, взысканной путём обращения взыскания на счета юридического лица или индивидуального предпринимателя, находящиеся в банках и (или) небанков­ских кредитно-финансовых организациях, оставшаяся сумма распределяется между взыскателями в порядке очерёдности.

Очерёдность удовлетворения требований по исполнитель­ным документам устанавливается в соответствии с Порядком расчётов между юридическими лицами, индивидуальными пред­принимателями в Республике Беларусь, утверждённым Указом Президента Республики Беларусь от 29.06.2000 г. № 359.

Так, например,

вне очереди устанавливается платежи в счёт: неотложных нужд в размере до 20 % средств, поступивших на указанные счета за предыдущий месяц; погашения задолженности по вы­плате заработной платы в суммах, соответствующих 1,5 раз­мера бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения, скорректированного в период между утверждения­ми его размеров на индекс потребительских цен на каждого работника с учётом коэффициентов повышения тарифных ста­вок рабочих в установленном порядке, исходя из списочной численности работников и размера оплаты отпусков, выплаты страховых взносов на эти суммы по обязательному страхова­нию от несчастных случаев на производстве и профессиональ­ных заболеваний и в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, выходных посо­бий, алиментов, пособий по государственному социальному страхованию, а также подоходного налога, исчисленного из данных сумм доходов, подлежащих налогообложению;

в первую очередь — платежи: в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды; по исполнитель­ным документам о взыскании (выплате) заработной платы, алиментов, расходов, затраченных государством на содержа­ние детей, находящихся на государственном обеспечении, сумм по возмещению вреда, причинённого работникам уве­чьем, профессиональным заболеванием либо иным повреж­дением здоровья, а также в случае потери кормильца и по обязательному страхованию от несчастных случаев на произ­водстве и профессиональных заболеваний; за реализованные материальные ценности государственного и мобилизационного резервов; по исполнению обеспеченных залогом обязательств


по банковским кредитам за счёт средств, полученных от реа­лизации заложенного имущества в соответствии с законода­тельством;

во вторую очередь — платежи: за полученные природный газ, электрическую и тепловую энергию; за коммунальные услуги; в счёт погашения задолженности по банковским кре­дитам и процентов по ним, кроме платежей по исполнению обеспеченных залогом обязательств по банковским кредитам за счёт средств, полученных от реализации заложенного иму­щества в соответствии с законодательством; по бесспорному взысканию пени за невыполненные в срок обязательства по оплате потребителями (кроме граждан) полученных природ­ного газа, электрической и тепловой энергии;

в третью очередь — платежи за сельскохозяйственную продукцию, продукты её переработки, продовольственные то­вары, лекарственные препараты, дрожжи кормовые и провит, книжную продукцию, связанную с образованием, наукой и культурой, за исключением продукции рекламного и эроти­ческого характера;

в четвёртую очередь — остальные платежи.

Требования каждой последующей очереди удовлетворяют­ся после полного погашения требований предыдущей очереди. В случае, если средств недостаточно, чтобы удовлетворить все требования одной очереди, денежные средства распределяются в порядке календарного возбуждения исполнительных произ­водств.

В том случае, когда лицу, являющемуся должником по одному исполнительному производству, подлежат перечисле­нию взысканные судом денежные средства или должна быть осуществлена передача имущества как взыскателю по другому исполнительному производству, судебный исполнитель выно­сит представление на имя судьи о вынесении определения об обращении взыскания на денежные суммы либо имущество. По первому производству принимаются меры по удержанию расходов по исполнению.

При распределении денежных средств и их недостаточно­сти для удовлетворения требований всех взыскателей судеб­ный исполнитель выносит постановление, в котором должен указать исполнительные производства, находящиеся на ис­полнении в порядке установленной очерёдности на данный


момент, и остаток задолженности по ним. Копии данного по­становления должны быть направлены всем взыскателям.

По результатам расчёта судебный исполнитель выносит постановление о расчёте распределения денежных средств между взыскателями, которое направляется сторонам. Данное постановление судебного исполнителя может быть обжаловано (опротестовано).

'I

1. Каков порядок взыскания расходов по исполнению ис­полнительного документа? 2. Как осуществляется перечисление (выдача) взысканных сумм взыскателям? 3. Каковы порядок и очерёдность удовлетворения требований о взыскании по ис­полнительным документам при недостаточности взысканной с должника суммы?





Тема 37. Производство по рассмотрению

хозяйственных (экономических) споров и иных дел с участием иностранных лиц

Хозяйственные суды в Республике Беларусь рассматри­вают хозяйственные (экономические) споры и иные дела, связанные с предпринимательской и иной хозяйственной (эко­номической) деятельностью с участием иностранных органи­заций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, если:

— ответчик находится или проживает на территории Ре­спублики Беларусь либо на территории Республики Беларусь находится его имущество;

— орган управления, филиал или представительство ино­странного лица находятся на территории Республики Беларусь;

— спор возник из договора, по которому исполнение должно иметь место или имело место на территории Респу­блики Беларусь;

— требование возникло из причинения вреда имуществу действием или иным обстоятельством, имевшими место на территории Республики Беларусь, либо при наступлении вре­да на территории Республики Беларусь;

— спор возник из неосновательного обогащения, имевшего место на территории Республики Беларусь;

— истец по делу о защите деловой репутации находится в Республике Беларусь;

— спор возник из отношений, связанных с обращением ценных бумаг, выпуск которых имел место на территории Республики Беларусь;

— заявитель по делу об установлении факта, имеющего юридическое значение, указывает на наличие этого факта на территории Республики Беларусь;


— спор возник из отношений, связанных с государствен­ной регистрацией имён и иных объектов и оказанием услуг в международной ассоциации сетей Интернет на территории Республики Беларусь;

— в иных случаях — при наличии тесной связи спорного правоотношения с территорией Республики Беларусь.

Подсудность дел с участием иностранных лиц определяет­ся по общему правилу: если ответчик находится, а гражданин имеет место жительства на территории Республики Беларусь. Исключения из этого правила предусмотрены в статье 236 ХПК. Дело, принятое хозяйственным судом к рассмотрению с соблюдением установленных правил, разрешается им по существу, хотя бы в ходе производства в связи с изменением местонахождения лиц, участвующих в деле, или иными об­стоятельствами оно стало подсудно суду другого государства. Таким образом, можно сделать вывод, что для производства по рассмотрению хозяйственных (экономических) споров и иных дел с участием иностранных лиц наиболее характерны­ми являются территориальная, договорная, исключительная и альтернативная виды подсудности.

К исключительной компетенции хозяйственных судов в Республике Беларусь относится рассмотрение следующих дел с участием иностранных лиц:

Ф по спорам в отношении находящегося в государствен­ной собственности Республики Беларусь имущества, в том числе по спорам, связанным с приватизацией государственно­го имущества и принудительным отчуждением имущества для государственных нужд;

Ф по спорам, предметом которых является недвижимое имущество, если оно находится на территории Республики Беларусь, в том числе об установлении факта владения недви­жимостью или права на неё;

"v- по спорам о признании недействительными записей в го­сударственных реестрах (регистрах, кадастрах), произведённых государственным органом Республики Беларусь, в компетенцию которого входит ведение такого реестра (регистра, кадастра);

<Ф* по спорам, связанным с учреждением, регистрацией или ликвидацией на территории Республики Беларусь юриди­ческих лиц и индивидуальных предпринимателей, а также с обжалованием решений органов этих юридических лиц;





*Ф об экономической несостоятельности (банкротстве) юри­дических лиц и индивидуальных предпринимателей, местона­хождением или местом жительства которых является Респу­блика Беларусь;

ф по спорам об исключении имущества из описи или освобождении его от ареста, если арест имущества проведён соответствующим государственным органом Республики Бе­ларусь;

-О- по спорам, связанным с признанием недействительны­ми ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного управления и самоуправления Республики Беларусь;

<г- возникающие из административных правоотношений хозяйственные (экономические) споры и иные дела, предусмо­тренные статьёй 42 ХПК (о признании недействительным не­нормативного правового акта государственного органа, органа местного управления и самоуправления, иного органа или должностного лица, которым затрагиваются права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной хо­зяйственной (экономической) деятельности; об обжаловании действий (бездействия) государственного органа, органа мест­ного управления и самоуправления и др.).

В случае несоблюдения правил подсудности, установлен­ных ХПК, хозяйственный суд вправе возвратить исковое заяв­ление и приложенные к нему документы. Кроме того, послед­ствием несоблюдения правил подсудности, в случае принятия решения хозяйственным судом по существу, может быть пол­ная либо частичная отмена судебного постановления.

Если стороны, хотя бы одна из которых является ино­странным лицом, заключили соглашение, где определено, что хозяйственный суд в Республике Беларусь обладает компетен­цией по рассмотрению возникшего или могущего возникнуть спора, хозяйственный суд в Республике Беларусь будет обла­дать исключительной компетенцией по рассмотрению данного спора при условии, что такое соглашение не изменяет исклю­чительной компетенции иностранного суда.

Хозяйственный суд оставляет иск без рассмотрения, если в производстве иностранного суда находится на рассмотрении дело по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям, при условии, что рассмотрение данного


дела не относится к исключительной компетенции хозяй­ственных судов в Республике Беларусь. Производство по делу прекращается также, если имеется вступившее в законную силу решение иностранного суда, принятое по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям.

В хозяйственные суды могут передаваться экономические споры с участием сторон, обладающих особым международно-правовым статусом, определяемым как иммунитет от юрис­дикции.

Хозяйственный суд принимает к производству иск по хо­зяйственному (экономическому) спору, ответчиком по которо­му является иностранное государство или межгосударственная организация, судебный иммунитет которой определён между­народными договорами Республики Беларусь, только при наличии явно выраженного согласия ответчика на рассмотре­ние спора в хозяйственном суде. Подобное согласие следует рассматривать в качестве отказа от судебного иммунитета иностранного государства или международной организации. Согласие на рассмотрение спора в хозяйственном суде должно быть подписано лицами, уполномоченными законодательством иностранного государства, или внутренними правилами меж­дународной организации на отказ от судебного иммунитета.

Судебным иммунитетом обладает иностранное государство, выступающее в качестве суверена. Это защита от предъявле­ния иска в хозяйственном суде, привлечения к участию в де­ле в качестве третьего лица, наложения ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории Республики Беларусь, и принятия по отноше­нию к нему хозяйственным судом мер по обеспечению иска и имущественных интересов. Обращение взыскания на такое имущество в порядке принудительного исполнения судебного постановления допускается лишь с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не преду­смотрено законодательными актами или международными договорами Республики Беларусь.

К особенностям порядка рассмотрения дел с участием ино­странных лиц относятся следующие:

1) дела с участием иностранных лиц рассматриваются хо­зяйственным судом в Республике Беларусь по правилам, уста­новленным ХПК, с учётом особенностей, предусмотренных





главой 27 ХПК, если иное не установлено международным договором Республики Беларусь;

2) дела с участием иностранных лиц, если эти лица или органы их управления, филиалы, представительства либо их представители, уполномоченные на ведение дела, находятся или проживают на территории Республики Беларусь, рассма­триваются в сроки, установленные ХПК;

3) если иностранные лица, участвующие в деле, рассма­триваемом хозяйственным судом в Республике Беларусь, на­ходятся или проживают за пределами Республики Беларусь, они извещаются о судебном разбирательстве определением хозяйственного суда путём направления поручения в учреж­дение юстиции или другой компетентный орган иностранного государства. В таких случаях рассмотрение дела продлевается хозяйственным судом на срок, установленный договором о пра­вовой помощи для направления поручений в учреждение юсти­ции или другой компетентный орган иностранного государства, а при отсутствии в договоре такого срока или при отсутствии указанного договора — на срок не более шести месяцев.

Процессуальные права и обязанности иностранных органи­заций, международных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, равнозначны правам юридических лиц, индиви­дуальных предпринимателей и граждан Республики Беларусь (статья 242 ХПК), т. е. права и обязанности иностранных лиц в хозяйственном процессе определены по принципу нацио­нального режима. Распространение на иностранных лиц на­ционального режима означает, что они могут выступать в су­дебных процессах не только истцами и ответчиками, но также быть и третьими лицами, заявляющими и не заявляющими самостоятельных требований на предмет спора, выступать по делам о банкротстве и об установлении фактов, имеющих юридическое значение, вести дела через представителей.

Возможны ситуации, когда в какой-либо стране будут установлены ограничения процессуальных прав белорусских граждан и юридических лиц. В таких случаях Советом Мини­стров Республики Беларусь могут быть установлены ответные ограничения в отношении иностранных лиц тех государств, в судах которых допускаются специальные ограничения процес­суальных прав организаций и граждан Республики Беларусь.


Другими словами, в отношении иностранного лица могут быть применены реторсии (ответные ограничения, обремене­ния в процессуальных правах).

Иностранные юридические лица, иностранные граждане и лица без гражданства имеют право обращаться в хозяйствен­ные суды в Республике Беларусь по правилам подведомствен­ности и подсудности в целях защиты своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в сфере предпри­нимательской и иной хозяйственной (экономической) дея­тельности, т. е. иностранные и международные организации, иностранные граждане и лица без гражданства обладают про­цессуальной правоспособностью. Поэтому одним из первых во­просов, который предстоит выяснить судье при рассмотрении дела с участием иностранного лица, является вопрос об уста­новлении его юридического статуса. Это помогает выяснить следующие обстоятельства: является ли сторона юридическим лицом или гражданином-предпринимателем, каков объём её правоспособности, какие требования предъявляются к соз­данию, реорганизации, прекращению деятельности данного субъекта. Иностранное лицо, участвующее в разбирательстве спора в хозяйственном суде, обязано представить судье дока­зательство своего юридического статуса.

При рассмотрении споров следует учитывать, что согласно международным договорам Республики Беларусь юридиче­ский статус иностранных участников хозяйственного процесса определяется по их личному закону — коллизионной норме, позволяющей установить, по праву какого государства опреде­ляется правовой статус иностранного лица. Юридический ста­тус иностранного юридического лица определяется по праву страны, где учреждено юридическое лицо (зарегистрировано или имеет своё основное местонахождение).

При этом организации, зарегистрированные в торговом ре­гистре (реестре), по законодательству страны происхождения могут являться юридическими лицами, но в некоторых слу­чаях юридическими лицами не признаваться. Данные обстоя­тельства влекут различный объём прав, который определяется законодательством страны происхождения лица. Гражданская правоспособность иностранных организаций, не являющихся юридическими лицами по иностранному праву, определяется по праву страны, где организация учреждена.


Юридический статус иностранного физического лица опре­деляется по праву страны, гражданином которой он является или в которой постоянно проживает (лицо без гражданства). Юридический статус иностранного лица — предпринимателя определяется по законодательству той страны, где оно зареги­стрировано как предприниматель.

Юридический статус иностранного юридического лица подтверждается, как правило, легализованной выпиской из торгового реестра (регистра) страны происхождения. Юриди­ческий статус иностранных лиц может подтверждаться ины­ми эквивалентными доказательствами юридического статуса, признаваемыми в качестве таковых законодательством страны учреждения, гражданства или места жительства иностранного лица.

В случае, если хозяйственный суд затребовал документы, подтверждающие юридический статус иностранного лица (ист­ца), а данное лицо не представило затребованные документы, исковое заявление оставляется без рассмотрения.

Хозяйственный суд исполняет переданные ему в установ­ленном порядке поручения судов иностранных государств в соответствии с ХПК. Вопрос об исполнении или отказе в исполнении иностранного судебного поручения рассматри­вается в судебном заседании. По результатам рассмотрения выносится определение. При исполнении судебных поручений компетентные суды и иные органы, у которых испрашивает­ся помощь, применяют законодательство своего государства. Компетентный иностранный орган может запросить об иной форме исполнения судебного поручения. Такая просьба может быть исполнена при условии, если она не противоречит зако­нодательству Республики Беларусь.

Хозяйственный суд в определённых случаях может отка­зать иностранным судебным органам в правовой помощи. Так, хозяйственный суд может не исполнять иностранное судебное поручение или решение со ссылкой на возможность ущерба суверенитету, безопасности Республики Беларусь, т. е. пу­тём обращения к оговорке о публичном порядке. Оговорка о публичном порядке применяется к поручениям, которые не могут быть предметом разбирательства в иностранных судах в силу того, что спорные отношения относятся к разряду публичных, находящихся в исключительной юрисдикции


Республики Беларусь. Например, дела о банкротстве, конку­ренции и нарушении антимонопольного законодательства, о приватизации. Следует отметить, что оговорка о публичном порядке применяется в исключительных случаях, её приме­нение должно носить строго мотивированный и обоснованный характер. В иных случаях отказ в оказании правовой помощи может последовать, если исполнение иностранного судебного поручения или решения не входит в компетенцию хозяйствен­ного суда. Например, если в судебном поручении излагается просьба о допросе гражданина — свидетеля по уголовному де­лу, возбуждённому в иностранном государстве, или если ино­странное судебное решение вынесено о взыскании алиментов с гражданина Республики Беларусь, обязанного обеспечить содержание малолетних детей, проживающих в другой стра­не. Договоры а правовой помощи предусматривают возмож­ность отказа в правовой помощи и в случаях предоставления хозяйственному суду иностранных документов, подлинность которых не установлена (без перевода, подписей, легализации и т. д.).

Хозяйственные суды вправе в порядке, предусмотренном международными договорами с участием Республики Бела­русь, обращаться в иностранные суды или компетентные ор­ганы иностранных государств с поручениями о совершении отдельных процессуальных действий.

При обращении за оказанием правовой помощи, при ока­зании правовой помощи при сношении с компетентными органами государств, с которыми Республика Беларусь со­стоит в договорно-правовых отношениях, правовая помощь осуществляется в порядке, установленном международным договором. На основании двусторонних договоров сношения осуществляются через центральные органы, установленные государством и указанные в международном договоре. Под­лежащие вручению документы, предусмотренные междуна­родными договорами, сопровождаются переводом на язык запрашиваемого государства. При наличии явно выраженного согласия получателя возможно вручение адресованного ему документа без перевода.

Международным договором может быть предусмотрена воз­можность осуществления непосредственных сношений между судами.


Направление судебного поручения в порядке оказания правовой помощи возможно и на условиях международной вежливости и взаимности в отсутствие международного до­говора об оказании правовой помощи. В этом случае, с целью оказания правовой помощи, Высший Хозяйственный Суд Ре­спублики Беларусь сносится с компетентными организациями государств, не связанных с Республикой Беларусь договорами о правовой помощи, по дипломатическим каналам.

Судебные поручения компетентным органам иностранных государств направляются хозяйственными судами не позднее чем за шесть месяцев до дня рассмотрения дела. Междуна­родные договоры с участием Республики Беларусь могут со­держать нормы и об иных сроках для выполнения судебных поручений.

В связи с неисполнением судебного поручения в иностран­ном государстве хозяйственный суд может отложить рассмо­трение дела в порядке, предусмотренном статьёй 179 ХПК, если иное не вытекает из международного договора.

'I

1. Какова компетенция хозяйственных судов Республики Беларусь по делам с участием иностранных лиц? 2. Что такое конкуренция судебной юрисдикции? 3. Что такое судебный иммунитет? 4. Каковы особенности порядка рассмотрения дел с участием иностранных лиц? 5. Каковы процессуальные пра­ва и обязанности иностранных юридических лиц, иностран­ных граждан и лиц без гражданства? 6. Какова процессуальная правоспособность иностранных юридических лиц, иностранных граждан и лиц без гражданства? 7. Каков порядок исполнения хозяйственными судами Республики Беларусь поручений судов иностранных государств? 8. Какой существует порядок обраще­ния хозяйственных судов к иностранным судам с поручениями об исполнении отдельных процессуальных действий?


_»„ РАЗДЕЛ VI • ——

Тема 38. Разрешение хозяйственных ™~**""*" (экономических) споров международными арбитражными (третейскими) судами

Согласно статье 40 ХПК, по письменному соглашению сторон спор, возникающий из гражданских правоотношений и подведомственный хозяйственному суду, до принятия им решения может быть передан сторонами на рассмотрение международного арбитражного (третейского) суда. Междуна­родные арбитражные (третейские) суды по разрешению хозяй­ственных (экономических) споров различаются:

а) по предмету компетенции:
третейские суды общей компетенции,
специализированные третейские суды;

б) по срокам действия:

постоянно действующие (институциональные), временно действующие («ad hoc»);

в) по территориальному признаку:

международные арбитражные (третейские) суды, нахо­дящиеся на территории Республики Беларусь, международные арбитражные (третейские) суды, нахо­дящиеся за пределами Республики Беларусь. В настоящее время на территории Республики Беларусь действует Международный арбитражный суд при Белорусской торгово-промышленной палате.

Основными нормативными правовыми актами, которые регулируют организацию и деятельность международных арбитражных (третейских) судов в Республике Беларусь, яв­ляются:

1) Закон Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. «О меж­дународном арбитражном (третейском) суде»;

2) Нью-Йоркская конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (1958 г.);





3) Европейская (Женевская) конвенция о внешнеторговом арбитраже (1961 г.);

4) Московская конвенция о разрешении арбитражным путём гражданско-правовых споров, вытекающих из отношений эко­номического и научно-технического сотрудничества (1972 г.).

Кроме того, вопросы деятельности международных арби­тражных (третейских) судов могут разрешаться в двусторон­них международных договорах.

Международный арбитражный (третейский) суд вправе рассматривать:

■v" споры между любыми субъектами права, возникающие из осуществления внешнеторговых и иных международных экономических связей, если местонахождение или место жи­тельства хотя бы одного из этих субъектов находится за гра­ницей Республики Беларусь;

■О* споры между предприятиями с иностранными инвести­циями, международными объединениями и организациями, созданными на территории Республики Беларусь;

■v- споры этих юридических лиц с другими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: