, — 5 % от суммы, взысканной в пользу взыскателя, удерживается при наложении судебным исполнителем при совершении исполнительных действий ареста на имущество должника, за исключением ареста наличных денежных сумм, принадлежащих должнику и находящихся у него и (или) других лиц, если после наложения ареста на имущество или описи и изъятия имущества должник принял меры для погашения задолженности.
Основанием для взыскания 5 % является совершение судебным исполнителем действий по реализации мер по обеспечению исполнения исполнительного документа:
— наложение ареста на денежные средства должника, находящиеся в банках и (или) небанковских кредитно-финансовых организациях;
— изъятие имущества должника, находящегося у него и (или) иных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или граждан, и передача его судебным исполнителем на хранение.
Реализация в рамках исполнительного производства имущества, подвергнутого аресту в порядке применения мер по.
обеспечению иска при условии, что данная мера сохранила своё действие на момент реализации имущества, также является основанием для взыскания указанных денежных средств.
|
|
Не подлежит распределению сумма, поступившая на счёт суда для погашения задолженности до истечения срока, предоставленного должнику для добровольного исполнения, а также сумма, взысканная со счёта должника в результате предъявления судом поступившего для исполнения документа в банк (небанковскую кредитно-финансовую организацию), и сумма, взысканная в результате реализации имущества, являющегося предметом залога.
Сумма, оставшаяся после удержания расходов по исполнению, и 5 % от взысканной суммы используются на удовлетворение требований взыскателя (взыскателей) путём перечисления (выдачи) взыскателю (взыскателям) в порядке, установленном законодательством, в том числе и за пределы Республики Беларусь. Сумма, оставшаяся после удовлетворения требований взыскателя, подлежит перечислению (выдаче) должнику. Эта сумма (часть суммы) не подлежит перечислению (возврату) должнику в том случае, когда возникла необходимость удовлетворения требований иных взыскателей на взыскание денежных средств путём обращения взыскания на имущество должника, денежные средства и имущество должника, находящиеся у других лиц, которое производится в порядке очерёдности, предусмотренном законодательными актами. Из данной суммы, как взысканной принудительно, должны быть удержаны расходы по исполнению и 5-процентная сумма.
В случае, если взыскателем является юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, денежные средства перечисляются судебным исполнителем с депозитного счёта суда на расчётный счёт взыскателя. Взыскание сумм в доход государства производится путём перечисления денежных средств на соответствующие счета финансовых органов либо на соответствующие счета республиканского, местного бюджетов. Взыскателю — физическому лицу возможна выдача денежных средств по чеку, ему также могут быть отправлены денежные суммы по почте либо перечислены на его имя на счёт в банке.
|
|
При недостаточности взысканной с должника суммы для удовлетворения всех требований по исполнительным докумен-
там, за исключением суммы, взысканной путём обращения взыскания на счета юридического лица или индивидуального предпринимателя, находящиеся в банках и (или) небанковских кредитно-финансовых организациях, оставшаяся сумма распределяется между взыскателями в порядке очерёдности.
Очерёдность удовлетворения требований по исполнительным документам устанавливается в соответствии с Порядком расчётов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь, утверждённым Указом Президента Республики Беларусь от 29.06.2000 г. № 359.
Так, например,
вне очереди устанавливается платежи в счёт: неотложных нужд в размере до 20 % средств, поступивших на указанные счета за предыдущий месяц; погашения задолженности по выплате заработной платы в суммах, соответствующих 1,5 размера бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения, скорректированного в период между утверждениями его размеров на индекс потребительских цен на каждого работника с учётом коэффициентов повышения тарифных ставок рабочих в установленном порядке, исходя из списочной численности работников и размера оплаты отпусков, выплаты страховых взносов на эти суммы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, выходных пособий, алиментов, пособий по государственному социальному страхованию, а также подоходного налога, исчисленного из данных сумм доходов, подлежащих налогообложению;
в первую очередь — платежи: в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды; по исполнительным документам о взыскании (выплате) заработной платы, алиментов, расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, сумм по возмещению вреда, причинённого работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, а также в случае потери кормильца и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; за реализованные материальные ценности государственного и мобилизационного резервов; по исполнению обеспеченных залогом обязательств
по банковским кредитам за счёт средств, полученных от реализации заложенного имущества в соответствии с законодательством;
во вторую очередь — платежи: за полученные природный газ, электрическую и тепловую энергию; за коммунальные услуги; в счёт погашения задолженности по банковским кредитам и процентов по ним, кроме платежей по исполнению обеспеченных залогом обязательств по банковским кредитам за счёт средств, полученных от реализации заложенного имущества в соответствии с законодательством; по бесспорному взысканию пени за невыполненные в срок обязательства по оплате потребителями (кроме граждан) полученных природного газа, электрической и тепловой энергии;
в третью очередь — платежи за сельскохозяйственную продукцию, продукты её переработки, продовольственные товары, лекарственные препараты, дрожжи кормовые и провит, книжную продукцию, связанную с образованием, наукой и культурой, за исключением продукции рекламного и эротического характера;
|
|
в четвёртую очередь — остальные платежи.
Требования каждой последующей очереди удовлетворяются после полного погашения требований предыдущей очереди. В случае, если средств недостаточно, чтобы удовлетворить все требования одной очереди, денежные средства распределяются в порядке календарного возбуждения исполнительных производств.
В том случае, когда лицу, являющемуся должником по одному исполнительному производству, подлежат перечислению взысканные судом денежные средства или должна быть осуществлена передача имущества как взыскателю по другому исполнительному производству, судебный исполнитель выносит представление на имя судьи о вынесении определения об обращении взыскания на денежные суммы либо имущество. По первому производству принимаются меры по удержанию расходов по исполнению.
При распределении денежных средств и их недостаточности для удовлетворения требований всех взыскателей судебный исполнитель выносит постановление, в котором должен указать исполнительные производства, находящиеся на исполнении в порядке установленной очерёдности на данный
момент, и остаток задолженности по ним. Копии данного постановления должны быть направлены всем взыскателям.
По результатам расчёта судебный исполнитель выносит постановление о расчёте распределения денежных средств между взыскателями, которое направляется сторонам. Данное постановление судебного исполнителя может быть обжаловано (опротестовано).
'I |
1. Каков порядок взыскания расходов по исполнению исполнительного документа? 2. Как осуществляется перечисление (выдача) взысканных сумм взыскателям? 3. Каковы порядок и очерёдность удовлетворения требований о взыскании по исполнительным документам при недостаточности взысканной с должника суммы?
Тема 37. Производство по рассмотрению
|
|
хозяйственных (экономических) споров и иных дел с участием иностранных лиц
Хозяйственные суды в Республике Беларусь рассматривают хозяйственные (экономические) споры и иные дела, связанные с предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельностью с участием иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, если:
— ответчик находится или проживает на территории Республики Беларусь либо на территории Республики Беларусь находится его имущество;
— орган управления, филиал или представительство иностранного лица находятся на территории Республики Беларусь;
— спор возник из договора, по которому исполнение должно иметь место или имело место на территории Республики Беларусь;
— требование возникло из причинения вреда имуществу действием или иным обстоятельством, имевшими место на территории Республики Беларусь, либо при наступлении вреда на территории Республики Беларусь;
— спор возник из неосновательного обогащения, имевшего место на территории Республики Беларусь;
— истец по делу о защите деловой репутации находится в Республике Беларусь;
— спор возник из отношений, связанных с обращением ценных бумаг, выпуск которых имел место на территории Республики Беларусь;
— заявитель по делу об установлении факта, имеющего юридическое значение, указывает на наличие этого факта на территории Республики Беларусь;
— спор возник из отношений, связанных с государственной регистрацией имён и иных объектов и оказанием услуг в международной ассоциации сетей Интернет на территории Республики Беларусь;
— в иных случаях — при наличии тесной связи спорного правоотношения с территорией Республики Беларусь.
Подсудность дел с участием иностранных лиц определяется по общему правилу: если ответчик находится, а гражданин имеет место жительства на территории Республики Беларусь. Исключения из этого правила предусмотрены в статье 236 ХПК. Дело, принятое хозяйственным судом к рассмотрению с соблюдением установленных правил, разрешается им по существу, хотя бы в ходе производства в связи с изменением местонахождения лиц, участвующих в деле, или иными обстоятельствами оно стало подсудно суду другого государства. Таким образом, можно сделать вывод, что для производства по рассмотрению хозяйственных (экономических) споров и иных дел с участием иностранных лиц наиболее характерными являются территориальная, договорная, исключительная и альтернативная виды подсудности.
К исключительной компетенции хозяйственных судов в Республике Беларусь относится рассмотрение следующих дел с участием иностранных лиц:
Ф по спорам в отношении находящегося в государственной собственности Республики Беларусь имущества, в том числе по спорам, связанным с приватизацией государственного имущества и принудительным отчуждением имущества для государственных нужд;
Ф по спорам, предметом которых является недвижимое имущество, если оно находится на территории Республики Беларусь, в том числе об установлении факта владения недвижимостью или права на неё;
"v- по спорам о признании недействительными записей в государственных реестрах (регистрах, кадастрах), произведённых государственным органом Республики Беларусь, в компетенцию которого входит ведение такого реестра (регистра, кадастра);
<Ф* по спорам, связанным с учреждением, регистрацией или ликвидацией на территории Республики Беларусь юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также с обжалованием решений органов этих юридических лиц;
*Ф об экономической несостоятельности (банкротстве) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, местонахождением или местом жительства которых является Республика Беларусь;
ф по спорам об исключении имущества из описи или освобождении его от ареста, если арест имущества проведён соответствующим государственным органом Республики Беларусь;
-О- по спорам, связанным с признанием недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного управления и самоуправления Республики Беларусь;
<г- возникающие из административных правоотношений хозяйственные (экономические) споры и иные дела, предусмотренные статьёй 42 ХПК (о признании недействительным ненормативного правового акта государственного органа, органа местного управления и самоуправления, иного органа или должностного лица, которым затрагиваются права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности; об обжаловании действий (бездействия) государственного органа, органа местного управления и самоуправления и др.).
В случае несоблюдения правил подсудности, установленных ХПК, хозяйственный суд вправе возвратить исковое заявление и приложенные к нему документы. Кроме того, последствием несоблюдения правил подсудности, в случае принятия решения хозяйственным судом по существу, может быть полная либо частичная отмена судебного постановления.
Если стороны, хотя бы одна из которых является иностранным лицом, заключили соглашение, где определено, что хозяйственный суд в Республике Беларусь обладает компетенцией по рассмотрению возникшего или могущего возникнуть спора, хозяйственный суд в Республике Беларусь будет обладать исключительной компетенцией по рассмотрению данного спора при условии, что такое соглашение не изменяет исключительной компетенции иностранного суда.
Хозяйственный суд оставляет иск без рассмотрения, если в производстве иностранного суда находится на рассмотрении дело по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям, при условии, что рассмотрение данного
дела не относится к исключительной компетенции хозяйственных судов в Республике Беларусь. Производство по делу прекращается также, если имеется вступившее в законную силу решение иностранного суда, принятое по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям.
В хозяйственные суды могут передаваться экономические споры с участием сторон, обладающих особым международно-правовым статусом, определяемым как иммунитет от юрисдикции.
Хозяйственный суд принимает к производству иск по хозяйственному (экономическому) спору, ответчиком по которому является иностранное государство или межгосударственная организация, судебный иммунитет которой определён международными договорами Республики Беларусь, только при наличии явно выраженного согласия ответчика на рассмотрение спора в хозяйственном суде. Подобное согласие следует рассматривать в качестве отказа от судебного иммунитета иностранного государства или международной организации. Согласие на рассмотрение спора в хозяйственном суде должно быть подписано лицами, уполномоченными законодательством иностранного государства, или внутренними правилами международной организации на отказ от судебного иммунитета.
Судебным иммунитетом обладает иностранное государство, выступающее в качестве суверена. Это защита от предъявления иска в хозяйственном суде, привлечения к участию в деле в качестве третьего лица, наложения ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории Республики Беларусь, и принятия по отношению к нему хозяйственным судом мер по обеспечению иска и имущественных интересов. Обращение взыскания на такое имущество в порядке принудительного исполнения судебного постановления допускается лишь с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено законодательными актами или международными договорами Республики Беларусь.
К особенностям порядка рассмотрения дел с участием иностранных лиц относятся следующие:
1) дела с участием иностранных лиц рассматриваются хозяйственным судом в Республике Беларусь по правилам, установленным ХПК, с учётом особенностей, предусмотренных
главой 27 ХПК, если иное не установлено международным договором Республики Беларусь;
2) дела с участием иностранных лиц, если эти лица или органы их управления, филиалы, представительства либо их представители, уполномоченные на ведение дела, находятся или проживают на территории Республики Беларусь, рассматриваются в сроки, установленные ХПК;
3) если иностранные лица, участвующие в деле, рассматриваемом хозяйственным судом в Республике Беларусь, находятся или проживают за пределами Республики Беларусь, они извещаются о судебном разбирательстве определением хозяйственного суда путём направления поручения в учреждение юстиции или другой компетентный орган иностранного государства. В таких случаях рассмотрение дела продлевается хозяйственным судом на срок, установленный договором о правовой помощи для направления поручений в учреждение юстиции или другой компетентный орган иностранного государства, а при отсутствии в договоре такого срока или при отсутствии указанного договора — на срок не более шести месяцев.
Процессуальные права и обязанности иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, равнозначны правам юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан Республики Беларусь (статья 242 ХПК), т. е. права и обязанности иностранных лиц в хозяйственном процессе определены по принципу национального режима. Распространение на иностранных лиц национального режима означает, что они могут выступать в судебных процессах не только истцами и ответчиками, но также быть и третьими лицами, заявляющими и не заявляющими самостоятельных требований на предмет спора, выступать по делам о банкротстве и об установлении фактов, имеющих юридическое значение, вести дела через представителей.
Возможны ситуации, когда в какой-либо стране будут установлены ограничения процессуальных прав белорусских граждан и юридических лиц. В таких случаях Советом Министров Республики Беларусь могут быть установлены ответные ограничения в отношении иностранных лиц тех государств, в судах которых допускаются специальные ограничения процессуальных прав организаций и граждан Республики Беларусь.
Другими словами, в отношении иностранного лица могут быть применены реторсии (ответные ограничения, обременения в процессуальных правах).
Иностранные юридические лица, иностранные граждане и лица без гражданства имеют право обращаться в хозяйственные суды в Республике Беларусь по правилам подведомственности и подсудности в целях защиты своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, т. е. иностранные и международные организации, иностранные граждане и лица без гражданства обладают процессуальной правоспособностью. Поэтому одним из первых вопросов, который предстоит выяснить судье при рассмотрении дела с участием иностранного лица, является вопрос об установлении его юридического статуса. Это помогает выяснить следующие обстоятельства: является ли сторона юридическим лицом или гражданином-предпринимателем, каков объём её правоспособности, какие требования предъявляются к созданию, реорганизации, прекращению деятельности данного субъекта. Иностранное лицо, участвующее в разбирательстве спора в хозяйственном суде, обязано представить судье доказательство своего юридического статуса.
При рассмотрении споров следует учитывать, что согласно международным договорам Республики Беларусь юридический статус иностранных участников хозяйственного процесса определяется по их личному закону — коллизионной норме, позволяющей установить, по праву какого государства определяется правовой статус иностранного лица. Юридический статус иностранного юридического лица определяется по праву страны, где учреждено юридическое лицо (зарегистрировано или имеет своё основное местонахождение).
При этом организации, зарегистрированные в торговом регистре (реестре), по законодательству страны происхождения могут являться юридическими лицами, но в некоторых случаях юридическими лицами не признаваться. Данные обстоятельства влекут различный объём прав, который определяется законодательством страны происхождения лица. Гражданская правоспособность иностранных организаций, не являющихся юридическими лицами по иностранному праву, определяется по праву страны, где организация учреждена.
Юридический статус иностранного физического лица определяется по праву страны, гражданином которой он является или в которой постоянно проживает (лицо без гражданства). Юридический статус иностранного лица — предпринимателя определяется по законодательству той страны, где оно зарегистрировано как предприниматель.
Юридический статус иностранного юридического лица подтверждается, как правило, легализованной выпиской из торгового реестра (регистра) страны происхождения. Юридический статус иностранных лиц может подтверждаться иными эквивалентными доказательствами юридического статуса, признаваемыми в качестве таковых законодательством страны учреждения, гражданства или места жительства иностранного лица.
В случае, если хозяйственный суд затребовал документы, подтверждающие юридический статус иностранного лица (истца), а данное лицо не представило затребованные документы, исковое заявление оставляется без рассмотрения.
Хозяйственный суд исполняет переданные ему в установленном порядке поручения судов иностранных государств в соответствии с ХПК. Вопрос об исполнении или отказе в исполнении иностранного судебного поручения рассматривается в судебном заседании. По результатам рассмотрения выносится определение. При исполнении судебных поручений компетентные суды и иные органы, у которых испрашивается помощь, применяют законодательство своего государства. Компетентный иностранный орган может запросить об иной форме исполнения судебного поручения. Такая просьба может быть исполнена при условии, если она не противоречит законодательству Республики Беларусь.
Хозяйственный суд в определённых случаях может отказать иностранным судебным органам в правовой помощи. Так, хозяйственный суд может не исполнять иностранное судебное поручение или решение со ссылкой на возможность ущерба суверенитету, безопасности Республики Беларусь, т. е. путём обращения к оговорке о публичном порядке. Оговорка о публичном порядке применяется к поручениям, которые не могут быть предметом разбирательства в иностранных судах в силу того, что спорные отношения относятся к разряду публичных, находящихся в исключительной юрисдикции
Республики Беларусь. Например, дела о банкротстве, конкуренции и нарушении антимонопольного законодательства, о приватизации. Следует отметить, что оговорка о публичном порядке применяется в исключительных случаях, её применение должно носить строго мотивированный и обоснованный характер. В иных случаях отказ в оказании правовой помощи может последовать, если исполнение иностранного судебного поручения или решения не входит в компетенцию хозяйственного суда. Например, если в судебном поручении излагается просьба о допросе гражданина — свидетеля по уголовному делу, возбуждённому в иностранном государстве, или если иностранное судебное решение вынесено о взыскании алиментов с гражданина Республики Беларусь, обязанного обеспечить содержание малолетних детей, проживающих в другой стране. Договоры а правовой помощи предусматривают возможность отказа в правовой помощи и в случаях предоставления хозяйственному суду иностранных документов, подлинность которых не установлена (без перевода, подписей, легализации и т. д.).
Хозяйственные суды вправе в порядке, предусмотренном международными договорами с участием Республики Беларусь, обращаться в иностранные суды или компетентные органы иностранных государств с поручениями о совершении отдельных процессуальных действий.
При обращении за оказанием правовой помощи, при оказании правовой помощи при сношении с компетентными органами государств, с которыми Республика Беларусь состоит в договорно-правовых отношениях, правовая помощь осуществляется в порядке, установленном международным договором. На основании двусторонних договоров сношения осуществляются через центральные органы, установленные государством и указанные в международном договоре. Подлежащие вручению документы, предусмотренные международными договорами, сопровождаются переводом на язык запрашиваемого государства. При наличии явно выраженного согласия получателя возможно вручение адресованного ему документа без перевода.
Международным договором может быть предусмотрена возможность осуществления непосредственных сношений между судами.
Направление судебного поручения в порядке оказания правовой помощи возможно и на условиях международной вежливости и взаимности в отсутствие международного договора об оказании правовой помощи. В этом случае, с целью оказания правовой помощи, Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь сносится с компетентными организациями государств, не связанных с Республикой Беларусь договорами о правовой помощи, по дипломатическим каналам.
Судебные поручения компетентным органам иностранных государств направляются хозяйственными судами не позднее чем за шесть месяцев до дня рассмотрения дела. Международные договоры с участием Республики Беларусь могут содержать нормы и об иных сроках для выполнения судебных поручений.
В связи с неисполнением судебного поручения в иностранном государстве хозяйственный суд может отложить рассмотрение дела в порядке, предусмотренном статьёй 179 ХПК, если иное не вытекает из международного договора.
'I
1. Какова компетенция хозяйственных судов Республики Беларусь по делам с участием иностранных лиц? 2. Что такое конкуренция судебной юрисдикции? 3. Что такое судебный иммунитет? 4. Каковы особенности порядка рассмотрения дел с участием иностранных лиц? 5. Каковы процессуальные права и обязанности иностранных юридических лиц, иностранных граждан и лиц без гражданства? 6. Какова процессуальная правоспособность иностранных юридических лиц, иностранных граждан и лиц без гражданства? 7. Каков порядок исполнения хозяйственными судами Республики Беларусь поручений судов иностранных государств? 8. Какой существует порядок обращения хозяйственных судов к иностранным судам с поручениями об исполнении отдельных процессуальных действий?
_»„ РАЗДЕЛ VI • ——
Тема 38. Разрешение хозяйственных ™~*—*""*" (экономических) споров международными арбитражными (третейскими) судами
Согласно статье 40 ХПК, по письменному соглашению сторон спор, возникающий из гражданских правоотношений и подведомственный хозяйственному суду, до принятия им решения может быть передан сторонами на рассмотрение международного арбитражного (третейского) суда. Международные арбитражные (третейские) суды по разрешению хозяйственных (экономических) споров различаются:
а) по предмету компетенции:
третейские суды общей компетенции,
специализированные третейские суды;
б) по срокам действия:
постоянно действующие (институциональные), временно действующие («ad hoc»);
в) по территориальному признаку:
международные арбитражные (третейские) суды, находящиеся на территории Республики Беларусь, международные арбитражные (третейские) суды, находящиеся за пределами Республики Беларусь. В настоящее время на территории Республики Беларусь действует Международный арбитражный суд при Белорусской торгово-промышленной палате.
Основными нормативными правовыми актами, которые регулируют организацию и деятельность международных арбитражных (третейских) судов в Республике Беларусь, являются:
1) Закон Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. «О международном арбитражном (третейском) суде»;
2) Нью-Йоркская конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (1958 г.);
3) Европейская (Женевская) конвенция о внешнеторговом арбитраже (1961 г.);
4) Московская конвенция о разрешении арбитражным путём гражданско-правовых споров, вытекающих из отношений экономического и научно-технического сотрудничества (1972 г.).
Кроме того, вопросы деятельности международных арбитражных (третейских) судов могут разрешаться в двусторонних международных договорах.
Международный арбитражный (третейский) суд вправе рассматривать:
■v" споры между любыми субъектами права, возникающие из осуществления внешнеторговых и иных международных экономических связей, если местонахождение или место жительства хотя бы одного из этих субъектов находится за границей Республики Беларусь;
■О* споры между предприятиями с иностранными инвестициями, международными объединениями и организациями, созданными на территории Республики Беларусь;
■v- споры этих юридических лиц с другими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь;