Самоотчеты студентов колледжа, в которых они в свободной форме описывали предпосылки и последствия страха, полностью согласуются с теоретическими положениями психологии страха, представленными в предшествующих разделах. Результаты анализа самоотчетов приведены в табл. 13-1.
Таблица 13-1
Причины и последствия страха
Ответы; Число испытуемых, давших ответы* (%).
Причины
Чувства:
1. Ощущение нависшей угрозы, опасности; 31,2;
2. Синонимы страха; 26,4;
3. Чувство одиночества, потерянности, изолированности, отверженности; 16,0;
4. Угроза самоуважению, чувство неминуемого провала, ощущение собственной неадекватности; 15,2;
5. Другие; 11,2;
Мысли:
1. Об угрозе, опасности, беде; 36,8;
2. О смерти, одиночестве и печали; 28,0;
3. Об утрате самоуважения, о неминуемом провале, о собственной неадекватности; 19,2;
4. О непонятных явлениях (сверхъестественных и т.п.); 4,0;
5. Другие; 12,0;
Действия:
1. Действия, причиняющие вред, аморальные или противозаконные действия; 32,0;
2. Опасные действия; действия, несущие угрозу; 22,4;
|
|
3. Поступки, угрожающие самоуважению; 20,0;
4. Панические, иррациональные действия; 8,0;
5. Действия, совершаемые с целью самозащиты, бегство; 7,2;
6. Наличие внешней силы (пойманный за употреблением наркотиков, алкоголя и т.п.); 5,6;
7. Другие; 4,8;
Последствия
Чувства:
1. Синонимы страха; 31,5;
2. Нервное напряжение; 17,7;
3. Чувство неадекватности, неуверенности; 14,6;
4. Потребность в спасении, в бегстве, в защите; 10,0;
5. Чувство одиночества, потерянности, изолированности, отверженности; 6,2;
6. Синонимы удивления; 3,8;
7. Чувство опасности, физической угрозы; 3,1;
8. Синонимы стыда; 3,1;
9. Другие; 10,0;
Мысли:
1. О том, как спастись, убежать, защитить себя; 43,1;
2. Ожидание возможных последствий или реакций; 29,2;
3. О том, как восстановить контроль над собой или ситуацией; 8,5;
4. Попытка понять причины эмоции; 5,4;
5. Другие; 13,8;
Действия:
1. Бегство, уход, самозащита; 45,4;
2. Действия, направленные на осмысление ситуации и овладение ею, попытки действовать смело; 33,1;
3. Панические, непрактичные действия; 9,2;
4. Стремление поговорить с кем-то, обратиться к верному другу; 2,8;
5. Противодействие или агрессия, направленная на объект или ситуацию; 2,3;
6. Другие; 9,2;
*N – приблизительно 130 студентов колледжа.
Похоже, что диапазон источников приобретенных страхов чрезвычайно широк. При определенных обстоятельствах даже успех может стать источником страха. Боязнью успеха Хорнер (Homer, 1972), например, объясняет половые различия в стремлении к достижению и связанных с ним формах поведения. При исследовании данного феномена первоначально было выявлено, что у женщин по сравнению с мужчинами обнаруживается меньшая связь между стремлением к успеху и реальными достижениями. Однако дальнейшие исследования боязни неудач (Zuckerman, Wheeler, 1975) не обнаружили половых различий. Хайлэнд, Кертис и Мэйсон (Ну-land, Curtis, Mason, 1985) попытались разрешить это противоречие, рассматривая и измеряя боязнь неудач как мотив и культурный стереотип. Они пришли к выводу, что боязнь неудач действительно выступает одновременно и как мотив и как культурный стереотип. По их данным, половые различия в боязни успеха обнаруживаются в тех случаях, когда женщины в своем поведении руководствуются мотивом избегания «неженских», с точки зрения господствующих культурных стереотипов, форм поведения. Эти данные звучат вполне убедительно, однако нельзя забывать, что культурные стереотипы – вещь непостоянная; современные женщины уже сломали стереотипы, долгое время господствовавшие в вопросах выбора профессии, сексуальных отношений и во многих других областях.
|
|