Описательные гипотезы делятся на структурные (предположения о характере связей в исследуемых явлениях и процессах) и функциональные (предположения о степени прочности этих связей).
Объяснительные гипотезы представляют из себя предположения о причинно-следственных связях в изучаемых процессах и явлениях.
(Иногда исследование проводится без гипотезы).
Цель исследования – это планируемый конечный результат, имеющий большое теоретическое и практическое значение для конкретной отрасли научного знания. Она призвана не проиллюстрировать уже установленные и бесспорные положения, а выявить новые связи и отношения.
Задачи исследования представляют собой конкретные направления изучения отдельных аспектов исследуемой проблемы, реализация которых ведет к достижению общей цели исследования. Задачи исследования выступают в основном в двух видах: эмпирическом и теоретическом.
К эмпирическим задачам относятся:
· установление, уточнение и классификация научных фактов, которые относятся к предмету исследования, характеристика их и наблюдаемых зависимостей;
|
|
· изучение конкретных условий и сферы действия зависимостей, принципов;
· разработка и использование методов наиболее полного описания научных фактов и зависимостей;
· эмпирическая проверка истинности закономерностей, теорий, гипотез, моделей;
· установка реальности предполагаемых гипотетических процессов, явлений;
· решение конструктивных познавательных задач.
Теоретические задачи включают:
· выявление и изучение конкретных причин, связей, зависимостей, взаимодействий, процессов, которые позволяют объяснить те или иных факты реальной действительности;
· построение новых гипотез, которые теоретически объясняют обнаруженные акты, тенденции, процессы, явления, причинно-следственные связи, механизмы деятельности;
· формулировка теоретического знания в том виде, который позволяет эмпирически его проверить. (См. Приложение 2, монография Безуглова и др.)
Методы научного исследования.
Разработка 3 этапа – разработка конкретной методики научного исследования в соответствии с его замыслом и характером исследуемого объекта, условиями и имеющимися средствами для проведения научной работы. Важно, чтобы методика включала разнообразные методы, обеспечивающие всестороннее изучение исследуемой проблемы.
Метод исследования - это способ познания явлений и процессов реальной действительности.