Рекомендации по совершенствованию кредитования юридических лиц в ООО «Кетовский коммерческий банк»

2.1 Предложение по совершенствованию оценки кредитоспособности юридических лиц

Для совершенствования кредитных операций в ООО КБ «Кетовский» необходимо в первую очередь совершенствовать систему оценки ссудозаемщиков. С этой целью предлагается внедрить в практику ООО «Кетовский коммерческий банк» автоматизированную систему оценки кредитоспособности юридических лиц – «ИСПЗ» – информационная система проверки заемщиков.

Информационная система проверки заемщиков разработана на основе базе данных под управлением СУБД Microsoft SQL Server 2008 R2, использующей язык Transact-SQL.

ИСПЗ имеет клиент-серверную архитектуру, реализованную на ASP.NET с использованием.NET Framework 4.0 и среды разработки MS Visual Studio 2010.

Рассмотрим анализ существующей схемы проверки.

Проверка благонадежности клиентов – юридических лиц осуществляется в Банке службой проверки заемщиков (СПЗ). Проверке подлежат заявки по различным кредитным продуктам, относящимся к кредитованию малого бизнеса. В рамках процедуры проверки заявок сотрудники СПЗ производят следующие действия (Рисунок 9).

Все этапы, составляющие цикл проверки заявки, осуществляются сотрудниками СПЗ вручную, а следовательно занимают большое количество времени. Также при таком подходе велика вероятность допущения ошибки сотрудниками и не исключено внутреннее мошенничество. Поэтому перед Банком остро стоит задача создания системы, позволяющей автоматизировать большинство из этих шагов. Те их них, которые отмечены в схеме красным цветом, после внедрения системы будут выполняться программными средствами без участия сотрудников.

Рисунок 9 - Схема проверки до и после автоматизации

Рассмотрим функциональные требования к системе оценки заемщиков.

С внедрением информационный системы проверки заемщиков (ИСПЗ) предполагается сократить такие процессы, как поиск заявок в автоматизированной банковской системе, действующей в банке (АБС), распечатывание анкеты, занесение данных клиента в базу данных юридических лиц (БД ЮЛ), проставление решения в АБС. Также автоматизации подвергнется поиск данных в различных источниках и анализ этих данных, а в некоторых случаях система сможет принять решение без участия сотрудника службы проверки заемщиков (СПЗ).

Чтобы понять, как будет работать система, нужно рассмотреть весь путь заявки от поступления в систему до выгрузки ответа по ней. Кредитная заявка проходит несколько этапов в течении своего жизненного цикла:

1) сначала заявка поступает в систему из АБС (или заводится вручную);

2) далее она проходит контроль корректности ввода, и, если формат заявки некорректен, по ней проставляется отказ с описанием причины для менеджера, заводившего заявку, чтобы он ввел ее повторно;

3) после этого определяется уровень проверки для каждого из участников, и некоторые из них фильтруются. Уровень влияет в основном на действия, производимые при ручной проверке заявки;

4) следующим шагом является проверка, найден ли заѐмщик и все проверяемые участники сделки в так называемой «Чѐрной зоне» (внутренний поиск). Если информация хоть по одному из участников сделки найдена там, то по заявке проставляется автоматический отказ;

5) после этого осуществляется поиск по ФНС (внешний поиск). Если на основании запрашиваемых данных (связка ИНН-ОГРН-Наименование) не нашлось ни одного совпадения, то по заявке проставляется автоматический отказ;

6) далее заявка, если не была отсеяна на предыдущих шагах, проходит этап проверки по всем информационным массивам, имеющимся в распоряжении Банка (внутренний поиск). Найденные данные подгружаются к заявке, далее отображаясь на форме.

7) также информационный характер носит поиск по Росстату (внешний поиск). Вся найденная там информация доступна для просмотра сотрудником СПЗ;

8) на этом шаге заявка переходит в режим ручной проверки — руководитель СПЗ того региона, в который поступила заявка, открывает заявку из общей очереди и назначает одному из своих подчиненных (либо сотрудник сам берѐт первую заявку в очереди по какому-либо продукту из списка тех, которыми он занимается);

9) далее сотрудник, получив оповещение о том, что ему назначена заявка, начинает процесс ручной проверки в соответствии с регламентом Банка. Данный этап сильно зависит от рассчитанного ранее уровня проверки. При максимальной глубине проверки последним этапом проверки является выездная проверка заявки, где сотрудники специального подразделения проводят визуальную оценку предприятия-заѐмщика;

10) в итоге по заявке проставляется итоговое решение, после чего она сразу же передаѐтся в АБС, где попадает на дальнейшие этапы обработки (скоринг, анализ рисков) в случае, если решение СПЗ по заявке подразумевает эти этапы.

Рассмотрим эти этапы в деталях.

1. Поступление заявок в систему.

Когда клиент подает заявку на кредит, менеджеры фронт-подразделения заполняют анкету, содержащую данные по заявке, компании-клиенту и еѐ первым лицам (директору, учредителю, главному бухгалтеру и т. д.) и заносят данные в АБС. После этого она должна попасть в разрабатываемую систему.

В то время, как в системе предусмотрен ручной ввод всей необходимой информации по клиенту, которую сотрудник СПЗ может ввести, распечатав анкету из АБС, основной канал поступления заявок в ИСПЗ — это автоматизированная передача заявок посредством XML-файлов.

XML файл состоит из различных секций, таких как информация по заявке (кто и когда ввел, номер заявки в АБС, филиал, в который поступила заявка, кредитный продукт и т. д.), информация по компании-заемщику (наименование, ИНН, ОГРН, организационно-правовая форма, дата регистрации, адреса, телефоны и т. д.) и информация по связанным физическим и юридическим лицам, участвовавшим в сделке.

Файлы сохраняются АБС в определенную папку, на которую настроен планировщик - SQL Server Agent, в котором настроено задание по считыванию данных файлов. Папка сканируется раз в минуту. Поля из файла записываются в базу данных юридических лиц (БД ЮЛ) в соответствующие различным тэгам связанные друг с другом таблицы. Заявке присваивается статус недоступной, пока она не пройдѐт проверку на корректность, а также проверку по внутренним и внешним источникам данных.

Следует отметить, что все файлы, сохранѐнные в БД ЮЛ, не удаляются сразу после обработки, а копируются на сервер с архивной информацией, где хранятся в каталоге со структурой «года/месяца/дни/файлы», чтобы можно было при возникновении каких-либо сбоев проверить, где произошла ошибка. Архив чистится заданием в планировщике данного сервера, отрабатывающем раз в полгода, которое находит все папки старше этого срока и удаляет их.

Также важным пунктом является то, что файлы загружаются не в один, а в несколько потоков, что позволяет значительно ускорить обработку очереди заявок (очередь может накапливаться достаточно быстро, при этом поиск информации по внутренним и внешним массивам является достаточно ресурсоѐмким процессом).

В Transact SQL, на котором написан загрузчик, это достигается динамическим созданием и удалением заданий для планировщика для каждой из заявок в очереди, которые после создания выполняются параллельно.

2. Контроль корректности формата заявок.

После сохранения заявки в БД ЮЛ, требуется проверить, что все необходимые поля заполнены правильно. Поэтому сразу же при поступлении заявки вызывается функция, которая проверяет их на корректность.

Такому контролю подвергается большинство полей, которые критичны

для проверки заемщика, и, если какое-то из них записано с ошибкой, то в АБС автоматически уходит отрицательный ответ по заявке с комментарием-пояснением, почему был дан отказ. Далее менеджер, заводивший заявку, исправляет недочеты, и цикл повторяется.

3. Определение глубины проверки и фильтрация участников сделки.

Уровень проверки определяется для каждого из участников сделки и рассчитывается на основании различных правил, определенных нормативными документами Банка. Он может зависеть от таких параметров, как:

- кредитный продукт;

- сумма кредита;

- категория участника;

- вид деятельности участника;

- организационно-правовая форма;

- наличие положительной кредитной истории в Банке;

- наличие действующего расчѐтного счѐта в Банке;

- структура залога/Наличие залога в виде недвижимого имущества;

- количество просрочек в кредитной истории;

- прочие параметры.

Все эти параметры передаются во входящем файле для каждого из участников сделки. Существует 12 уровней проверки, каждый из которых имеет свое пороговое значение. Каждому из факторов, перечисленных в вышеозначенном списке, присвоен свой вес (в соответствии с регламентом), и комбинация факторов, присутствующих для каждого из участников сделки дает какое-либо число. Затем выбирается ближайший из уровней, пороговое значение для которого меньше полученного, и этот уровень присваивается участнику сделки.

Схема расчета уровня проверки участника сделки может быть выражена на рисунке 10:

Рисунок 10 - Схема расчета уровня участника сделки

Все участники сделки могут быть разбиты на 5 категорий:

- (ЮЛ 1) – Клиент (основной заемщик)

- (ЮЛ 2) -ЮЛ, связанные с клиентом: учредители с долей > 20%; поручитель; залогодатель; головная компания холдинга.

- (ЮЛ 3) -ЮЛ, связанные с ЮЛ 2 или ФЛ2: учредители ЮЛ2 с долей > 50%; ЮЛ, учрежденные первыми лицами ЮЛ2 /ФЛ2 с долей > 50%; ЮЛ, учрежденные ЮЛ2/ФЛ2 с долей > 50%.

- (ФЛ 2) - ФЛ, связанные с клиентом: первое лицо клиента; учредители клиента с долей более 20%; поручитель; залогодатель; главный бухгалтер; контактное лицо.

- (ФЛ 3) - ФЛ, связанные с ЮЛ 2: первые лица ЮЛ 2; учредители ЮЛ 2 с долей > 50%.

Этапы проверки для каждого из объектов определяются в зависимости от уровня, рассчитанного на предыдущем шаге.

Различные этапы проверки подразумевают следующие действия:

1) проверка участника сделки по «Чѐрной зоне»;

2) подтверждение факта существования участника сделки;

3) установление негативной информации;

4) поиск взаимосвязанных лиц;

5) проверка расчетных счетов участника сделки;

6) осуществление телефонной проверки сотрудником СПЗ;

7) выездная проверка.

Целиком алгоритм расчета уровней и этапов проверки для всей заявки может быть описан следующим образом (Рисунок 11)

4. Поиск по внутренним информационным массивам

Внутренние информационные массивы представляют собой множество баз данных по заемщикам, находящиеся в собственности Банка. Эти базы данных реализованы в СУБД, отличных от MS SQL Server, и поэтому нет возможности осуществлять поиск по ним с помощью обыкновенных SQL-запросов. Здесь применяется такой же подход, как и при загрузке и выгрузке заявок - путем формирования XML-файлов с необходимой для поиска информацией.

Рисунок 11 - Алгоритм расчета глубины проверки

Поиск состоит из двух этапов - первый из них называется поиском по «Чѐрной зоне» и может привести к автоматическому отказу по заявке. Второй этап - это поиск информации по всем базам, и он призван найти ту информацию, которая может помочь сотруднику СПЗ при ручной проверке заявки.

Результаты поиска будут видны сотрудникам при ручной обработке заявок.

5. Поиск по внешним информационным массивам.

Помимо внутреннего поиска, существует также и поиск по внешним источникам, не являющимся собственностью Банка. Эти источники — ФНС и Росстат. Оба типа поиска носят информационный характер, однако поиск по ФНС, как и поиск по «Чѐрной зоне», может привести к автоматическому отказу по заявке. С обеими организациями Банком должен быть заключен договор, в результате которого Банку будет предоставлен доступ к веб-службам этих организаций, осуществляющим поиск. При поступлении заявки в систему, в рамках той же процедуры, которая осуществляет загрузку и поиск заявок по внутренним массивам, осуществляется также и вызов данных exe-файлов. После того, как метод одной из служб отрабатывает, он возвращает данные в строковом формате, которые на самом деле представляют собой HTML-отчет со всей найденной информацией. В файле вызывается процедура, записывающая полученный отчет в отдельную таблицу БД ЮЛ и он завершает свою работу. Впоследствии повторные запросы информации по этой заявке будут обращаться к локальной базе, а не к удалѐнной службе.

Особенность поиска по ФНС состоит в том, что если информация по заемщику не найдена в ЕГРИП/ЕГРЮЛ, то заемщик скорее всего использует поддельные документы, а следовательно по такой заявке необходимо дать отрицательное решение. Таким образом, если служба вернула ответ с определѐнным кодом ошибки, то будет вызвана не процедура записи данных в базу, а процедура, проставляющая отрицательное решение по заявке и отправляющая ответ в АБС. Если служба была на данный момент недоступна, то отказ по заявке проставлен не будет, а сотрудник, работающий с заявкой, сможет осуществить запрос вручную.

6. Назначение заявок сотрудникам и ручная проверка заявки

При условии прохождения предыдущих этапов, заявка поступает на ручную обработку.

Руководитель автоматически закрепляет заявку за собой, при этом всем остальным она доступна только для просмотра. То есть, происходит монопольный захват заявки с блокировкой. Руководитель может осуществить с заявкой два действия - произвести проверку самостоятельно или назначить еѐ своему подчинѐнному. Существует база данных, в которой содержится вся иерархия сотрудников СПЗ, из которой ИСПЗ и получает список подчиненных.

В данном случае используется рекурсивное нахождение подчиненных, так чтобы начальник отдела мог видеть не только руководителей групп, но и непосредственно сотрудников. Таким образом, руководитель видит в списке только тех, кто подчиняется ему и его подчиненным. Также предусмотрена система замещений - если какой то сотрудник становится временно недоступным (уходит в отпуск или на больничный), при этом имея незакрытые заявки, то администраторы системы вносят в особый список информацию о том, что этого сотрудника замещает какой-либо другой в такие-то сроки, и ИСПЗ будет разрешать замещающему сотруднику производить все те действия, которые мог производить с заявкой замещаемый (а также видеть его подчиненных и иметь возможность назначать заявки им).

При назначении заявок исполнителю приходит оповещение с информацией по заявке и ссылкой для ее открытия.

Процесс проверки заявок описывается регламентом Банка. Данный процесс в банках является, как и методы скоринга, коммерческой тайной, поэтому он не описывается здесь в подробностях. Важно лишь, что в итоге этой проверки сотрудник заполняет поля с комментариями и выявленным негативом на заемщика, прилагает к заявке различные файлы, если таковые имеются, добавляет не выявленных автоматически связанных лиц, телефоны и адреса и принимает решение по заявке, заполняя при этом необходимые поля в БД ЮЛ.

В системе предусмотрен функционал по признанию заявок ошибочными (в случае если произошла ошибка на этапе передачи данных или какое-то из важных полей было заполнено неправильно). Ошибочные заявки хранятся в базе данных, однако при поиске их можно найти, только применив специальный фильтр - в общем списке они не показаны.

Запрос на поиск информации во внутренних источниках реализован посредством технологии Ajax. При таком запросе нового окна не открывается, при этом пользователь оповещается о том, что ему необходимо дождаться ответа. При этом заявка не блокируется, а пользователь может заполнять поля и производить другие асинхронные запросы на веб-странице. Когда ответ получен или истек таймаут (устанавливаемый в настройках базы данных), на экране появляется очередное окно, в котором записан результат операции. Если она прошла успешно, то повторное нажатие на кнопку откроет диалоговое окно с найденной информацией, в противном случае нажатие на кнопку приведет к еще одному асинхронному запросу.

Итак, проверка заявки проведена. Если уровень проверки не предусматривает этап ВП или в ее ходе не было выявлено факторов, которые требуют проведения такой проверки, то итоговое решение по заявке проставляется автоматически и равно решению, принятому по ЮЛ. Помимо положительного и отрицательного решений сотрудник СПЗ может также указать решение Стоп-фактор, которое обозначает, что отказ по заявке не был произведен, но по ней требуется дополнительная проверка, оценка финансового положения заѐмщика, которой уже занимается отдел риск-менеджмента.

7. Выездная проверка.

Выездная проверка проводится в случае, если заявка удовлетворяет всем критериям проведения такой проверки и сотрудник, проводивший ручную проверку, создал соответствующее задание в системе БД ВП. Возможность отправки заявки на ВП зависит от таких критериев, как:

- вид кредитного продукта;

- уровень проверки, рассчитанный при поступлении заявки;

- количество дней, прошедших с момента проверки заявки;

- количество дней, прошедших с момента предыдущего выезда по проверяемому юридическому лицу.

Если заявка удовлетворяет вышеописанным критериям, то сотруднику СПЗ доступна вкладка «Выездная проверка», а также кнопка Отправить на выезд. Разница в доступе к вкладке и кнопке состоит в том, что на вкладке сотрудник может посмотреть список всех выездов, производившихся по заявке и перейти по каждому в систему БД ВП, а кнопка осуществляет создание нового выезда, что не всегда возможно при наличии уже существующих.

Итак, если доступ к кнопке разрешен, то ее нажатие ведет к созданию выездной проверки. При этом в отдельную базу данных (БД ВП) передается основная информация по заявке, а также комментарии, адрес и филиал выезда, которые сотрудник ввѐл на вкладке «Выездная проверка». При этом в базе сотрудников выясняется, кто является руководителем отдела выездных проверок по банку, в который поступила заявка, и ему приходит оповещение со ссылкой на заявку в системе БД ВП.

Работа в БД ВП системе во многом напоминает работу в БД ЮЛ — руководитель либо назначает заявку своему подчинѐнному, либо себе. После назначения заявки выбранный сотрудник становится Исполнителем ВП (об этом ему приходит оповещение по e-mail), и ему становится доступной вкладка заполнения результатов. Исполнитель едет по указанному адресу и производит беседу с представителями компании-заѐмщика, заполняя специальную анкету, содержащую различные вопросы, регламентированные нормативными документами Банка, а также фоторепортаж. По приезду обратно он открывает заявку в БД ВП и заполняет в ней все информационные поля, а также загружает сделанные фотографии и, если имеются, прочие файлы, необходимые для подтверждения его решения.

Фотографии при загрузке сжимаются до такого размера, чтобы не превышать 1000 пикселей ни в одном направлении и сохраняются в формате JPEG, поддерживающем сжатие. Хранятся они на отдельном сервере в виде файлов, а в базе данных указываются ссылки на эти файлы. Такой формат хранения был выбран ввиду того, что механизм сжатия фотографий был внедрен после начала работы системы, при этом файлы занимали очень много дискового пространства и сжимать их массово было намного проще, чем если бы они хранились в виде массива байт в базе данных. Также при этом подходе фотографии легче подлежат переносу на другой сервер.

Целью выездной проверки является принятие решения по заявке. Его исполнитель также обязан указать при заполнении анкеты в БД ВП.

После того, как решения приняты по всем выездным проверкам, отправленных из БД ЮЛ по одной заявке, вызывается процедура, которая на основании этих решений высчитывает итоговое решение по ВП и записывает его в БД ЮЛ. Схема для принятия итогового решения по ВП отражена на рисунке 12:

Рисунок 12 - Алгоритм расчета итогового решения по ВП

Кроме этого, рассчитывается также и итоговое решение по заявке ЮЛ и отображается на форме. В некоторых случаях решение может быть неопределенным и Исполнителю предлагается выбрать его вручную. Следует отметить, что при назначении новой выездной проверки, после того, как было рассчитано итоговое решение по ВП или по всей заявке, сбрасывает оба эти решения и переводит заявку в статус ожидания решения по ВП. Схема принятия этого решения указана на рисунке 13:

Рисунок 13 - Алгоритм расчета итогового решения по заявке ЮЛ

Программно принятие решения реализовано на двух языках — Javascript и T-SQL. Реализация на языке Javascript требуется для того, чтобы Исполнитель, сменив решение по ЮЛ или отметив галочку необходимости ВП на форме, сразу увидел итоговый результат, а реализация на T-SQL необходима для того, чтобы при принятии решения по ВП корректно сохранить в базе данных итоговое решение без участия Исполнителя - ему останется лишь подтвердить это решение.

8. Завершающий этап работы системы.

После того, как по заявке проставляется решение одним из вышеописанных способов (если решение было проставлено вручную, то его необходимо подтвердить - только после этого работа с заявкой в ИСПЗ считается завершенной), по ней формируется файл-ответ в формате xml. В этом файле записана информация, позволяющая АБС идентифицировать заявку, результаты проверки и комментарии Исполнителя. Он сохраняется в специально отведенную для этого папку, которую сканирует планировщик АБС, а также в лог, который выглядит так же как и лог входящих файлов-запросов («года/месяца/дни/файлы»).

После анализа СПЗ и последующей обработки заявок (в случае, если было проставлено решение Стоп-фактор), заявка возвращается к менеджеру, который изначально вел работу с клиентом. Внутри АБС он увидит только ту информацию, которая ему доступна, а негатив и точный код причины, по которой произведено то или иное решение, будут скрыты от него во избежание внутреннего мошенничества.

Помимо этого файла ИСПЗ также формирует файл для записи данных о проверенной заявке в информационные массивы. Таким образом при поступлении следующих заявок информация о решении, принятом по данной заявке, также будет учтена.

Разрабатываемая информационная система проверки заемщиков позволит выявить закономерности между индивидуальными особенностями заемщика и его кредитоспособностью и сформировать рекомендации банкам для более эффективного определения степени риска при кредитовании юридических лиц.

Приведенные алгоритмы показывают, что предлагаемая система проверки заемщиков является достаточно простой и удобной, и она достаточно комплексно учитывает все характеристики клиента [22].

2.1.1 Расширение линейки банковского продукта - внедрение лизинга

Одним из вариантов финансирования долгосрочных планов развития

производственной базы организации является лизинг. Лизинг – это вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем.

Лизинг является важным источником долгосрочного и среднесрочного финансирования для организаций во многих странах, независимо от их величины ил уровня развития. Механизм лизинга обеспечивает дополнительный приток финансирования в производственный сектор, способствуя тем самым ускоренному обновлению основных средств, позволяющих увеличивать объемы внутреннего производства, росту продаж и развитию финансовых механизмов, доступных организациям.

В современных условиях лизинговые операции недостаточно полно используются организациями. Это обусловлено рядом причин, которые сдерживают развитие лизинга в России:

- терминологические неопределенности и противоречия, в том числе между Гражданским кодексом РФ и нормативными актами Правительства РФ и его уполномоченных органов;

- двойное и необоснованное налогообложение лизинговых платежей;

- таможенные барьеры;

- несовершенство принципов бухгалтерского учета;

- неразвитость Арбитражного процессуального кодекса РФ в отношении норм защиты прав собственности (практическая невозможность изъятия лизингового имущества при нарушении обязательств лизингополучателем);

- методологические трудности в определении поля регулирования для Федерального закона «О лизинге»;

- недостаточно высокий спрос на предложения о лизинге ввиду недостаточного развития малого и среднего бизнеса, а также низких темпов роста в экономике;

- ухудшение условий для окупаемости инвестиционных проектов (сокращение прибыли и фондов амортизации организаций – главных источников лизинговых платежей);

- слабая государственная поддержка лизинга;

- проблемы с определением кредитоспособности партнеров и с адекватностью финансового обеспечения лизинговых сделок.

Однако темпы роста лизинговых операций во всех отраслях экономики увеличиваются. Актуальность развития лизинга в России обусловлена, прежде всего, неблагоприятным состоянием основных фондов большинства организаций практически всех сфер экономики, которое характеризуется значительным удельным весом морально устаревшего оборудования и низкой эффективностью его использования, а также существованием дефицита долгосрочных кредитных и инвестиционных ресурсов для его модернизации и обновления.

Лизинг является также одним из возможных источников финансирования малого и среднего бизнеса, который является потенциальным источником экономического роста и в то же время остро нуждается в новом оборудовании.

Лизинг, как схема осуществления реальных инвестиций, обладает целым рядом экономических выгод и преимуществ по сравнению с другими традиционными способами финансирования капитальных вложений, такими, как собственные средства организации, банковский кредит и выпуск долговых или долевых ценных бумаг.

Лизинг дает возможность организации-арендатору расширить производство и наладить обслуживание оборудования без крупных единовременных затрат и необходимости привлечения заемных средств. При этом смягчается проблема ограниченности ликвидных средств, затраты на приобретение оборудования равномерно распределяются на весь срок действия договора, соответственно высвобождаются средства для вложения в другие виды активов. Так как при лизинге не привлекается заемный капитал, в балансе организации поддерживается оптимальное соотношение собственного и заемного капиталов.

Лизинг не требует немедленного начала платежей, что позволяет без резкого финансового напряжения обновлять производственные фонды, приобретать дорогостоящее имущество. При использовании обычного кредита организация должна часть стоимости покупки оплатить за счет собственных средств. Арендные платежи могут производиться после установки, наладки и пуска оборудования в эксплуатацию, и тем самым арендующая организация имеет возможность осуществлять платежи из средств, поступающих от реализации продукции, выработанной на арендуемом оборудовании.

Согласно российскому законодательству отличительными признаками лизингового договора являются:

- участие трех сторон - лизингодателя, лизингополучателя и продавца предмета лизинга;

- наличие комплекса договорных отношений. Лизинг осуществляется на базе двух или более договоров – прежде всего купли-продажи и собственно лизинга. Но нередко лизинговая сделка сопровождается и иными договорами. К их числу можно отнести кредитный договор, договор страхования, договор на техническое обслуживание и т.д.;

- использование имущества в предпринимательских целях. В соответствии с российским законодательством под предпринимательскими целями следует понимать деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом – в данном случае предметом лизинга;

- приобретение имущества специально для передачи в лизинг. В связи с тем, что лизинг может быть отнесен к инвестиционной деятельности, финансовая аренда (лизинг) предполагает специальное приобретение предмета лизинга. С фактом инвестирования непосредственно связано отнесение договора к аренде или лизингу и, соответственно, предоставление соответствующего налогового режима.

Разновидностью лизинговых сделок является «возвратный лизинг». По сути, он представляет собой двухстороннюю лизинговую сделку. Особенностью подобного рода договоров лизинга является то, что лизингополучатель является одновременно и «поставщиком» лизингуемого оборудования, другими словами, собственник оборудования продает его лизинговой компании и одновременно заключает с ней договор лизинга на это же оборудование в качестве лизингополучателя.

Эффективность лизинговых операций оценивается как лизингодателем, так и лизингополучателем. Оценка осуществляется на основе сравнения преимуществ и недостатка лизинговых операций с преимуществами и недостатками традиционных источников финансирования, с помощью абсолютных и относительных показателей эффективности.

Для оценки используются такие абсолютные показатели, как текущая стоимость платежей по лизингу и стоимость в случае покупки оборудования за счет кредита или собственных средств.

Если текущая стоимость по лизингу будет меньше, чем текущая стоимость кредитных ресурсов, то выгоднее лизинг и наоборот.

Для оценки эффективности лизинга рассчитывают относительные показатели:

- рентабельность лизинга:

Рл = ПРл / Зл, (3)

где ПРл – сумма полученной прибыли;

Зл – сумма затрат по лизингу.

- срок окупаемости лизинга:

- для организации-лизингополучателя:

Ток = ПЛ / ДПРар, (4)

где ПЛ – сумма лизинговых платежей;

ДПРар – среднегодовая сумма дополнительной прибыли от применения арендуемых средств.

- для лизингодателя:

Токлд = Злд / ЧПРлд, (5)

где Злд – затраты по лизингу;

ЧПРлд – среднегодовая сумма чистой прибыли.

Затраты по лизингу у лизингодателя: стоимость приобретения основных средств у производителей, сумма процентов за кредиты банка, если покупка производилась за счет их, сумма взносов за страхование лизингового имущества, сумма затрат по гарантированному обслуживанию сданных в аренду средств, зарплата персонала и другие издержки.

2.2 Экономическая эффективность предложенных мероприятий

Рассмотрим эффективность приобретения нового технологического оборудования по производству твин-блоков для ООО «КурганСтройБлок» за счет лизинга и привлечения кредита.

Руководство ООО «КурганСтройБлок» планирует приобретение нового технологического оборудования по производству газобетонных блоков автоклавного твердения, стоимость которого составляет 1534 тыс. р. (в том числе НДС по ставке 18% - 234 тыс. р.) Нормативный срок службы имущества – 15 лет.

Рассматриваются два варианта финансирования капитальных вложений: приобретение оборудования за счет кредита и приобретение оборудования через лизинг. Для приобретения имущества организация лизингодатель использует кредит, взятый на срок договора лизинга. Процентная ставка составляет 10% годовых. Возврат кредита осуществляется равными долями в конце очередного года в течение пяти лет.

Комиссионное вознаграждение составляет 4% от общей суммы лизинговых платежей без учета налога на добавленную стоимость.

Организация имеет возможность использовать банковский кредит на приобретение имущества. Сроки, процентные ставки, а также иные условия кредитования в целях сопоставимости анализа совпадают с условиями кредита, взятого организацией для покупки имущества и сдачи в лизинг.

Налогообложение осуществляется по общему режиму, при этом ставка налога на прибыль составляет 20%; ставка НДС – 18%.

При помощи расчетов попытаемся выбрать наилучший вариант финансирования капитальных вложений, при котором будет минимум совокупных затрат при одинаковых размерах и условиях кредитования и при условии обеспечения сопоставимости вариантов, времени и уровню риска.

Для сравнения необходимо учитывать совокупные затраты организации при соответствующих вариантах финансирования, которые представлены в таблице 12.

Таблица 12 – Совокупные затраты организации при различных вариантах

финансирования

Лизинг Кредит
Лизинговые платежи, включая налог на добавленную стоимость (НДС) Расходы на погашение кредита, в том числе проценты по кредиту
  Налог на имущество
  Потери приобретателя на процентах
Возврат НДС по лизинговым платежам Возврат НДС по приобретенному имуществу
Налоговая экономия в результате списания лизинговых платежей на себестоимость Налоговая экономия в результате списания амортизационных отчислений и налога на имущество на себестоимость

И при лизинге, и при кредите организация имеет возможность возмещать уплаченный НДС ежемесячно в размере НДС, начисленного в составе лизинговых платежей. Следует отметить, что у каждой организации данная величина индивидуальна и зависит от размера НДС, подлежащего к уплате в бюджет, а также других налогов, зачисляемых в бюджет федерального уровня.

В условиях лизинга организация вправе использовать коэффициент ускоренной амортизации (k = 3), поэтому срок списания объекта уменьшается до пяти лет. Срок действия договора лизинга совпадает со сроком амортизации имущества.

Проведем оценку источников финансирования капитальных вложений ООО «КурганСтройБлок»:

1-й вариант – покупка оборудования за счет кредита.

Оборудование сразу становится собственностью организации, хотя и обременено залогом в обеспечение возврата банковского кредита. Бухгалтерией организации будет начисляться амортизация, при этом необходимо иметь в виду, что в данной ситуации, к норме амортизации не применяется коэффициент ускорения, использование которого возможно при лизинге.

Сумма «входящего» НДС также предъявляется бюджету, поэтому на данную величину совокупные затраты уменьшаются. В таблице 13 приведены результаты расчетов основных видов затрат и совокупных затрат организации в случае покупки за счет кредита.

Таблица 13 – Совокупные затраты при приобретении имущества за счет

кредита (тыс. р.)

Период Пога-шение креди-та в конце года Вы-платы % за год (г.4 × 10%) Долг по кре-диту на 1 янва-ря Амор-тиза-ция (стои-мость обо-рудо-вания без НДС Оста-точная стои-мость на 1 января Налог на иму-щество (г. 6 × 2,2) Возврат НДС (1534 × 18: 118) = 234/5 Поте-ри на про-центах Расходы, умень-шаю-щие налого-обла-гаемую прибыль (г. 5 + г. 9) Нало-го-вая эконо-мия (г. 10 × 0,20) Чистый денеж-ный поток (г. 2 + г. 3 + г. 7 – г. 8 + г. 9 – г. 11)
                       
2014 г. 306,8 153,4   86,67 1300,00 28,600 46,800 48,442 135,109 27,022 463,42
2015 г. 306,8 122,72   86,67 1213,33 26,693 46,800 38,754 125,420 25,084 423,083
2016 г. 306,8 92,04   86,67 1126,66 24,787 46,800 29,065 115,732 23,146 353,681
2017 г. 306,8 61,36   86,67 1040,00 22,880 46,800 19,377 106,044 21,209 323,031
2018 г. 306,8 30,68   86,67 953,33 20,973 46,800 9,688 96,355 19,271 302,07
ИТОГО   460,2   433,33   123,933 234,00 145,33 578,660 115,732 1913,731

Оценим финансовые последствия для ООО «КурганСтройТорг» при покупке за счет кредита.

При покупке имущества за счет кредита после ввода объекта в эксплуатацию проценты за кредит относятся фактически за счет собственных источников у приобретателя. Таким образом, при уплате приобретателем банку 460,2 тыс. р. в виде процентов потери по налогу на прибыль составят 145,33 тыс. р. при ставке 20%. Эта величина выражает сумму налога на прибыль, которую должна заплатить организация, прежде чем у нее появится возможность произвести расход в размере 460,2 тыс. р.

Начисленная амортизация в течение рассматриваемых пяти лет составит 433,333 тыс.р., а общая сумма налога на имущество составит – 123,93 тыс.р. При списании указанных сумм на себестоимость ООО «КурганСтройБлок» уменьшает отток денежных средств по налогу на прибыль суммарно на 115,732 тыс. р. Величина совокупных затрат при использовании первого варианта финансирования – кредита составляет 1913,731 тыс. р.

2-й вариант финансирования – лизинговая операция.

Определим совокупные затраты организации при использовании лизинговой схемы. В этом случае ООО «КурганСтройБлок» осуществляет периодические лизинговые платежи, которыми полностью возмещает стоимость оборудования, которое по окончании договора полностью переходит в его собственность. В структуру лизингового платежа входят: ежегодная сумма выплат по кредиту, взятому лизингодателем на покупку оборудования; проценты за кредит – по ставке 10%, сумма налога на имущество – 2,2% (оборудование учитывается на балансе лизингодателя); комиссионное вознаграждение в размере 4% от суммы лизингового платежа.

Порядок расчета представлен в таблице 14.

Таблица 14– Расчет лизинговых платежей (тыс.р.)

Период, год Пога-шение креди-та в конце года Вы-платы % за год (г.4 × 10%) Долг по креди-ту на 1 января Амор-тиза-ция у лизин-года-теля Оста-точная стои-мость у лизин-года-теля на 1 января Налог на иму-щест-во (г. 6 × 2,2%) Воз-врат НДС (1534 × 18: 118) = 234/5 Ли-зинго-вые расхо-ды (г. 2 + г. 3 + г. 7 – г. 8) Комис-сион-ное возна-граж-дение (ст. 2 × 4%) Итого лизин-говые расходы без НДС (г. 9 + г. 10) НДС (г. 11 × 18%) Лизин-говые расходы с НДС (сумма платежа) (г. 11 + г. 12)
                         
2014 г. 306,8 153,4       28,6 46,8   12,27 454,272 81,77 536,04
2015 г. 306,8 122,72       22,88 46,8 405,6 12,27 417,872 75,22 493,09
2016 г. 306,8 92,04       17,16 46,8 369,2 12,27 381,472 68,66 450,14
2017 г. 306,8 61,36       11,44 46,8 332,8 12,27 345,072 62,11 407,18
2018 г. 306,8 30,68       5,72 46,8 296,4 12,27 308,672 55,56 364,23
ИТОГО   460,2       85,8     61,36 1907,36 343,3 2250,68

Из лизингового платежа исключается сумма налога на добавленную стоимость в цене имущества, которое лизингодатель в полном объеме предъявляет бюджету.

Общая сумма лизинговых платежей составляет 2250,68 тыс. р., что на 46,72% больше цены оборудования (1534 тыс. р.).

В то же время сумма НДС в составе лизинговых платежей составляет 343,32 тыс. р. (на эту сумму организация уменьшает реальные выплаты НДС в бюджет). Кроме того, общая сумма лизинговых платежей без налога на добавленную стоимость списывается в полном объеме на себестоимость, что в итоге при ставке налога на прибыль 20% дает налоговую экономию в размере 381,47 тыс. р. (расчет: (гр. 13 – гр. 12) × 20%).

Таким образом, согласно таблицы 15, чистый денежный поток у лизингополучателя за весь период договора лизинга составляет 1525,22 тыс. р. То есть эту сумму можно трактовать как величину непосредственных затрат при лизинговой схеме для приобретения оборудования.

Таблица 15 – Совокупные затраты при лизинге (тыс.р.)

Период Лизинговый платеж НДС Налоговая экономия (гр. 2 – гр. 3) × 0,20 Чистый денежный поток (гр. 2 – гр. 3 – гр. 4)
         
2014 г. 536,04 81,77 90,85 363,42
2015 г. 493,09 75,22 83,57 334,3
2016 г. 450,14 68,66 76,30 305,18
2017 г. 407,18 62,11 69,01 276,06
2018 г. 364,23 55,56 61,73 246,94
ИТОГО: 2250,68 343,32 381,46 1525,22

Таким образом, наилучшим в данной ситуации является применение лизинговой схемы для приобретения оборудования. Это позволяет по сравнению с кредитом сэкономить 388,51 тыс. р.

Согласно проведенных расчетов, было доказано, что для ООО «КурганСтройБлок» выгоднее воспользоваться лизингом.

В свою же очередь, ООО «Кетовский коммерческий банк» также получает преимущества:

- значительные налоговые преимущества, которые позволяют снизить стоимость сделки. Более низкая стоимость сделки дает возможность повысить вероятность осуществления проектов и снижает бремя долгов для заемщиков, и, как результат, повышает качество предоставляемых займов;

- второе преимущество для банка заключается в том, что в настоящее время на территории России недостаточно проработаны законодательные акты, которые недостаточно проработаны для того, чтобы принятая процедура по обращению взыскания на обеспечение не превращалась в затруднительный процесс, занимающий подчас долгое время и в итоге не приносящий ощущения полной уверенности в положительном результате. Лизинг устраняет указанную проблему, поскольку кредитор сохраняет за собой право собственности на обеспечение. Возможность усиления права банка по обращению взыскания на обеспечение приведет к качественному улучшению кредита и сделает жизнеспособными большее число инвестиционных проектов;

- лизинг – относительно новый вид финансирования для нашей страны, способствующий организациям (клиентам банка) осуществлять реорганизацию производства не отвлекая при этом больших денежных ресурсов из оборотных средств;

- возможность банка достичь более высокой степени ликвидности кредитного портфеля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: