ПЛАН НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ ПО ПРЕДЛОЖЕННОМУ ТЕКСТУ
Независимо от содержания текста, предлагаемого на экзамене, можно пользоваться следующим планом, составленным на основе требований, предъявляемым к выполнению части С:
1) Сформулировать проблему.
2) Прокомментировать проблему.
3) Определить позицию автора исходного текста по данной проблеме.
4) Высказать собственное мнение, согласившись или не согласившись с автором.
5) Доказать свою точку зрения, приведя не менее двух аргументов (каждый из них даётся в новом абзаце):
первый аргумент – из русской или зарубежной литературной классики;
второй аргумент – из собственных знаний и жизненных наблюдений.
6) Итоговый вывод (заключение).
Примечание: наверное, вы обратили внимание на то, что в предлагаемом плане отсутствует вступление. Жанр эссе позволяет начать работу непосредственно с формулировки проблемы. Однако хорошо, если в вашей работе будут присутствовать и вступление, и заключение.
АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ С УЧЁТОМ ПЛАНА И КРИТЕРИЕВ ОЦЕНИВАНИЯ
|
|
Формулировка проблемы
Проблема – вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления.
Довольно часто в тексте рассматривается сразу несколько проблем. Какую из них выбрать для комментария и положить в основу сочинения? Рекомендуется сосредоточиться на проблеме, которая
находится в центре внимания автора, а не упоминается вскользь, т.е. является главной, а не второстепенной;
даёт выпускнику большой простор для выражения собственных мыслей, т.е. соответствовать его читательскому и жизненному опыту (ученик твёрдо знает, какие аргументы приведёт в доказательство своей точки зрения).
Сформулировать проблему можно двумя способами:
Способы формулировки проблемы | Примеры |
1. В виде вопроса (проблема и есть вопрос, над которым рассуждает автор текста и который требует решения). | Как найти пути взаимопонимания между людьми разных возрастных поколений и мировоззренческих позиций? Этой сложной проблеме посвящён текст писателя NN. |
2. Сочетанием слова проблема с именем существительным, употреблённым в родительном падеже: проблема чего? | Автор данного текста рассматривает проблему (чего?) отцов и детей. Автор данного текста привлекает внимание читателей к проблеме (чего?) роли книги в жизни человека. В тексте писателя NNподнимается проблема (чего?) одиночества. |
Речевые клише, используемые при формулировке проблемы:
В своём тексте публицист (писатель) NNрассматривает (поднимает, выдвигает на всеобщее обсуждение, затрагивает, обращает внимание читателей на) проблему (чего?).
|
|
Текст публициста (писателя) NN заставил меня задуматься над проблемой (чего?).
Сложная, важная, серьёзная, актуальная, злободневная, острая проблема.
Примечание.
Сочинение можно начать, задав 2-3 вопроса по содержанию исходного текста с последующей формулировкой проблемы, выбранной пишущим. Переход от серии вопросов к формулировке проблемы можно осуществить, используя следующие фразы: Эти и другие вопросы затрагиваются в тексте писателя NN. Однако наиболее детально автор рассматривает проблему (чего?)…
Пример возможного начала сочинения-рассуждения:
Что такое война? Как военные действия и связанные с ними человеческие трагедии влияют на душевное состояние людей, на их способность чувствовать, сострадать? Как долго люди хранят память о прошедших трагических событиях? Эти и другие вопросы ставит в своём тексте писатель Л. Андреев. Однако наиболее детально автор рассматривает проблему отношения человека к войне.
Избегайте типичных ошибок, которые нередко допускаются при формулировке проблемы:
помните о том, что термины «проблема» и «тема» не являются синонимами. Поэтому нельзя, подразумевая проблему, писать вместо этого слово «тема», иначе эксперты при проверке вашего сочинения подобное неразличение терминов квалифицируют как фактическую ошибку в фоновом материале и снимут один балл по критерию К12.
Так начинать работу нельзя: «Автор данного текста затрагивает актуальную проблему. Это тема нравственного выбора человека в той или иной жизненной ситуации, особенно если она связана с риском для собственной жизни».
Нужно учитывать, что в тексте может быть затронуто несколько проблем, при этом достаточно выявить только одну и работать с ней, а не формулировать все проблемы и в дальнейшем комментировать каждую из них.