Вопрос 1. Корпус основных понятий

Психология в самом общем виде - это наука о психике, душе; в переводе с греческого «псюхе» - душа, «логос» - учение, наука, знание. В книге канадского ученого Жо Годфруа «Что такое психология» так описывается происхождение слова «психология».

Согласно греческой мифологии, Эрот, сын Афродиты, влюбился в красивую молодую женщину Психею. Афродита была очень недовольна, что ее сын – небожитель хотел соединить свою судьбу с простой смертной, и, чтобы разлучить влюбленных, заставляла Психею пройти через ряд испытаний. Сила любви Психеи произвела глубокое впечатление на богов, которые решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту удалось убедить верховного бога греков Зевса превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Так влюбленные соединились навеки. Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви и высшей реализации человеческой души. Поэтому Психея – смертная, обретшая бессмертие, - стала символом души, ищущей свой идеал.

Термин «психология» впервые появился только в 18 веке в работах немецкого философа Х. Вольфа (1679-1754) «Рациональная психология» и «Эмпирическая психология». Однако Немов Р.С. полагает, что в научном употреблении термин впервые был использован в 16 веке.

Современное научное толкование термина дано в словаре «Психология»: психология -это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Психика, в свою очередь, (тот же словарь) – это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. В психике представлены и упорядочены события прошлого, настоящего и возможного будущего.

Понятие «субъект» (от лат. субъектум – подлежащее) в современном словаре иностранных слов трактуется так: 1) это человек, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности; 2) это человек как носитель каких-либо свойств, личность.

Словарь «Психология»: субъект – это индивид или группа как источник познания и преобразования действительности, носитель активности.

Вопрос 2. Явления, изучаемые в психологии

Основные типы явлений, изучаемых в психологии, – это свойства, процессы и состояния. Психические свойства – это устойчивые особенности психики человека. Психические процессы – это элементарные (простейшие) психические явления, включенные в более сложные виды психической деятельности; они кратковременны. Психические состояния сложны и длительны, могут быть несколько часов, дней, недель и более. Всего Р.С.Немов выделяет 12 групп явлений, изучаемых психологией.

1. Процессы индивидуальные, внутренние (психические): воображение, восприятие, мышление, память, рефлексия, речь, творчество и многие другие.

2. Состояния индивидуальные, внутренние (психические): адаптация, аффект, внимание, интерес, любовь, настроение, страсть, стресс, стыд, эмоция и т.д.

3. Свойства индивидуальные, внутренние (психические): задатки, индивидуальность, работоспособность, решительность, упрямство и другие.

4. Процессы индивидуальные, внешние (поведенческие): деятельность, игра, мимика, подражание и т.д.

5.Состояния индивидуальные, внешние (поведенческие): готовность, интерес, установка.

6. Свойства индивидуальные, внешние (поведенческие): авторитетность, внушаемость, гениальность, настойчивость, эгоизм и т.д.

7. Процессы групповые, внутренние: коммуникация, общение, межличностные отношения и другие.

8. Состояния групповые, внутренние: конфликт, сплоченность, психологический климат и т.д.

9. Свойства групповые, внутренние: совместимость, соперничество, стиль лидерства и т.д.

10. Процессы групповые, внешние: межгрупповые отношения.

11. Состояния групповые, внешние: паника, открытость или закрытость группы.

12. Свойства групповые, внешние: организованность.

Контрольные вопросы

1. Дайте определения понятий «психология», «психика», «субъект».

2. Назовите основные задачи науки психологии.

3. Какова структура психологической науки?

4. Охарактеризуйте явления, изучаемые в психологической науке.

5. Охарактеризуйте методы науки психологии.

Тема 2. Общая характеристика психических познавательных процессов

Познавательная деятельность человека складывается из серии познавательных психических процессов. Психические процессы – это процессы, происходящие в голове человека, это элементарные (простейшие) психические явления, включённые в более сложные виды психической деятельности. Психические процессы, с помощью которых человек познаёт окружающий мир, себя и других людей, называют познавательными процессами.

К психическим познавательным процессам относятся ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Познавательная деятельность осуществляется также с помощью внимания и речи. Процесс познания окружающего мира осуществляется на двух уровнях: чувственного познания, включающего в себя ощущения, восприятия и представления, и логического познания, осуществляемого посредством понятий, суждений и умозаключений (мышление).

Психические познавательные процессы выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности, они обеспечивают её эффективность. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться, трудиться (это виды деятельности), человек должен воспринимать мир, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать. То есть без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна. Более того, психические процессы не просто участвуют в деятельности, а они в ней развиваются.

Чем лучше развиты познавательные процессы, тем более способным является человек. Лёгкость и эффективность учения зависят от уровня развития познавательных процессов. Человек рождается с задатками познавательной деятельности. Новорожденный осуществляет познавательную деятельность инстинктивно. Затем в процессе жизнедеятельности человек развивает свои познавательные возможности и учится ими управлять.

В целом уровень развития познавательных процессов зависит от имеющихся при рождении задатков, от характера воспитания ребёнка в семье и школе, от его собственной активной деятельности по развитию своих познавательных процессов.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятия «психические познавательные процессы».

2. Перечислите познавательные процессы.

3. Назовите функции познавательных процессов.

4. Дайте характеристику уровням процесса познания окружающего мира.

5. Какие виды деятельности человека вы знаете? Охарактеризуйте их.

6. От каких факторов зависит уровень развития познавательных процессов?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: