Критический уровень постоянных затрат

С помощью маржинального анализа можно установить критический уровень не только объема продаж, но и суммы постоянных затрат , а также цены, при заданном значении остальных факторов.

Критический уровень постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода и объема продаж рассчитывается следующим образом:

Акр = VРП (р - b) или Акр = В ∙ Дмп

Смысл этого расчета состоит в том, чтобы определить максимально допустимую величину постоянных расходов, которая покрывается маржинальным доходом при заданном значении объема продаж, цены и удельных переменных затрат . Если постоянные затраты превысят этот уровень, то фирма будет убыточной.

Пример.

Цена изделия — 5 тыс. руб., удельные переменные затраты — 3 тыс. руб., возможный объем производства — 5000 ед. Требуется определить критический уровень постоянных затрат:

Акр = VРП (р - b) = 5000 (5 - 3) = 10000 тыс. руб.

При такой сумме постоянных затрат фирма не будет иметь прибыли, но не будет и убытка. Если постоянные затраты окажутся выше критической суммы, то в сложившейся ситуации они будут непосильны для фирмы. Проверить это можно, рассчитав критический объем продаж:

VРПкр = А / р - b = 10000 / (5 - 3) = 5000 ед.

Окупаемость постоянных затрат можно определить следующим образом:

t = 12 ∙ Безубыточный объем продаж / Годовой объем продаж

Пример.

Годовой объем продаж составляет 3750 млн руб., постоянные затраты организации за год — 900 млн руб., прибыль — 600 млн руб. Требуется определить срок окупаемости постоянных затрат.

Определим маржу покрытия (маржинальный доход) и ее долю в выручке:

МП = 900 + 600 = 1500 млн руб.

Дмп = 1500 / 3750 = 0,4

Безубыточный объем продаж составит:

Вкр = 900 / 0,4 = 2250 млн руб.

Срок окупаемости постоянных затрат составит:

t = 12 ∙ 2250 / 3750 = 7,2 мес.

Остальные 4,8 мес. организация будет зарабатывать прибыль.

Таким образом, значительная часть года уйдет на возмещение постоянных затрат.

Можно сказать, что критический уровень постоянных затрат — ценный показатель в управлении. Используя его, можно более эффективно управлять процессом формирования финансовых результатов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: