Критический уровень цены (pкр) определяется из заданного объема продаж и уровня постоянных и переменных затрат :
pкр = А / VРП + b
Пример.
Объем производства продукции — 5000 ед., сумма удельных переменных затрат — 43,75 тыс. руб., сумма постоянных затрат — 150000 тыс. руб. Критическая цена, необходимая для покрытия постоянных затрат организации, будет равна:
pкр = 150000 / 5000 + 43,75 = 73,75 тыс. руб.
Данная цена будет равна себестоимости единицы изделия, а прибыль и рентабельность — нулю.
Установление цены ниже этого уровня невыгодно для фирмы, так как в результате будет получен убыток.
Функциональная взаимосвязь затрат, объема продаж и прибыли дает возможность рассчитать объем продажи продукции , который дает одинаковую прибыль по различным вариантам управленческих решений (технологии, цен, структуры производства и т.д.). Сумму прибыли можно представить следующим образом:
П = VРП (р - b) - А = VРП ∙ СМмп - А
В данном алгоритме неизвестной величиной является объем продаж в натуральном выражении (VРП). Если приравнять прибыль по одному варианту к прибыли по второму варианту:
|
|
VРП1 ∙ СМмп1 - A1 = VРП2 ∙ СМмп2 - А2,
то объем продаж можно определить следующим образом:
VРП = А2 - A1 / СМмп2 - СМмп1
Объем продаж, при котором общая сумма затрат будет одинаковой по различным вариантам управленческих решений, можно рассчитать, приравняв затраты по разным вариантам:
VРП1 ∙ b1 + A1 = VРП2 ∙ b2 + А2
Объем продаж можно определить:
VРП = А2 - A1 / b1 - b2
Используя данные алгоритмы, выбирают один из вариантов управленческих решений.
Вопросы для самопроверки
· Охарактеризуйте сущность маржинального анализа, его возможности, основные этапы и условия применения.
· Какова зависимость переменных и постоянных затрат от объема производства?
· Дайте определение маржи покрытия (валовой маржи, суммы покрытия). Каковы факторы, на нее влияющие?
· Какова сущность методики маржинального анализа прибыли по изделиям и в целом по фирме?
· В чем сущность маржинального анализа рентабельности?
· Раскройте содержание безубыточного объема продаж (порога рентабельности) и зоны безопасности предприятия.
· Охарактеризуйте аналитический способ определения безубыточного объема продаж и зоны безопасности организации.
· В чем сущность определения критической суммы постоянных затрат, цены, удельных переменных затрат?