Организация научно-педагогического исследования, его этапы. Эмпирические методы педагогического исследования. Использование математических и статистических методов в педагогическом исследовании.
Педагогическое исследование - поиск путей, средств и методов усовершенствования педагогического процесса.
Виды исследования
Основой научного исследования являются следующие положения:
1) объективность рассмотрения явления;
2) необходимость рассмотрения фактов относительно других;
3) важность изучения особенностей поведения, физических качеств, трудовых навыков и т.д. в развитии;
4) необходимость поиска внутренних противоречий;
5) рассмотрение явлений как единство противоположностей;
6) соединение анализа и синтеза.
Этапы педагогического исследования:
1 этап. Определение проблемы и постановка цели исследования.
2 этап. Проведение поискового, констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.
3 этап. Формирование теоретических выводов, обработка полученных фактов, сопоставление итогов с первоначальными данными.
|
|
4 этап. Оформление результатов научного исследования.
5 этап. Внедрение результатов исследования в практику работы учреждений образования, подготовка тезисов выступлений, статей, методических пособий и др.
К научным (педагогическим) относятся методы, которые в свою очередь подразделяются на теоретические и эмпирические (практические).
Эмпирические методы исследования служат сбору данных и фиксированию научных фактов. К эмпирическим методам исследования относятся:
• педагогический эксперимент,
• наблюдение,
• самонаблюдение,
• беседа,
• анкетирование,
• тестирование и др.
Как теоретические, так и эмпирические методы обычно используются в комплексе с математическими и статистическими методами, которые применяются для обработки данных, полученных в ходе исследования, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями.
Математические методы
Статистические методы применяются при обработке массового материала – определения средних величин полученных показателей: среднего арифметического, медианы (показателя середины ряда), подсчет степени рассеивания около этих величин – дисперсии, коэффициента вариации и др.