Виды исследования

Организация научно-педагогического исследования, его этапы. Эмпирические методы педагогического исследования. Использование математических и статистических методов в педагогическом исследовании.

Педагогическое исследование - поиск путей, средств и методов усовершенствования педагогического процесса.

Виды исследования


Основой научного исследования являются следующие положения:

1) объективность рассмотрения явления;

2) необходимость рассмотрения фактов относительно других;

3) важность изучения особенностей поведения, физических качеств, трудовых навыков и т.д. в развитии;

4) необходимость поиска внутренних противоречий;

5) рассмотрение явлений как единство противоположностей;

6) соединение анализа и синтеза.

Этапы педагогического исследования:

1 этап. Определение проблемы и постановка цели исследования.

2 этап. Проведение поискового, констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.

3 этап. Формирование теоретических выводов, обработка полученных фактов, сопоставление итогов с первоначальными данными.

4 этап. Оформление результатов научного исследования.

5 этап. Внедрение результатов исследования в практику работы учреждений образования, подготовка тезисов выступлений, статей, методических пособий и др.

К научным (педагогическим) относятся методы, которые в свою очередь подразделяются на теоретические и эмпирические (практические).

Эмпирические методы исследования служат сбору данных и фиксированию научных фактов. К эмпирическим методам исследования относятся:

• педагогический эксперимент,

• наблюдение,

• самонаблюдение,

• беседа,

• анкетирование,

• тестирование и др.

Как теоретические, так и эмпирические методы обычно используются в комплексе с математическими и статистическими методами, которые применяются для обработки данных, полученных в ходе исследования, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями.

Математические методы


Статистические методы применяются при обработке массового материала – определения средних величин полученных показателей: среднего арифметического, медианы (показателя середины ряда), подсчет степени рассеивания около этих величин – дисперсии, коэффициента вариации и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: