Центральный образ романа замечательного писателя И.С. Тургенева "Отцы и дети" - Базаров. Герой занимается наукой, медициной, стремится к полезной деятельности, но бросает вызов вечным законам жизни, бытия, отвергает любовь, искусство, составляющие существенную потребность человека. "Нигилизм", по мнению Тургенева, бросает вызов непреходящим ценностям духа и естественным потребностям жизни. В этом усматривается вина героя, причина его неизбежной гибели.
Тема НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА
Честь, человеческое достоинство
Журнал «История»
В журнале «История» были опубликованы мемуары одного из узников сталин-ских лагерей. Он рассказывал такой случай: конвойные, желая развлечься, зас-тавляли заключенных делать приседания. Запуганные побоями и голодом люди стали послушно выполнять этот нелепый приказ. Но был один человек, который, несмотря на угрозы, отказался подчиняться. Этот поступок напомнил всем о том, что у человека есть честь, которую никто не сможет отнять.
Какую жизнь можно назвать духовной?
Е. Замятин, «Мы»
Хочу упомянуть героев романа Е. Замятина «Мы». «Нумера», как их называет автор, жили в математически идеальном государстве, их жизненный ритм был отточен до совершенства. Каждый «нумер», по сути своей, является математи-ком. Но умом все ограничивалось: герои не имели души. Они не ощущали потребности в стремлении к высокому, не интересовались красотой мира, отгороженного городскими стенами, она испугала. Разве такую жизнь можно назвать духовной?
Нравственная стойкость
А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»
Алешка – герой рассказа А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», как раз является примером духовного человека. Он попал в тюрьму из-за своей веры, но не отказался от неё, напротив, этот молодой человек отстаивал свою правду и пытался донести её до других заключенных. Ни один его день не проходил без чтения Евангелия, переписанного в обычный блокнот.
Душевная глубина, духовность
Л. Н. Толстой «Война и мир»
Писатель наделил одного из главных героев своего произведения, Андрея Болконского, не только внешним благородством, но и внутренним, которое он открыл в себе не сразу. Андрею Болконскому пришлось много пережить, многое переосмыслить, прежде чем он смог простить своего врага, умираю-щего Анатоля Куракина, интригана и предателя, к которому он до этого испы-тывал лишь ненависть. Этот пример иллюстрирует способность благородного человека достигнуть подлинной духовной высоты.