(1885-1920 гг.)
Зародилась в США. Основоположником этой школы является американский инженер Фредерик Тейлор. Наиболее яркими представителями являются:
Генри Форд,
Фрэнк и Лилиан Гилберты,
Генри Гантт,
Гаррингтон Эмерсон.
Сторонники этой школы стремились доказать, что управлять можно НАУЧНО. В процессе своих исследований они опирались на различного рода эксперименты (технические, экономические, социальные). Они полагали, что используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения.
Фредерик Тейлор (1856-1915гг.)
Так, например, основатель школы научного менеджмента Фредерик Тейлор замерял количество железной руды и угля, которые человек может поднять на лопатах различного размера.
В результате таких измерений он обнаружил, что максимальное количество может быть переброшено, если рабочие будут пользоваться лопатой-совком емкостью до 21 фунта (ок. 8,6 кг).
Основные положения школы научного менеджмента изложены в работах Ф. Тейлора:
«Управление фабрикой» (1903 г.),
«Принципы научного управления» (1911 г.),
«Показания перед специальной комиссией Конгресса» (1912 г.).
Менеджмент определен в работах Тейлора как «организация производства». Кроме того, Тейлора говорил о необходимости установления рабочему научно обоснованного дневного задания (нормы).
Значительное внимание Тейлор уделял лучшему использованию производственных фондов предприятия:
Ø правильному выбору оборудования,
Ø уходу за оборудованием,
Ø подготовке к работе инструмента,
Ø своевременному обеспечению им рабочих мест.