Научные | Производственно-технические | |
Сфера использования | ||
Научная деятельность Преподавание и обучение | Различные виды производства Преподавание и обучение | |
Коммуникативная цель | ||
Классификация и обобщение фактов и явлений Сохранение информации о научных достижениях | Описание технологических процессов Инструктирование | |
Адресат | ||
Учёные Аспиранты, студенты Школьники Все интересующиеся определённой отраслью знания | Обслуживающие и создающие технику Занятые в промышленности и сельском хозяйстве Ремесленники Домохозяйки | |
Характер содержания | ||
Абстрактный | Конкретный | |
Композиционно-речевые особенности | ||
Используется генеритивный и информативный регистры Типы речи – описание и рассуждение Акцентированы причинно-следственные отношения | Преобладает информативный и волюнтивный регистры Типы речи – описание и предписание Причинно-следственные отношения могут быть не выражены | |
Общие языковые черты | ||
• Термины, в том числе составные наименования • Отглагольные существительные, обозначающие абстрактные свойства • Отглагольные существительные, обозначающие процесс и результат действия • Существительные, обозначающие предметы в собирательном значении • Слова с модальным лексическим значением • Качественные прилагательные в краткой форме • Глаголы с абстрактным лексическим значением • Простые предложения со значениями бытийности, тождества • Односоставные предложения с семантикой долженствования | ||
Особые языковые черты | ||
• Преимущественное использование глагольных форм 3-го лица • Формы глагола настоящего времени во вневременном значении • Вводные слова и выражения, передающие логику развития мысли • Вводные слова и выражения, передающие точку зрения • Цитирование, сноски как средства выражения чужой точки зрения • Многочленные сложные предложения с разными видами связи (подчинительной, бессоюзной и др.) | • Местоимения и глагольные формы не только 3-го, но и 1-го и 2-го лица • Профессионализмы • Существительные, обозначающие инструменты, орудия труда • Глаголы со значением конкретного физического действия • Формы глагола настоящего времени в узуальном значении • Вводные слова • Предложения, осложненные однородными и обособленными членами. | |
Список литературы
1. Балли Ш. Французская стилистика. - М., 1961
2. Баркетова Т.А. Русский язык и культура речи. Учебно-методическое пособие. Саратов, 2009.
3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Ростов н/Д, 2002.
4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Экзаменационные ответы для студентов вузов. Ростов н/Д, 2007.
5. Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. М., 1981.
6. Культура русской речи: Учебник для вузов/ Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. М., 1998.
7. Рыжиков Ю. И. Работа над диссертацией по техническим наукам. Требования к ученому и к диссертации; Психология и организация научной работы; Язык и стиль диссертации и др.. — СПб.: БХВ-Петербург, 2005.
8. Савко И. Э. Русский язык. От фонетики до текста. — Минск: ООО "Харвест", 2005.
9. Ресурсы интернета:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Научный_язык
http://www.stilistika.by.ru/08.shtm
http://www.langrus.ru/content/view/41/
http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook083/01/index.html?part-003.htm