Модель «большой пятерки» личностных факторов
Со времен Р.Кэттелла (Cattell and other, 1970) классическая «теория черт» в дифференциальной психологии постулировала линейно-аддитивный вклад каждой психологической черты в прогноз поведения. Эффект от совместного действия нескольких психологических признаков при этом выражается, согласно Кэттеллу, линейным полиномом от выраженности всех признаков с коэффициентами при каждом из них, характеризующими влияние данного признака на интересующий нас эффект. Подобная линейная модель, предполагающая усиление в два раза воздействия на эффект при изменении в два раза величины влияющего признака, лежит в основе и всех процедур линейного факторного анализа. Психологические механизмы, не укладывающиеся в линейную модель, оказываются невидимыми и для факторного анализа, хотя другими методами (например, кластерным анализом) они могут быть обнаружены.
В исследованиях черт личности методами линейной факторизации обычно выявляется от 5 до 10 факторов, в зависимости от объема экспериментальной выборки (10 и более факторов удается устойчиво выделить только на выборках объемом свыше 1000 респондентов). Поскольку на практике ограничено как количество вопросов в анкете, так и объем выборки, поэтому в большинстве исследований получается 5-6 факторов. Благодаря ставшему популярным среди психологов диагностическому опроснику NEO-PI (McCrae, Costa, 1990), в последние десятилетия утвердилось представление о «большой пятерке» факторов, хотя эти 5 личностных факторов были получены еще в работе Д.Фиске в 1949 году (Fiske, 1949). «Большая пятерка» состоит из факторов экстраверсии (энергичности), дружелюбия (согласия) – этот фактор объединяет свойства соционической этики и рассудительности, совестливости (сознательности, компетентности, порядка – этот фактор практически совпадает с соционическим признаком рациональности-иррациональности), эмоциональной нестабильности - фактор близок к нейротизму Айзенка и к соционическому конструктивизму, включает в себя также отдельные элементы импульсивности, то есть иррациональности. Завершает «пятерку» объединенный фактор открытости новому опыту и интеллекта – этот фактор по смыслу очень близок к соционической интуиции с некоторой добавкой этики. Следовательно, признак «интуиты-сенсорики» отражается в «большой пятерке» психологических факторов.
То, что было получено на англоязычных выборках, подтверждается и на русскоязычных выборках. В результате линейной варимакс-факторизации объединенных данных «групповой оценки личности» и репертуарного теста конструктов, производившегося уже каждым испытуемым «за себя», М.Тихоновой и А.Шмелевым (Шмелев, 2002) были получены пять личностных факторов, примерно соответствующие общеизвестной «большой пятерке» личностных факторов. В данном исследовании интуиция-сенсорика не образовала собственный независимый фактор, а оказалась «размазанной» по двум факторам. С наибольшим весом она вошла в фактор №1 («интеллектуальная свобода»), характеризующий незаурядность-обыкновенность, новаторство-консерватизм, проницательность-поверхностность. Но она вошла и в фактор №3 («дружелюбие») такими кластерами, как мечтательность-реализм, утонченность-грубость, миролюбие-агрессия.
В исследовании Д.Дигмана и А.Кондратьевой (цит. по Шмелев, 2002) учителя оценивали 480 учеников первого класса по списку 60 прилагательных. Среди выявленных пяти факторов фактор интуиции-сенсорики выявился в довольно чистом виде (с примесью уровня интеллекта) и по весу занял второе место. Аналогичный эксперимент был произведен на американской детской выборке по аналогичному списку прилагательных, структура факторов и в этом исследовании оказалась практически такой же.
При факторизации 187 русскоязычных вопросов анкеты Кеттелла (версия 16ЛФ) были получены (Шмелев, 2002) пять факторов, очень точно совпадающих с «большой пятеркой» факторов Мак-Крэя и Косты. Интуиция-сенсорика при этом предстала в виде пятого по весу фактора «открытости ума» (романтизма-прагматизма), обнаруживающего небольшой «этический налет» в интуитивном полюсе.
Количество получаемых в подобных исследованиях психологических факторов и выявляемые при этом направления факторных осей (в чистом ли виде фигурирует интуиция, или в смеси с компонентами этики либо логики, и т.п.), совсем не должны нас гипнотизировать. Всё это вещи весьма условные. Во-первых, в факторных исследованиях психологических анкет выявляются только те признаки, вопросы на которые в анкету заложены. Если в опрос студентов американского колледжа заложить пункты на предпочитаемую ими кухню и некоторые культурные традиции, то мы, возможно, выявим фактор, делящий выборку на студентов азиатского и европейского происхождения. Если нужные вопросы в анкету не вложены, то и фактор останется принципиально не выявляемым.
Во-вторых, если вопросы, допустим, характеризующие взгляд на мир «сквозь розовые очки» (одно из обнаруженных нами свойств позитивизма) представлены в анкете тремя-четырьмя пунктами, а вопросы на экстраверсию – пятьюдесятью пунктами, то зашифрованный в 4-х вопросах признак позитивизма полностью «потонет» во влиянии экстраверсии, и соответствующий ему фактор сольется с фактором экстраверсии. Чтобы фактор позитивизма четко выявился отдельно, надо, чтобы соответствующих ему вопросов было в анкете не меньше, чем вопросов на вертность (вертность лучше отражается в самонаблюдении и самоотчетах респондентов, поэтому вопросы на вертность скоррелированы между собой лучше, чем вопросы на позитивизм, - соответственно, пунктов на позитивизм должно быть больше).
В-третьих, важны нюансы в формулировке вопросов. Например, если вопросы на интуицию адресуются преимущественно к гуманитарной сфере, то соответствующий ей фактор обязательно получит «крен» в сторону этики. Если же преобладают вопросы на научную деятельность, то крен будет уже в сторону логики. Таким образом, для того, чтобы выявить по анкете «правильную» факторную структуру, мы должны знать ее уже как бы заранее и априорно, иначе правильно сконструировать диагностическую анкету для последующей факторизации не удастся. В результате получается, казалось бы, некий замкнутый круг. Разорвать его можно только длительными исследованиями с постепенными последовательными приближениями к истине. В краткосрочных экспериментах с анкетами, заранее составленными в русле какой-то предвзятой концепции, это редко оказывается возможным. Гораздо более продуктивным в этом смысле может быть коллективный опыт практикующих психологов, потому что он годами формируется с использованием метода последовательных приближений. По этой причине многолетний опыт соционики по определению границ типов и признаков весьма важен для психологической науки. Ни в коем случае он не должен сбрасываться со счета как якобы «ненаучный».
В-четвертых, сильное влияние на результаты факторизации оказывают особенности выборки. Если составить выборку только из NF и ST-типов, то в факторах окажутся отраженными не четыре функции (N,F,S,T), а исключительно их пары. Почти тот же результат получится, если в выборке просто преобладают какие-то парные «сцепки» функций. Преобладание в популяции численности представителей NF-типов («гуманитариев») над численностью NT-типов («исследователей») как раз и может объяснять получающуюся в большинстве факторных исследований «сцепку» интуитивной и этической функций. Понятно, что эта сцепка совсем не обязана отражать какие-то общие физиологические механизмы, если такие механизмы не являются главной причиной неравномерности представленности гуманитариев и исследователей в популяции.
В-пятых, линейный факторный анализ имеет свои ограничения. Одно из них – потеря информации о нелинейном взаимодействии признаков, на самом деле всегда имеющем место. Другое - это ограниченное количество выявляемых факторов, даже если в анкету заведомо и априорно закладывалось большее их количество. Это обстоятельство связано с тем, что пункты анкеты, предназначенные для выявления «слабых» факторов, как правило нагружены и по «сильным» факторам. Благодаря статистическому закону «больших чисел» это зашумление не страшно, если испытуемых много, но при сравнительно небольших выборках (в пределах 300 человек) факторы с номерами выше 5-6 как правило «тонут» в шуме более сильных факторов. Третье ограничение – это заведомая невозможность определить методами факторного анализа так называемое «правильное» направление факторных осей. Факторы определяются лишь с точностью до их линейных комбинаций. Различные процедуры «доворотов» по формализованным критериям (варимакс-вращение и т.п.) оказываются зачастую слабыми, а то и ложными помощниками. Чтобы вращение привело к «правильному» результату, этот правильный результат уже должен быть изначально заложен в структуру анкеты. Но анкету составляют люди, а не природа. Поэтому при исследованиях структуры личности весьма важна опора на так называемые объективные первичные признаки, отражающие психиатрические, нейропсихологические и психофармакологические синдромы. Эти свойства более объективны и точнее характеризуют естественную структуру личности, чем структура языка, культура или тем более произвольная концепция исследователя.
Таким образом, ни количество факторов в моделях личности, разработанных на основе факторных исследований, ни направления факторных осей в этих моделях не могут считаться догмой и образцом, на которые надо равняться. Во всяком случае, это образцы не для соционики, теоретические модели и направления базовых признаков которой, по-видимому, лучше отражают физиологические механизмы мозга, чем «культуральные» факторные модели личности. В рамках теорий личности, основанных на факторном анализе, направления главных факторов выбираются таким образом, чтобы первые факторы вобрали в себя максимум дисперсии ответов респондентов на психологический опросник. При этом оси факторов неизбежно уходят «в сторону» от соционических направлений, захватывая в себя часть дисперсии слабых соционических признаков. В отличие от этого способа, в соционике поиск направления осей должен строиться не на критерии максимизации факторной дисперсии, а на критерии максимизации межфакторных нелинейных связей, благодаря которым произведение любых двух факторов в наибольшей степени коррелирует с третьим фактором. Понятно, что «соционический критерий» для направления факторных осей приводит к иному решению, нежели стандартные методы факторного анализа. Причем, соционический критерий всегда дает одно и то же инвариантное решение (на базе любой анкеты и любой выборки), а критерии максимизации дисперсии приводят авторов каждый раз к различным направлениям факторных осей – в зависимости от однородности выборки и от процента представленности в использованной анкете вопросов на различные соционические признаки. По этой причине в той части современной психологии индивидуальных различий, которая продолжает пользоваться стандартными методами факторного анализа, по сей день господствует волюнтаризм в выборе системы координат для описания личности, и даже в рамках одной школы, например, у сторонников «большой пятерки», направления факторов «гуляют» на 5-15 градусов у разных авторов.
Отметим еще одно обстоятельство, важное для оценки некоторых полученных нами экспериментальных результатов. Наиболее тесно связанный с интуицией пятый фактор «открытости новому опыту», измеряемый по NEO-PI или подобным ему стандартным пятифакторным опросникам, в своей диагностической базе априорно не содержит каких-либо шизотипических признаков. Но по всем наиболее нагруженным интуицией кластерам этого фактора (трем из шести) обнаружены позитивные корреляции с шизотипическими проявлениями, определяемыми по психиатрической классификацииDSM-III-R. Общий коэффициент корреляции фактора «О» с шизотипическими проявлениями равняется, по разным данным, от 0,47 до 0,56 (Ostendorf, 2002). Это вполне согласуется с нашими результатами о включенности шизотипических маркеров в профиль интуитивных качеств.
MMPI
Не все психологические типологии личности сводятся к моделям линейного факторного анализа. Например, прогноз личностных черт в рамках давнего и популярнейшего психодиагностического опросника MMPI (Hathaway, McKinley, 1967; Березин и др., 1976) по своим методам очень напоминает ту соционику, которая «верит» в признаки Рейнина. В MMPI тоже считается, что в многомерном пространстве личностных черт преобладают нелинейные зависимости. Поэтому точкам и областям, в разной мере удаленным от начала координат, приписывается вовсе не пропорциональный рост соответствующих черт. Более того, черты могут нелинейным образом взаимодействовать, в определенных зонах психологического пространства порождая новые качества, не сводимые к линейной сумме координат базовых признаков. Прогноз одного признака в какой-то точке пространства зависит, согласно принятым в MMPI правилам, не только от координаты вдоль собственной оси этого признака, но и от значения других признаков в этой точке.
Полезность примера MMPI для нашей статьи не ограничивается иллюстрацией обстоятельства, что не в одной соционике сегодня признаются и констатируются нелинейные механизмы порождения признаков (напомним, что произведение двух соционических признаков порождает третий, например, интуиция*экстраверсия=беспечность). В MMPI тоже фактически есть своя шкала для интуиции, это шкала №8. Умеренный подъем показателей по шкале №8 интерпретируется, как «оригинальность мышления», и этот факт считается весьма положительным для творческих работников. Однако чрезмерно сильный подъем восьмой шкалы уже означает усиленную манифестацию симптоматики шизотипического круга, в том числе продуктивной симптоматики (навязчивостей, галлюцинаций и т.п.). Само по себе это означает, впрочем, только шизотипию в пределах нормы, а диагноз «шизофренической симптоматики распада мышления» ставится лишь тогда, если этому подъему соответствуют характерные для шизофрении значения других шкал опросника (взаимодействие признаков!), а диагноз независимым образом подтверждается еще и клиническими наблюдениями.
Таким образом, ось интуиции MMPI, описывающая оригинальность мышления, в своем продолжении, как и фактор открытости пятифакторного опросника, выводит на продуктивную (но не негативную!) симптоматику шизотипического круга. Этот же результат, как уже говорилось выше, экспериментально получен нами для соционической интуиции.
Система И.Бриггс-Майерс и американское типоведение
В заключение раздела рассмотрим представления об интуиции и сенсорике в основанной И.Бриггс-Майерс американской типоведческой системе, близко родственной соционике. Судя по обзорным работам, в американском типоведении полюса интуиции и сенсорики определяются с учетом следующих основных содержательных кластеров:
Интуиция:
интерес к будущему;
любовь к игре слов, к каламбурам и парадоксам;
любопытство и любознательность;
общность и абстрактность, недостаток конкретики в мыслительной продукции;
параллельные мысли одновременно о нескольких разных вещах;
пренебрежение деталями;
пытливость, стремление во всем самому разобраться, найти глубинные взаимосвязи;
равнодушие к абсолютному времени – время интуита одновременно присутствует «везде»;
склонность предаваться фантазиям;
сосредоточенная рассеянность.
Сенсорика:
конкретность в смысле нелюбви к абстракциям;
конкретность в смысле четкости и определенности;
консерватизм и тяготение к привычному и проверенному;
нелюбовь к фантазерству;
последовательность;
потребность в четких указаниях;
сосредоточенность на деталях, а не на целом;
сосредоточенность на настоящем;
требование наглядности и осязаемости в доказательствах и фактах;
требование осязаемости результата.
Нетрудно видеть, что приведенный перечень точно совпадает с основными эмпирически выявленными кластерами соционической интуиции и сенсорики (табл.1). Правда, набор диагностических признаков интуиции-сенсорики в американском типоведении не полон, в нем, в том числе и в опроснике Кейрси, отсутствуют некоторые приведенные в табл.1 важные содержательные кластеры, в том числе:
- преимущественная направленность на обстановочные раздражители у интуитов в сравнении с направленностью на удовлетворение биологических потребностей у сенсориков;
- будирование эффективного мыслительного процесса фоновой сенсорной стимуляцией у интуитов в сравнении с повышением его эффективности при сенсорной депривации у сенсориков;
- интенсивная мыслительная работа, преобладание сознательного уровня регуляции действий у интуитов в сравнении с преобладанием автоматизированных реакций у сенсориков;
- малая точность перцептивного опознания, повышенная вероятность перцептивных ошибок, иллюзий и псевдогаллюцинаций (продуктивной симптоматики) у интуитов в сравнении с высокой точностью и безошибочностью перцептивного опознания у сенсориков;
- пониженная абсолютная и различительная чувствительность в сенсорных модальностях интуитов в сравнении с высокой чувствительностью у сенсориков (особенно в обонятельной и вкусовой модальностях);
- ухудшенные зрительно-пространственные способности у интуитов в сравнении с хорошими – у сенсориков;
- низкий уровень моторной ловкости и координации у интуитов в сравнении с хорошими моторными способностями – у сенсориков;
- замедленное вытеснение «отработавших» мыслеобразов, перцептивных образов и планов движений у интуитов в сравнении с быстрым вытеснением и их эффективной дезактуализацией у сенсориков;
- слабая зрительная память, провалы в памяти на недавние события, трудности со вспоминанием имен и названий предметов у интуитов в сравнении с хорошей памятью у сенсориков.
За исключением первых трех, прочие перечисленные кластеры имеют негативно-оценочный характер по отношению к возможностям и способностям интуитов. Это оправдывает невключение их в короткие диагностические опросники, где важно обеспечить одинаковый вклад общественной диссимуляции в противоположные полюса шкал. Впрочем, отсутствие каких-то кластеров в опроснике вовсе не означает, что они от этого перестают быть коррелятами измеряемого признака. Например, автоматизм реакций, как приспособленность к повторяющимся, однообразным действиям, не диагностируется непосредственно инструментами американской типоведческой системы, но тем не менее отрицательно коррелирует с измеряемыми в его системе значениями признака «интуиция-сенсорика», и на основании этого уверенно причисляется американскими сторонниками типологии Майерс-Бриггс (Тайгер, 2001) к сенсорным, а не к интуитивным особенностям.
В целом нужно констатировать, что между соционическим признаком «интуиты-сенсорики» и интуицией-сенсорикой в трактовке группирующегося вокруг опросника MBTI® американского типоведения нет сколько-нибудь заметной разницы. Однако признак интуиции и в соционике, и в типоведении существенно отличается от фактора «открытости» в «большой пятерке» факторов. Там к интуиции в факторе добавляется этика, и в расчете суммарной «открытости» одновременно участвуют кластеры, связанные с разными юнгианскими функциями. Причиной такого упорно получающегося в факторных исследованиях смешения функций, где интуиция смешивается с этикой, а сенсорика – с логикой, может быть разная частота сцепленности функций в популяции. Действительно, NF-типы встречаются в исследуемых выборках чаще, чем NT-типы, однако совсем не обязательно за этим скрывается некий фундаментальный физиологический механизм. Точно так же в портфелях младших школьников вместе лежат учебники по природоведению и арифметике, а старших – по английскому языку и экономике. Но отсюда, разумеется, не следует, что между экономикой и языкознанием обязательно больше подлинной общности, чем между экономикой и арифметикой. Более частую парную сцепленность этики и интуиции, сенсорики и логики М.Ф.Стовпюк (Стовпюк, 2003) объясняет, в порядке гипотезы, тем, что этика и сенсорика относятся к эволюционно более древним функциям, раньше формирующимся в том числе и в индивидуальном онтогенезе человека, а интуиция и логика обе относятся к более молодым и позже формирующимся функциям. Из этого, действительно, можно сделать заключение, что вероятность формирования типов с одновременной доминантой двух «молодых» функций (интуиции и логики) должна быть меньше, чем типов с одновременной комбинацией двух «древних» или одной «древней», а другой «молодой» функции.
Выводы:
1. Основным отличием интуитов от сенсориков является склонность к взгляду на любые события сквозь призму обобщения. В синдромокомплекс интуиции также входят: пытливость ума, стремящегося к общим выводам и постижению общих закономерностей; любопытство и любознательность; оригинальность и парадоксальность мыслительной продукции; влечение к новому; ослабление роли биологических влечений и социально-статусных мотивов; своеобразный «идейный альтруизм»; расширение границ субъективного текущего настоящего с равноправным включением в него прошлых и будущих событий и времен; частые мысли о далеком прошлом и будущем; параллельные мысли практически одновременно сразу о многих различных тезисах; кусочно-непрерывный характер мышления, «скачущего» между различными мыслями и временными эпизодами; расплывчатый широкополосный характер настройки ассоциативного процесса; встроенность в мыслительный процесс многозвенного циркулирующего обращения сознания к образам и ассоциациям подсознания – на это время внимание отключается от окружающего; замедленность вытеснения мыслеобразов, перцептивных образов и планов движения из сознания; моторная неловкость; снижение сенсорной чувствительности в обонятельном и вкусовом анализаторах; снижение зрительно-пространственных способностей; снижение памяти на недавние события; снижение памяти на точные имена и названия; легкость возникновения перцептивных обманов и иллюзий в затрудненных условиях восприятия; возможность самонаблюдением ощущать «копошение» многочисленных образов и ассоциаций в предсознании; улучшение качества и продуктивности мыслительного процесса при внешних будирующих сенсорных помехах. Кроме того, интуитивный полюс связан с некоторыми маркерами физиологического уровня: частотой зевания, ощущениями удушья либо нехватки кислорода, частым морганием, скачками взора, частыми сновидениями, пониженной агрессивностью, тусклостью тактильных образов-представлений, тремором пальцев, потливостью, относительным доминированием правого глаза и др.
2. Многие сцепленные с интуицией кластеры свойств указывают на снижение у интуитов М-холинэргической активности в гиппокампальной и новой коре головного мозга. Влияние серотонинэргической системы на формирование признака тоже заметно во многих исследованных маркерах, но в разных зонах мозга это влияние выражено, по-видимому, менее однозначно по направлению.
3. Некоторые нейропсихологические корреляты интуиции можно толковать как её предпочтительную связь с корой левого полушария, другие – как ее связь с доминированием более новых верхних, конвекситальных отделов коры над внутренними и нижними, более древними медиобазальными отделами. Функции гиппокампа, по-видимому, неоднородны по отношению к интуиции и сенсорике, но в целом его активное функционирование более благоприятствует сенсорике.
4. Признаки полюса интуиции обнаруживают несомненную связь с продуктивными признаками полюса шизотипии. Чем более выражена интуиция, тем более характерными и вероятными оказываются перцептивные навязчивости, иллюзии и псевдогаллюцинации, а также иные симптомы шизотипического круга (нарушения плавных следящих движений глаз, некоторые нарушения константности восприятия, дереализационная симптоматика и др.)
5. Признаки соционической интуиции-сенсорики не отличаются от признаков, используемых для диагностики интуиции-сенсорики в типоведческой системе MBTI®. В «большой пятерке» факторов наиболее близок к признаку соционической интуиции-сенсорики так называемый фактор «открытости», однако в нем ось интуиции смещена к оси соционической этики.
6. Направление в многомерном психологическом пространстве оси соционического признака «интуиты-сенсорики» или эквивалентного ему признака американской типоведческой системы Бриггс-Майерс является, предположительно, наиболее адекватным реальным физиологическим механизмам. Направления факторов «большой пятерки» предположительно менее адекватны тем степеням свободы, которые лежат в основе физиологических механизмов высшей нервной деятельности мозга.
Табл.2. Эмпирические кластеры, характеризующие когнитивные механизмы интуиции-сенсорики
№ | содержание кластера | число первичных признаков в кластере | ИНТУИЦИЯ (% связанной дисперсии; минус означает связь с полюсом сенсорики) | наибольшие по весу проекции на другие соционические признаки | ТИМы, у которых кластер выражен максимально (по рейтингу с наибольшего вплоть до 0,7*макс) | ТИМы, у которых кластер выражен минимально (по рейтингу с наименьшего вплоть до 0,7*мин) |
«Широкополосность» и повышенная случайность ассоциативного захвата, парадоксальность мышления | иррациональность 11% | ИЭЭ, ИЛЭ, ИЭИ, ЭИЭ | ЛСИ, ЭСЭ, ЭСИ, ЛСЭ, СЛИ | |||
Плюрализм версий и многовариантность проработки сюжетов в мышлении | ЛИИ, ЭИЭ, ИЭИ, ИЛИ | ЛСЭ, ЭСИ, ЛСИ | ||||
Проблемы с дезактуализацией следов памяти, трудность в своевременной дезактуализации уже завершенных программ и планов действий (медленное затухание с реминесценциями) | рациональность 19% | ЭИИ, ЭИЭ | СЛЭ, СЭИ, СЭЭ | |||
Несколько навязчивая "приподнятость" в сознательную сферу опорных образов памяти, поступающих из бессознательной сферы, доступность их интроспективному наблюдению | этика 17% | ИЭИ, ЭИЭ, ЭИИ | ЛСЭ, ЛСИ, СЛИ, СЛЭ | |||
"плавающее внимание", отвлекаемое внезапно возникающими побочными ассоциациями | иррациональность 17%, этика 13%, беспечность 10% | ИЭЭ, ИЛЭ, ИЭИ | ЛСЭ, ЛСИ, СЛЭ | |||
навязчивость мыслей, громкое звучание мыслей, слуховые псевдогаллюцинации | этика 18%, процесс 12% | ЭИИ, ИЭИ, ЭИЭ | СЛИ, ЛИЭ, ЛСЭ, СЛЭ | |||
зрительные обманы | этика 23% | ИЭИ, ЭИИ | ЛСЭ, СЛИ, СЭИ | |||
скачкообразное перемещение взгляда за объектом (с нарушением плавности) | статика 13%, тактика 11% | ИЭЭ | СЭИ | |||
тремор рук | конструктивизм 18% | ЭИЭ | СЛЭ, ЛСЭ | |||
потливость (сильная КГР?) | процесс 14%, рациональность 10% | ЭИЭ | СЛЭ, ЭСИ | |||
нехватка воздуха и чувство удушья | интроверсия 14%, предусмотрительность 14%, иррациональность 7% | ИЛИ, ИЭИ | ЭСИ, ЛИЭ | |||
склонность к тоскливо-депрессивным состояниям (сцепленность с высоким уровнем серотонина?) | конструктивизм 13%, интроверсия 13%, стратегия 8% | ЭИИ | ЭСЭ, СЭЭ, ИЭЭ | |||
частота сновидений | этика 19%, иррациональность 16% | ИЭИ | ЛСИ | |||
стереотипные движения | квестимность 17%, статика 8%, тактика 7% | ИЛЭ | СЭИ | |||
безудержное, неподконтрольное воображение | иррациональность 39% | ИЭИ, ИЛЭ, ИЛИ, ИЭЭ | ЭСИ, ЭСЭ, ЛСИ | |||
Симптом иллюзорного движения объектов на периферии поля зрения при фиксации точки взора | позитивизм 9%, процесс 7%, этика 9% | ИЛЭ | СЛЭ, СЛИ | |||
отвлекаемость и суетливость | этика 20%, иррациональность 18%, экстраверсия 11% | ИЭЭ, ИЛЭ | ЛСИ | |||
навязчивость зрительных мыслеобразов | этика 29%, предусмотрительность 7% | ИЭИ, ЭИЭ, ЭИИ | СЛИ | |||
склонность к состояниям ступора и оцепенения (предположительная сцепленность с высоким уровнем серотонина) | интроверсия 35% | ИЭИ | ЛСЭ, СЭЭ, ЭСЭ | |||
мазохизм | уступчивость 19%, рациональность 12%, аристократизм 10% | ЭИИ | СЭЭ, ЭСЭ | |||
ведущий правый глаз | серьезность 21%, интроверсия 15% | ИЛИ | СЛЭ, ЛСЭ, ЭСЭ, СЭИ | |||
склонность к частой зевоте | процесс 23%, рассудительность 15%, иррациональность 13% | ИЛЭ | ЭСЭ, ЭСИ, ЛИЭ | |||
инертность, растерянность в непредвиденных ситуациях | интроверсия 41%, позитивизм 8%, процесс 5% | ЭИИ, ЛИИ | СЛЭ, ЭСЭ, ИЭЭ, ЛСЭ | |||
Склонность к сомнениям | интроверсия 32%, рациональность 14%, этика 13% | ЭИИ, ЭСИ | СЛЭ, СЭЭ, ЛСЭ | |||
потребность во внешних сенсорных раздражителях для лучшего мыслительного сосредоточения | экстраверсия 27%, статика 15%, иррациональность 11% | ИЭЭ | СЭИ, СЛИ | |||
интегральный кластер коррелятов высокого уровня мозгового серотонина или высокой активности центральных серотониновых рецепторов (усреднение 26 центральных маркеров серотонинэргической активности) | 27 кластеров | интроверсия 60%, позитивизм 2% | ИЭИ, ЭИИ, ИЛИ, ЛИИ | СЛЭ, СЭЭ, ЛСЭ, ЭСЭ | ||
трудность долгого сосредоточения мыслей на одном объекте | этика 42%, иррациональность 13%, беспечность 6% | СЭИ, ИЭЭ, ЭИИ, ИЭИ, ЭИЭ | ЛСЭ, ЛСИ, СЛЭ | |||
отвлекаемость | интроверсия 20%, этика 16%, конструктивизм 14%, беспечность 13% | ЭИИ, СЛИ | ЛСЭ, СЛЭ | |||
"скачка мыслей" - быстрая неудержимая смена мыслей и образов с трудностью их остановки и фиксации | этика 38%, иррациональность 26% | ИЭЭ, СЭЭ | ЛСИ, ЛСЭ | |||
чувствительность к боли и неприятным болезненным ощущениям | этика 29%, беспечность 18%, негативизм 8% | ЭИЭ, ЭСИ | СЛЭ | |||
провоцируемое серотонином застревание на неугасимых ориентировочных реакциях в процессе игровой деятельности с одними и теми же объектами | интроверсия 44%, конструктивизм 16%, динамика 15%, веселость 11% | ИЭИ, ИЛИ, СЭИ | СЭЭ | |||
эмоциональная реактивность (учащение ЧСС и-или усиление потливости ладоней в состоянии НПН) | рациональность 37%, процесс 13%, беспечность 9%, этика 9% | ЭИЭ, ЭИИ | СЛЭ | |||
склонность к ступорозным состояниям и состояниям обездвиженности | интроверсия 82% | ЛИИ, ИЭИ, ЭИИ | СЭЭ | |||
тревожность нервно-напряженная | интроверсия 18%, рациональность 17%, негативизм 13% | ЭИИ, ЭИЭ, ЛИИ | СЛИ, ИЭЭ, СЭЭ, ЛИЭ, ЭСЭ | |||
чувствительность к реальной боли | беспечность 37%, этика 12% | ЭСИ, ЭИЭ, СЭИ, ЛИЭ | СЛЭ | |||
плавающее внимание | иррациональность 38%, экстраверсия 26%, этика 21% | ИЭЭ, ИЛЭ | ЛСИ, ЛИИ | |||
импульсивность | иррациональность 50%, экстраверсия 32%, этика 7% | ИЭЭ, ИЛЭ, СЭЭ | ЛСИ, ЭСИ, ЛИИ | |||
склонность к фоновой тахикардии | предусмотрительность 18%, экстраверсия 14%, конструктивизм 12% | СЭЭ, ЭИИ, ИЛЭ | СЭИ | |||
инертность внимания и растерянность при неожиданностях | интроверсия 53%, рассудительность 24% | ЭИИ, ЛИИ | СЛЭ, ЛИЭ, СЭЭ | |||
Снижение слюновыделения (сухость во рту, жажда, обильное питьё) | экстраверсия 33%, конструктивизм 16%, статика 13%, предусмотрительность 10% | СЛЭ | СЭИ | |||
зрительная константность размера - активность левой нижневисочной коры | процесс 53%, экстраверсия 14% | ЛСЭ, СЭЭ | СЛИ | |||
обобщенный кластер активности правой нижневисочной коры (детальность зрительного восприятия, трудность с выделением общего и главного, ослабление константности размера в зрительном восприятии) | -2 | позитивизм 62%, этика 12% | ЭСЭ, СЛИ, СЭЭ | ИЛИ, ЛСЭ | ||
легкость дезактуализации и вытеснения | -8 | иррациональность 55%, экстраверсия 18% | СЭЭ, СЛЭ | ЭИЭ, ЭИИ | ||
конфликтный выбор между логическими и этическими мотивами в пользу логики | -12 | логика 23%, иррациональность 21%, конструктивизм 9% | СЛЭ | ЛИИ, ЭСИ | ||
крепкий и долгий сон без сновидений | -13 | логика 42%, эмотивизм 17% | ЛИЭ, ЛИИ, ЛСИ | ЭИЭ, ИЭИ | ||
слабость и кратковременность эмоциональных реакций на фрустрацию и неожиданности | -13 | статика 26%, логика 22%, эмотивизм 11%, интроверсия 9% | ЛСИ | ЭИЭ | ||
способность сосредоточивать и удерживать узкий фокус внимания на одном объекте | -19 | логика 39%, рациональность 19%, веселость 9% | ЛСИ, ЛИИ | ИЭЭ | ||
Постоянство и четкая определенность в оценках и отношениях | -33 | рациональность 41%, логика 12% | ЛСИ | ИЭЭ, ИЛЭ, ИЭИ | ||
стремление к единомыслию (отрицание множественности допустимых подходов и истин, нетерпимость к плюрализму точек зрения) | -33 | логика 17%, веселость 15%, аристократизм 13%, статика 8% | ЛСИ | ИЭЭ, ЛИЭ, ИЛИ, ИЭИ | ||
торможение в интуитивной сфере, управляемость ассоциативного процесса и системы опорных образов памяти | -37 | стратегия 37%, логика 17% | СЛИ, СЛЭ | ИЭЭ, ИЛЭ | ||
нужда в актуальном подкреплении для поддержания интереса к деятельности | -46 | аристократизм 18%, этика 12% | СЛИ | ЛИЭ, ИЛЭ | ||
нейропсихологический маркер базальной поверхности лобной доли (район обонятельной луковицы) и непосредственно, без переключений сцепленных с ней областей обонятельного мозга (переднее обонятельное ядро, обонятельный бугорок, препириформная кора, периамигдалярная кора и примыкающая к ней кортико-медиальная часть МК, включая т.н. ядро латерального обонятельного тракта) | -54 | этика 18% | ЭСИ, ЭСЭ, СЭИ | ЛИИ, ИЛИ | ||
избирательность в демонстрации эмоций - в соответствии с задачей | -56 | позитивизм 9%, рассудительность 8% | СЛИ, ЭСЭ, ЛСИ | ЛИЭ | ||
Быстрое затухание неактуальных и неподкрепляемых образов | -77 | логика 9% | СЛЭ, ЛСИ | ЭИЭ, ЭИИ, ИЭИ |
Табл.3. Кластеры, связанные с качеством памяти (названия столбцов см. в табл.2)
часть ухудшения памяти - ухудшение зрительной памяти | интроверсия 11% | ИЛИ | СЭИ, ЭСЭ, СЛЭ, ЛСИ, ЛСЭ, СЭЭ | |||
часть ухудшения памяти - провалы в памяти на недавние события | иррациональность 20%, этика 17% | ИЭЭ, ИЭИ | ЭСИ, ЛСЭ, ЭСЭ | |||
вербальная память - ухудшение памяти на названия предметов и нужные слова | этика 38%, позитивизм 11% | ЭИИ, ИЭИ | ЛСЭ | |||
вербальная память - ухудшение чисто вербальной памяти в целом (включая как снижение точности и скорости вспоминания слов и названий, так и ухудшение иных видов вербальной памяти) | этика 38%, интроверсия 12% | ЭИИ, ИЭИ, СЭИ | СЛЭ, ЛСЭ, СЛИ | |||
вербальная память - ухудшение (ухудшение иных видов вербальной памяти, кроме вспоминания нужных слов и названий) | интроверсия 28%, этика 25%, процесс 12% | СЭИ, ИЭИ | СЛЭ, СЛИ |
Табл.4. Кластеры, связанные с качеством координации движений (названия столбцов см. в табл.2)
моторная неловкость | интроверсия 9% | ЛИИ, ЭИИ | ЭСЭ, СЛЭ, СЭЭ | |||
элементы каталепсии | ИЭИ, ИЛЭ | ЭСИ, СЭИ, ЛСИ | ||||
сутулость осанки | иррациональность 22%, логика 12%, интроверсия 12%, предусмотрительность 9% | ИЛИ | ЭСИ | |||
сбои при произнесении скороговорок и фонетически трудных слов | интроверсия 41%, процесс 22%, рациональность 11% | ЭИИ, ЛСИ | СЛЭ | |||
замедление темпа деятельности | интроверсия 84% | ИЭИ, ЛИИ, СЛИ, ЭИИ | СЛЭ, СЭЭ, ИЭЭ, ЛСЭ | |||
мелкий аккуратный почерк (в противоположность крупному неразборчивому) - лев НВК минус | -12 | этика 17%, результат 14%, упрямство 11%, квестимнось 11%, интроверсия 11% | ЭСИ, СЛИ | ЛИЭ | ||
быстрота и ловкость движений | -20 | экстраверсия 54%, демократизм 16% | ЭСЭ, СЭЭ | ИЭИ, ИЛИ, ЭИИ, СЛИ | ||
моторная ловкость, быстрота реакции и координация движений | -38 | экстраверсия 49% | СЭЭ, ЭСЭ | ЛИИ, ИЭИ | ||
маркер премоторной лобной коры (сохранность кинетических мелодий) | -39 | экстраверсия 33%, иррациональность 9% | СЭЭ | ЭИИ, ЛИИ | ||
координация движений | -77 | экстраверсия 15% | ЭСЭ, СЭЭ | ЛИИ, ИЭИ | ||
Хорошая координация и переключаемость движений (как моторных, так и речевых) | -92 | ЭСЭ, СЭЭ, СЛЭ | ЛИИ, ИЭИ, ИЛЭ, ЭИИ, ИЛИ, ИЭЭ |
Табл.5. Кластеры, связанные с симптомами дереализации и деперсонализации (названия столбцов см. в табл.2)
деперсонализация и дереализация (ощущение чуждости, сделанности и мертвенности окружающего либо чуждости частей своего тела) | интроверсия 26%, процесс 7% | ИЛИ, ИЭИ, ЭИИ | ЭСЭ, СЛЭ, СЭЭ, ЛСЭ | |||
склонность к дереализации в виде ощущений омертвения и чуждости, а также эмоциональной выхолощенности окружающего | интроверсия 44%, конструктивизм 9%, процесс 4% | ИЛИ | ЭСЭ, СЭЭ, ЛСЭ, ЛИЭ, ИЭЭ |
Табл.6. Кластеры, связанные с оппозицией «новое-привычное» (названия столбцов см. в табл.2)
Чутье на новое, необычное, волшебное, постоянный их поиск, позитивные эмоции при обнаружении | иррациональность 10% | ИЭИ, ИЭЭ, ИЛЭ | ЭСИ, ЛСЭ, ЛСИ | |||
стремление к новому и непознанному, любопытство | ЛИЭ, ИЭЭ, ИЛЭ | ЭСИ, ЛСЭ, СЛЭ | ||||
стремление к революционным изобретениям и открытиям, переворачивающим мир | экстраверсия 9%, логика 8% | ИЛЭ, ЛИЭ | ЭСИ, ЭСЭ, СЭИ | |||
любознательность | демократизм 22% | ЛИЭ, ИЛЭ | ЛСЭ, СЛЭ, ЛСИ | |||
приятные ощущения "откровения" и постижения чего-то важного | демократизм 10% | ИЛЭ | ЛСЭ, СЛИ | |||
тяга к естествоиспытательству, умение и стремление находить необычное и особенное в самом обыденном, стремление постоянно искать и находить новую пищу для своей любознательности, тяга к познанию, новаторство, идеализация | результат 14% | ИЭИ | ЛСЭ | |||
проницательность к необычному в обычном | иррациональность 16%, этика 8% | ИЭИ | ЛСИ, ЭСИ | |||
игнорирование знакомого, привычного и известного, предпочтение нового | иррациональность 25%, экстраверсия 21% | ИЛЭ, ИЭЭ | ЛСИ, ЭСИ | |||
ощущения новизны и переживания "никогда не виденного" | этика 30%, иррациональность 6% | ИЭИ | ЛСИ | |||
ощущение никогда не виденного, не узнаваемого, детекторы новизны | этика 33%, иррациональность 9% | ИЭИ | ЛСИ | |||
приверженность правам человека и социальному равенству | демократизм 26%, серьезность 18%, этика 12% | ЛИЭ, ЛИИ | СЛЭ, ЛСИ | |||
приверженность гласности | демократизм 35%, квестимность 14%, интроверсия 8%, беспечность 8% | ИЛЭ, ЛИИ | СЛЭ | |||
стремление к непосредственно производящей деятельности, создающей новое качество или количество | этика 19%, демократизм 15%, беспечность 15%, результат 10% | СЭИ, ЛИЭ | ЛСЭ | |||
"всё вокруг знакомо, привычно и однообразно" | -9 | рациональность 27%, логика 23%, серьезность 13% | ЛСЭ | СЭИ, ИЭЭ | ||
привирание, корыстная лживость, плутовство | -11 | экстраверсия 24%, иррациональность 20%, процесс 10% | СЭЭ, ЛСЭ, СЛЭ | ЭИИ, ЛИИ, ЛИЭ | ||
привирание - частное дополнение: коммерческий талант к обману и "втюхиванию" | -13 | экстраверсия 47%, аристократизм 10% | СЛЭ, ЛСЭ, СЭЭ | ЭИИ, СЭИ, ЛИИ | ||
пренебрежение истиной и гласностью | -20 | аристократизм 33%, иррациональность 14%, логика 13% | СЛЭ | ЛИИ, ЭСИ, ЛИЭ, ЭИЭ | ||
игнорирование преобразующей роли новой информации | -26 | динамика 27%, процесс 21% | ЭСЭ, ЛСЭ, СЭИ | ИЭЭ | ||
предпочтение привычного перед новым | -26 | рациональность 41%, экстраверсия 23% | ЛСИ, ЛСЭ, ЭСИ | ИЭЭ, ИЛЭ | ||
пренебрежение познанием | -62 | этика 13%, аристократизм 12% | СЭИ, ЭСИ, ЛСЭ, ЛСИ | ЛИИ, ИЛЭ | ||
предпочтение проверенного перед новым | -73 | рациональность 16%, интроверсия 10% | ЭСИ, ЛСИ | ИЛЭ, ИЭЭ |
Табл.7. Кластеры, связанные с оппозицией «абстрактность-конкретность» (названия столбцов см. в табл.2)
абстракции и умозрительные продукты считаются не менее или даже более важными в качестве фактов, чем данная в непосредственных ощущениях реальность | ИЛЭ, ИЭЭ, ИЛИ, ИЭИ, ЛИИ, ЭИИ | ЛСИ, ЭСИ, СЛЭ, ЭСЭ | ||||
абстрактность и умозрительность мышления, легкое схватывание "общего смысла", быстрое нахождение общности между объектами и явлениями, активный поиск связывающего начала в разрозненном и связывание несвязанного | логика 10% | ИЛЭ, ЛИИ, ИЛИ | ЭСИ, ЭСЭ, СЭИ | |||
пытливость к обобщающей истине с использованием сопоставления частностей, перебора и проверки версий | логика 12%, интроверсия 6% | ИЛИ, ЛИИ | ЭСЭ, СЭЭ, СЭИ, ЭСИ, СЛЭ, ЛСЭ | |||
игнорирование конкретики и детализации | демократизм 9%, эмотивизм 8% | ИЛЭ, ИЭЭ, ЛИЭ | СЛИ | |||
предпочтение общего перед частным и детальным (в восприятии и мышлении - лев. НВК плюс) | логика 18%, статика 8% | ИЛЭ, ИЛИ, ЛИИ | СЛИ, ЭСЭ | |||
склонность к идеализации с использованием дополняющего и идеализирующего "додумывания" | экстраверсия 12%, динамика 8%, уступчивость 8%, позитивизм 7% | ЛИЭ | СЛИ, ЭСИ, ЛСИ, СЛЭ | |||
пренебрежение конкретными и малыми делами, логическая крупноблочность и масштабность | логика 28%, эмотивизм 9%, экстраверсия 9%, процесс 6% | ИЛЭ, ИЛИ, ЛИИ, ЛИЭ | ЭСИ, СЛИ, СЭИ | |||
интегральная целостность взгляда на ситуацию, игнорирование мелочей, ставка на объем и количество, а не на глубину проработки | экстраверсия 55%, иррациональность 6%, серьезность 7% | ИЛЭ, ИЭЭ, ЛИЭ | СЛИ, ЛИИ | |||
первоочередное видение разницы, а не сходства объектов | -19 | этика 30%, конструктивизм 16%, рассудительность 12%, иррациональность 9% | СЭИ, ЭСЭ, СЛИ | ЛИЭ, ЛИИ, ЛСИ | ||
детальность видения | -31 | этика 33%, позитивизм 9%, динамика 8% | ЭСЭ, СЛИ | ИЛИ, ЛИИ, ИЛЭ | ||
предпочтение конкретных деталей перед абстракциями и обобщениями | -93 | ЭСИ, ЭСЭ, ЛСЭ, СЭИ, СЛИ | ИЛИ, ИЛЭ, ЛИИ |
Табл.8. Кластеры, связанные с оппозицией «альтруизм-эгоизм» (названия столбцов см. в табл.2)
абстрактный альтруизм, склонность думать и заботиться о глобальном мироустройстве | ИЛЭ, ЛИЭ, ЛИИ | СЛЭ, ЛСЭ, ЭСИ, ЭСЭ | ||||
философские и глобальные "вселенские" мечты и фантазии (о смысле жизни, о человеческом "Я", об оптимальном социальном мироустройстве, о судьбах человечества и вселенной и т.п.) | веселость 7%, интроверсия 5% | ЭИЭ, ЭИИ, ЛИИ, ИЛЭ, ИЭИ | СЭЭ | |||
сопереживание, сострадание, эмпатия, ощущение общности с другими людьми | этика 42%, рассудительность 10%, рациональность 9% | ЭИИ | СЛЭ, ЛСИ | |||
космополитизм | рассудительность 31%, экстраверсия 10% | ИЛЭ, ЭИИ | ЛСИ, ЭСИ, СЭИ | |||
сострадание, эмпатия | этика 57%, рассудительность 8%, рациональность 7% | ЭСИ, ИЭЭ, ЭИИ | СЛЭ | |||
недоброжелательство к людям и неотзывчивость | -9 | логика 37%, решительность 18%, процесс 11%, негативизм 8% | СЛЭ, ИЛИ, ЛСИ | ЭСЭ, ЭИИ, ИЭЭ, ЛИЭ | ||
устойчиво-настороженная предусмотрительность в общении с людьми, недоброжелательно-эгоцентрическое к ним отношение, постоянный круг друзей и врагов | -11 | логика 37%, решительность 32% | ЛСИ | ИЭЭ, ЭСЭ | ||
эмоциональная сглаженность | -18 | интроверсия 44%, логика 29% | СЛИ, ЛСИ | ЭИЭ, ИЭЭ, ЭСЭ | ||
эгоцентризм | -21 | логика 27%, решительность 18%, аристократизм 17%, иррациональность 11% | СЛЭ, ЛСИ, СЛИ | ЭИИ, ЭСЭ | ||
эмоциональная глухота, эмоциональный эгоцентризм | -21 | логика 41%, процесс 17% | ЛСИ, СЛЭ, ЛСЭ | ИЭЭ, ЛИЭ | ||
Равнодушие к эмоциям и интересам "чужих" | -71 | решительность 11%, логика 8% | ЛСИ, СЛЭ, ЛСЭ | ЭИИ, ИЭЭ, ЛИЭ, ИЛЭ |
Табл.9. Кластеры, связанные со стеничностью и доминированием (названия столбцов см. в табл.2)
неумение держаться с солидностью и уверенностью | этика 7% | ИЭИ, ИЛИ | ЛСЭ, ЛСИ, ЭСИ | |||
снижение трудолюбия и преобразующей объекты трудовой инициативы | этика 16%, иррациональность 13%, решительность 10%, демократизм 9%, процесс 8% | ЭИЭ, ИЛИ, СЭЭ | СЛИ, ЛСЭ | |||
дефицит самоуверенности и напористости | интроверсия 50%, рациональность 10% | ЭИИ, ЛИИ, ИЭИ | СЛЭ | |||
нелюбовь к спорам, готовность к компромиссам и изменению точки зрения | этика 46%, позитивизм 25% | ЭИИ, ИЭИ | ЛСЭ, СЛЭ, ЛИИ | |||
склонность к самоуничижению | рациональность 27%, деклатимность 16%, стратегия 9%, интроверсия 7%, серьезность 8% | ЭИИ | СЭЭ, ИЭИ | |||
экстрапунитивность (вина за происшедшее лежит на других людях, на случайностях и на судьбе, но не на мне) | этика 37%, тактика 12%, эмотивизм 11% | СЭЭ, ИЭЭ | СЛИ, СЛЭ | |||
самоуверенность, вера в себя, отсутствие сомнений | -9 | позитивизм 36%, логика 12%, экстраверсия 12% | ЛИЭ, СЭЭ, ЛСИ | ЭСИ, ЭИИ, ЛИИ, ЭИЭ | ||
настрой на борьбу, конкуренцию, агрессию и противодействие, готовность к конфликтным ситуациям | -11 | экстраверсия 62%, логика 11%, решительность 9% | СЛЭ | ЭИИ | ||
стремление брать на себя сложные и ответственные задачи | -12 | экстраверсия 59%, логика 9%, решительность 9% | СЛЭ, СЭЭ | ИЭИ, СЭИ, ЭИИ, СЛИ | ||
готовность принимать на себя ответственность | -16 | экстраверсия 40%, логика 15%, рациональность 11%, решительность 6%, статика 6% | СЛЭ, ЛСЭ, ЛИЭ | СЭИ, ИЭИ | ||
стремление к работе, сопряженной с ответственностью | -16 | экстраверсия 44%, логика 17%, рациональность 8%, статика 6% | СЛЭ, ЛИЭ, ЛСЭ, СЭЭ | ИЭИ, СЭИ, ИЛИ | ||
самоуверенность и некритичность к себе | -18 | экстраверсия 57%, иррациональность 15% | СЭЭ, СЛЭ, ИЭЭ, ЭСЭ | ЭИИ | ||
самооценка деловых лидерских способностей (в сфере бизнеса) | -25 | экстраверсия 33%, логика 17%, решительность 12% | СЛЭ, СЭЭ | ЭИИ, ИЭИ, СЭИ | ||
сексуальность, доминирование и уверенность в своем праве на доминирование | -28 | экстраверсия 39%, решительность 25% | СЭЭ, СЛЭ | ЭИИ, ЛИИ | ||
Работоспособность и трудолюбие | -36 | рациональность 35%, экстраверсия 11%, логика 9% | ЛСЭ, ЭСЭ | ИЭИ, ИЛИ | ||
физическая стеничность и работоспособность, приятность от физической работы | -40 | позитивизм 23%, логика 10% | СЛИ, СЛЭ | ЭИЭ, ИЛИ |
Табл.10. Кластеры, связанные с социально-иерархической включенностью (названия столбцов см. в табл.2)
потребность в независимой и не скованной извне мыслительной инициативе | иррациональность 14%, рассудительность 9%, интроверсия 7% | ИЛИ, ИЛЭ, ЛИИ, ИЭЭ | ЛСЭ, СЛЭ, ЛСИ, ЭСИ | |||
Личная потребность в самостоятельности и независимости | иррациональность 11%, упрямство 10%, интроверсия 8% | СЛИ, ЛИЭ | СЛЭ, ЛСЭ, ЭСИ | |||
злопамятность и мстительность | -11 | логика 25%, рациональность 25%, решительность 19%, процесс 11% | ЛСИ | ИЭЭ, ИЭИ | ||
потребность в строгой социальной иерархии | -11 | логика 25%, аристократизм 19%, веселость 16%, экстраверсия 10% | СЛЭ | ЭСИ, ЭИИ, ЛИЭ | ||
потребность и стремление к лидерству, доминированию | -13 | экстраверсия 70% | СЭЭ, СЛЭ, ЛСЭ | ЭИИ, СЭИ, ЛИИ, СЛИ, ИЛИ, ИЭИ | ||
стремление нравиться и слышать похвалы | -13 | экстраверсия 52%, аристократизм 10%, этика 9% | ЭИЭ, ИЭЭ, ЛСЭ | ИЛИ | ||
амбиции руководить и командовать | -13 | экстраверсия 38%, решительность 18%, логика 9% | ЛСЭ, СЭЭ, СЛЭ | ЭИИ, ЛИИ, ИЭИ, ЭСЭ | ||
жестко-требовательное лидерство (руководство, власть, карьерные амбиции с логической окраской) | -15 | экстраверсия 37%, решительность 22%, логика 20% | СЛЭ | СЭИ, ЭИИ | ||
изоляционизм и национализм | -17 | решительность 26%, аристократизм 14%, интроверсия 10%, веселость 10% | ЛСИ, ИЭИ | ЭИИ, ИЛЭ, СЭЭ | ||
культ силы, личная агрессивность | -23 | логика 32%, аристократизм 17%, экстраверсия 14% | СЛЭ | ЭИИ, ИЭИ | ||
Использование страха и запугивания как инструмента воздействия | -24 | веселость 27%, иррациональность 12%, аристократизм 10%, логика 9% | СЛЭ, ЛСИ | ЛИЭ, ЭИИ, ЛИИ, ЭСИ | ||
стремление к первенству и командованию, зависть и соперничество | -24 | экстраверсия 34%, решительность 13%, процесс 10% | ЛСИ, ЛСЭ, СЛЭ, ЭИЭ | ЛИИ, ИЭИ | ||
деспотизм | -27 | экстраверсия 28%, решительность 24%, рациональность 11% | СЛЭ, ЛСИ, ЛСЭ | СЭИ, ИЭИ, ЭИИ | ||
падкость на лесть | -28 | беспечность 19%, упрямство 12%, экстраверсия 10% | ЛСИ | ИЛИ, ЭИИ, ИЭИ | ||
стремление властвовать, подавлять и помыкать | -30 | экстраверсия 18%, аристократизм 14%, решительность 14%, логика 12% | СЛЭ, ЛСИ, ЛСЭ | ЭИИ, ЛИИ, СЭИ, ИЭИ | ||
склонность к групповщине и вождизм | -31 | аристократизм 30%, тактика 9%, экстраверсия 8%, веселость 8% | ЛСИ | ЛИИ, ЛИЭ | ||
требовательно-ревнивый деспотизм | -51 | решительность 24% | СЛЭ, ЛСИ | ИЭИ, ИЭЭ, ЭИИ, ИЛИ, ИЛЭ | ||
уважение к традиционным "мужским" ценностям агрессии, завоевания и подавления (кто силён, тот и прав) | -66 | экстраверсия 10% | СЛЭ, ЛСИ | ЭИИ, ЛИИ, ИЭИ | ||
внимание к социально-статусным вопросам, предпочтение иерархической вертикали в организации общества | -79 | ЛСИ, ЭСИ, СЛЭ | ИЛИ, ИЛЭ, ЛИИ, ЭИИ, ЛИЭ |
Табл.11. Кластеры, связанные с оппозицией последовательности-фрагментарности (названия столбцов см. в табл.2)
незаконченность, недоговоренность и незавершенность, фрагментарность, непоследовательность, "оборванность", импровизация, скачки мыслей | иррациональность 40% | ИЭЭ, ИЛЭ, ИЭИ | ЛСИ, ЛСЭ | |||
отрицание правил и регламента, упорядочивающих жизнь | иррациональность 33% | ИЭЭ | ЛСИ | |||
непоследовательность | иррациональность 50% | ИЭЭ, ИЛЭ | ЛСИ | |||
способность развивать последовательные логические цепочки | -6 | логика 82% | СЛЭ, ЛСИ, ЛИИ, ЛИЭ, ЛСЭ | ЭИЭ, ИЭИ, ИЭЭ, ЭИИ | ||
Ригидность, инертность, неимпульсивность, консерватизм, низкая пластичность и подвижность, в том числе "вязкость" мысли | -8 | интроверсия 44%, рациональность 40% | ЛСИ, ЛИИ, ЭСИ | ИЭЭ, ИЛЭ, СЭЭ | ||
Заблаговременная подготовка, планирование, регламент, организованность, пунктуальность, предсказуемость, последовательность, завершенность, ровность ритма и регулярность (в противовес спонтанности, импровизации, неподготовленности, опозданиям, случайностям и неожиданностям, непоследовательности, аритмичности) | -26 | рациональность 58% | ЛСИ, ЛСЭ | ИЭЭ, ИЛЭ, ИЭИ | ||
В игре или поиске надо дойти до конца (стремление к последовательности и завершенности) | -62 | рациональность 25% | ЛСИ, ЛСЭ, ЭСЭ | ИЭЭ, ИЭИ, ИЛЭ | ||
постоянство ритма жизни, расчетливость в использовании времени | -63 | позитивизм 12%, рациональность 8% | ЛСИ | ИЭЭ, ИЛЭ, ИЛИ, ИЭИ | ||
Практический аккуратизм и педантизм как бытовой жизненный стиль | -72 | рациональность 18% | ЛСИ, ЛСЭ, ЭСИ | ИЛЭ, ИЭЭ |
Табл.12. Кластеры, связанные со способностью прогнозировать будущее (названия столбцов см. в табл.2)
|