Знак как носитель информации: понятие, типология. Знак, значение, смысл

Наиболее общее понятие знака появилось благодаря датскому лингвисту Луи Ельмслеву: план выражения и план содержания знака, в упрощенном смысле (для вербального языка), это – звучание и значение, для других разновидностей коммуникации, это – внешняя оболочка знака (визуальный образ, архитектурное сооружение, жест, поступок или событие, пиктограмма и т.п.) и – опять же – значение.

Стоит отметить, что наиболее разработан исследовательский аппарат изучения вербального языка (в основном, в структурной лингвистике). Так, Соссюр следующим образом раскрывает понятие знака. Знак – это двуединство Signifier и Signified, означающего и означаемого, т.е. термина (его звуковой или письменной формы) и обозначаемого им понятия (идеи). Означающее – внешняя, чувственно воспринимаемая сторона знака, означаемое – определенное мыслительное содержание; они неразрывно связаны и предполагают друг друга. Их взаимосвязь создает значение знака.

Можно сказать, что знак, символ – это посредник между сущностью явлений, их смыслом и их образом, идеями, находящимися за пределами чувственного восприятия, с одной стороны, и отражением предметов и явлений действительности при их непосредственном воздействии на органы чувств – с другой. Семиология привлекает внимание к наслоению значений, которые можно реализовать в простой совокупности изображений. Предполагается, что знаки сообщают скрытые, а также открытые значения, выражая нравственные ценности и пробуждая определенные чувства или отношения.

Знаки скоординированы между собой и в совокупности образуют систему. Идея системности языка и других коммуникативных систем является основным вкладом Соссюра в науку. Семиологические исследования коммуникативных систем во многом опираются на его труды. Например, язык – это знаковая система, в основе организации которой лежит универсальный принцип: каждый знак имеет свои “дифференциальные признаки”, отличающие его от любого другого элемента системы. Так, одна грамматическая форма отлична от другой (побежал, побегу, побежит), одно слово – от другого, даже близкого по звучанию (кот, рот, бот).

Таким образом, являющаяся объектом изучения семиотики знаковая система (различного рода, не только вербальный язык общения) - это совокупность знаков, устроенная определенным образом. Знаковая система есть материальный посредник, который служит для обмена информацией между другими материальными системами (например, преподаватели – знаковая система языка – студенты). Знак – это минимальная единица знаковой системы.

Классические типологии знаков построены в соответствии с пониманием общей теории знака. Ч.Пирс различает три типа знаков: 1) иконические – образ, имеет естественное сходство с обозначаемым объектом, хотя и достаточно условное (икона, картина, фотография); 2) индексы (знаки, указывающие на объект, строящиеся на реальной смежности означающего и означаемого), например, указание пальцем, стрелкой, окриком; 3) символы - знаки не связаны с объектом, метафоричны, замещают обозначаемый объект в дискурсе и мысли (слова, некоторые символы-аллегории: орел, осел, медведь и т.п.). Сравнивая значения знаков, Пирс отмечает, что самым простым знаком является иконический, он принадлежит прошлому опыту и не способен передавать информацию. Индекс существует в настоящем опыте и способен передавать информацию. Но ни иконические, ни индексы не утверждают что-либо. В отличие от них символы способны составить суждение и, следовательно, могут воздействовать на мысли и поведение партнера и предсказывать будущее состояние (действие, реакцию и т.п.).

Знак актуализирует содержание только в соотнесении с подобными себе элементами. Знак имеет большое значение для реализации целей коммуникации. Например, незнание социально обусловленного значения ритуальных знаков, принятых в данном обществе, может привести к ошибочной интерпретации, затруднению процесса коммуникации (появление в черной одежде на похоронах в Африке может быть расценено как акт неуважения и даже надругательства).

С точки зрения теории коммуникации важным аспектом изучения семиотики (символьной) коммуникации является социальная обусловленность знака. Эту проблему рассматривает ряд школ. Среди них особо отметим Пражскую лингвистическую школу. Знак здесь рассматривается как социальная сущность, служащая посредником между членами данного сообщества и обеспечивающая понимание только на основе всей системы, принятой данным сообществом (принцип системной конгруэнтности – соответствия, совместимости). Эти же проблемы рассматриваются и в рамках символического интеракционизма – одного из теоретико-методологических направлений современной западной социологии и психологии. В наивных взглядах на коммуникацию может нарушаться принцип системной конгруэнтности: люди пытаются интерпретировать знаки, принадлежащие другой системе, другому коду, другому языку, через посредство собственной системы, своего языка, своей культуры. Нельзя быть грамотным или неграмотным, культурным или некультурным вообще, можно вести себя правильно или неправильно только с точки зрения определенного культурного кода, языка, семиотической системы, то есть системы условностей. Если человек, скажем, кладет ноги на стол или улыбается в официальной обстановке, то это может быть вовсе не от отсутствия воспитания – а может быть, он американец? Если мы видим свастику на мавзолее Эль-Регистан в Самарканде, то из этого вовсе не следует, что древний народ, построивший этот памятник архитектуры, был последователем Адольфа Гитлера (явление омонимии).

Ю.С.Степанов указывает на то, что в семиотике “принцип знака” был заменен “принципом высказывания”, он разграничивает знаковые системы, в которых имеются только знаки, но отсутствуют высказывания (архитектурные сооружения, сигналы животных), и системы, в которых есть высказывания.[48] Чаще всего высказывание – это предложение. Однако предложение становится высказыванием лишь в пределах текста. Тем самым он приближает семиотику к проблемам коммуникации и предлагает вычленить специальную область семиотического исследования – язык и литературу как вербальные коммуникативные системы.

Таким образом, каковы бы ни были знаковые системы – они предмет семиотики. Общая семиотика подразделяется на ряд частных наук: биосемиотику, этносемиотику, лингвосемиотику и т.д. Лингвосемиотика нас интересует в большей мере, поскольку в данном курсе речь идет, прежде всего, о социальной коммуникации. Лингвосемиотика как наука о таких знаковых системах, которые обладают высказываниями, широко используется в массовой коммуникации, рекламе. Далее рассмотрим основные вопросы семиотической стороны коммуникации.

Знак – материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний).

В качестве языковых знаков выступают слова и словосочетания естественного языка, потому что, с одной стороны, они являются материальными объектами (представляют собой колебания воздуха или следы чернил, типографской краски, графита и т.п.) и как таковые доступны органам наших чувств. С другой стороны, они представляют какие-то объекты и, прежде всего, из внеязыковой действительности, т.е. имеют те или иные предметные значения.

Предметное значение знака – это замещаемый объект. Подобным объектом могут быть предметы, в широком смысле слова – все, что способно стать объектом мысли, все, о чем можно что-либо утверждать или отрицать. В этом качестве могут выступать и характеристики предметов. Вообще предметные значения знаков многообразны. Иногда даже трудно установить, каковы они для тех или иных видов знаков. В частности, это относится к предложениям. С большой степенью условности в логике считается, что предметными значениями повествовательных предложений являются такие абстрактные объекты, как истина и ложь. Имеется в виду, что повествовательное предложение указывает на наличие определенной информации (истинной или ложной), относящейся к некоторой области действительности. Вопросительные предложения представляют ситуации, в которых, наоборот, наблюдается недостаток определенной информации и потребность иметь ее. Побудительные же предложения являются знаками наших желаний, стремлений, потребностей.

В качестве предметных значений знаков могут выступать и воображаемые предметы: мировой эфир, вечный двигатель, русалка, леший, НЛО и т.п. Знаки, обозначающие подобные предметы, часто называют знаками-фикциями. Однако они являются фиктивными (лишенными предметных значений), когда претендуют на обозначение реально существующих предметов. Но едва ли их можно характеризовать как фикции при обозначении объектов воображаемых миров: мира сказок, легенд, романов и т.д.

Не лишены предметных значений и такие знаки, которые хотя и обозначают нечто, не существующее в действительности, но используются в научном обиходе для определенных целей (меридиан, вектор, число, абсолютно упругая жидкость и т.п.).

Предметное значение – основная характеристика знака. Другой существенной характеристикой знака является его смысл.

Смысл знака – это отличительная совокупность черт, свойств (признаков) объекта, который представляет знак.

Иначе – это связанная со знаком информация о предмете, которая достаточна именно для мысленного выделения этого предмета. Так, смыслу слова «Луна» соответствует характеристика «естественный спутник Земли». Для слова «глагол» - это «слово, обозначающее действие». Для «треугольника» - это «плоская, замкнутая, ограниченная тремя сторонами фигура».

По поводу наличия у знаков смысла в логике существуют разные точки зрения. Г. Фреге и А. Чёрч полагают, что все знаки имеют смысл. Отечественный исследователь Е. К. Войшвилло придерживается иной точки зрения. Он различает собственные и приданные смыслы знаков. Смысл знака называется собственным, если характеристика обозначаемых им объектов выражена в самой структуре знака. Смысл знака считается приданным, если эта характеристика принята по соглашению (или стихийно) в некотором сообществе. Однако некоторые знаки не имеют ни собственного, ни приданного смысла.

Пример. Выражение «Город, являющийся столицей России» имеет собственный смысл. Знаки «Луна», «Земля», «Москва», «ромб» не имеют собственного смысла. Знаки «болезнь», «игра», по крайней мере, до настоящего времени не имеют ни собственного, ни приданного смысла. Ученые-медики не смогли найти совокупность характеристик болезни, отличающую последнюю от тех или иных анатомических или функциональных отклонений организма человека от нормы, которые врачи не склонны называть болезнью. Не удается также пока найти ответ на вопрос, что такое игра, т.е. определить этот термин. Однако «не иметь смысла» для знака вовсе не означает «быть бессмысленным».

По мнению Е.К. Войшвилло, представление о наличии у каждого знака смысла возникло вследствие того, что не различаются понятия «смысл» и «смысловое содержание». Смысловое содержание знака представляет собой некую совокупность сведений (знаний) о предметах, обозначаемых данным словом. Смысл, когда он имеется (сформулирован), - это часть смыслового содержания знака, но не всегда наличие смыслового содержания означает наличие смысла. Особенность смысла знака состоит в том, что он однозначно указывает на предмет, выделяет его. Тогда как отнюдь не всякое смысловое содержание некоторого слова достаточно для того, чтобы отличить обозначаемые им предметы от других.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: