Морские узлы.
Умение завязывать морские узлы является базовой составляющей парусного спорта, так как в устройстве катамарана «Простор» весь такелаж крепится морскими узлами.
В данном разделе рассмотрим основные узлы, использующиеся на Парусной школе. Из всех морских узлов, а их около четырех тысяч, были отобраны те, которые, в минимальной степени ослабляют веревку, не ползут, не являются саморазвязывающимися.
Классификация морских узлов:
1. По назначению:
- Для утолщения верёвки
- Привязать верёвку к предмету
- Связать две верёвки:
А) Сходной толщины из одинакового материала
Б) Разной толщины или из разного материала
- Вывести часть верёвки из действия
- Сделать петлю на верёвке:
А) Затягивающуюся (удавку)
Б) Незатягивающуюся
2. По разъёмности
- Быстроразвязывающиеся («бантик»)
- Дистанционно развязывающиеся — один конец верёвки выдерживает немалую нагрузку, но если потянуть за второй, узел развяжется.
- Развязывающиеся (прямой узел, булинь)
- Трудноразвязывающиеся (штык)
Узлы:
Шкотовый узел
Шко́товый у́зел — один из основных верёвочных узлов.
Старейший из известных человечеству узлов. Найденный археологами фрагмент рыболовной сети, вывязанной шкотовыми узлами был создан чуть более 9000 лет назад[1]. Узел имеет множество применений и названий: ткацкий, сеточный, ведерный. Надежно держит только тогда, когда на трос приложена тяга. Применять шкотовый узел на синтетическом тросе не следует, так как он скользит и может выхлестнуться из петли.
В морской традиции шкотовый узел применяется только для связывания двух концов разной толщины, однако он ничуть не хуже держит и на одинаковых веревках.
Шкотовый узел относится к соединяющим узлам.
Он легко развязывается. Недостаток в том что он скользит.
Рис.1 Шкотовый узел
рис.2 Схема завязывания шкотового узла