Тема 2. Исторические типы классической философии

1. Древнегреческая философия

  1. Место средневековой философии в духовной культуре общества.
  2. Философия эпохи Возрождения и ее основные черты.

4. Философия Нового времени (17-18 вв.): Бэкон и Декарт.

5. Классическая немецкая философия: Кант.

Ключевые понятия: античность, логос, космоцентризм, космос, материя, форма, атомизм, софисты,богословие, теоцентризм, сущее, вера, воля, разум, схоластика, универсалии, реализм, номинализм,Возрождение, секуляризация, антропоцентризм, пантеизм, геоцентризм, гелиоцентризм,Новое время, научная революция, наука, эмпиризм, рационализм, метод научного познания, индуктивный метод, опыт, эпоха Просвещения, деизм,классическая философия, эмпирический уровень познающего субъекта, трансцендентальный уровень познающего субъекта, чувственность, рассудок, разум, априорные суждения, апостериорные суждения, «вещь в себе», практический разум, законы диалектики, категории диалектики, абсолютная идея, развитие, антропологический материализм, сенсуализм.

Контрольные вопросы:

  1. В каких условиях проходило развитие философии в Древней Греции?
  2. Каковы характерные особенности античной философии?
  3. Каковы основные этапы развития античной философии?
  4. Каковы основные проблемы выдвинула античная, древнегреческая философия?
  5. Какие древнегреческие школы вам известны?
  6. В чем особенности рассуждений Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена?
  7. В чем состоит особенность рассуждений Пифагора?
  8. Кто такие софисты?
  9. В каких сферах предлагали свои услуги софисты?
  10. Какие взгляды софистов нельзя принять, согласиться с ними?
  11. В чем состоит переворот Сократа в философии?
  12. Что предлагал Сократ для достижения философской истины?
  13. В чем состоит счастье человека по Сократу?
  14. Что составляет сердцевину философии Платона?
  15. Что такое идея согласно Платону?
  16. В чем состоит значение учения Платона для современности?
  17. В чем суть учения Аристотеля о материи и форме?
  18. Что было главным текстом в культуре Средних веков?
  19. Какой период охватывает средневековая философия?
  20. Каковы этапы развития средневековой философии? Назовите представителей каждого этапа.
  21. Каково центральное понятие средневековой философии?
  22. Каковы основные темы философии Средних веков?
  23. Какова важнейшая функция философии в Средние века?
  24. Какова ключевая проблема средневековой философии?
  25. Каковы произведения и основные темы философского учения Августина Аврелия?
  26. Каковы заслуги Фомы Аквинского?
  27. Назовите типы учений в философии Возрождения.
  28. Поясните термин «гуманизм». Что такое гуманистическое мировоззрение?
  29. Кто стоял у истоков возрожденческого гуманизма?
  30. К какому типу учений эпохи Возрождения принадлежали Коперник, Дж.Бруно, Г.Галилей?
  31. Какими именами представлены социально-политические учения Возрождения?
  32. Каковы идеи этого направления?

33. Какой период времени охватывает философия Нового времени?

34. Какие факторы повлияли на своеобразие философии Нового времени?

35. Как относятся философы Нового времени к институту церкви, догмам христианской веры?

36. С каким ученым связаны самые выдающиеся открытия в Новое время?

37. Как опыт социального реформаторства в ходе буржуазных революций повлиял на развитие философии?

38. Какие два основных философских течения оформились в западноевропейской мысли в ХУ11 в.?

39. Каковы заслуги Фрэнсиса Бэкона в философии и к какому направлению он принадлежал?

40. Как Ф.Бэкон рассматривал науку и какое его высказывание об этом в виде афоризма вам известно?

41. Что, по Ф.Бэкону, ограничивает свободу ученого, человеческого познания и как он называет и характеризует эти препятствия?

42. Кто был в ХУ11 в. основателем рационализма и какой афоризм по поводу принципа познания он сформулировал? Объясните этот принцип.

43. Авторами каких методов научного познания были Бэкон и Декарт?

44. Кто является представителями французского Просвещения и почему эта эпоха так называется?

45. Каковы отличительные черты философии Просвещения?

46. К какой эпохе относится немецкая классическая философия и кто ее представляет?

47. Почему период творчества Канта после 1770 г. называют «критическим»?

48. Как рассматривали проблемы познания до Канта и в чем состоял переворот Канта в этой проблеме (в отношении разума человека)?

49. На какие вопросы отвечает Кант в своих произведениях?

50. Какие термины использует И.Кант, обрисовывая процесс познания?

51. Что такое апостериорное и априорное знание по Канту?

52. Какие три ступени познания выделяет Кант и какова их роль в процессе познания мира?

53. Как звучит категорический императив Канта и что он означает?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: