Методические рекомендации

МЕТОДИЧЕСКИЕРЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Одним из основных направлений подготовки студентов психологических специальностей педагогического вуза является приобщение их к профессии педагога-психолога посредством ознакомления не только с основами психолого-педагогических знаний, но и знаний из других научных областей. Своеобразным для педагогов-психологов предметом можно назвать «Этнологию», при изучении которой студенты осваивают вопросы теории этноса и этногенеза, традиционных и современных форм жизнедеятельности этносов – и, как следствие этого, повышают свою компетентность в данной области, что подготавливает их к деятельности в условиях постоянного межэтнического взаимодействия во всех сферах жизнедеятельности.

Материалы, представленные в УМКД, позволяют получить целостное представление о дисциплине «Этнология» и установить логическую последовательность ее изучения, начиная с вопросов лекционного курса, занятий практического характера и заканчивая возможностью проверки полученных знаний с использованием различных форм контроля – тестовых (диагностических) заданий или зачетных вопросов.

Лекционный курс представлен следующими темами:

1. «Предмет и задачи этнологии. Краткий исторический очерк» (2ч.),

2. «Основные понятия и концепции» (4ч.),

3. «Категория этноса и его составляющие» (2ч.),

4. «Антропогенез и этногенез» (2ч.),

5. «Этнолингвистическая классификация народов» (2ч.),

6. «Специфика этнических групп и отношений» (4ч.),

7. «Особенности межэтнической коммуникации. Формы и механизмы этнического общения» (6ч.),

8. «Этническая культура, ее составляющие» (4ч.),

9. «Традиционная культура. Этнический компонент обыденной культуры» (2ч.),

10. «Этническое самосознание, основания этнической идентичности» (6ч.),

11. «Межэтнические, межрегиональные и межконфессиональные конфликты: способы и принципы их решения» (2ч.).

Каждая лекция соотносится с практическим занятием, тема которого включает вопросы для обсуждения и непосредственные практические задания, позволяющие продемонстрировать освоенный материал и проявить себя творчески в рамках самостоятельной работы.

Теоретическая подготовка к таким занятиям должна вестись на основе лекционных материалов и текстового глоссария, представленного в данном УМКД.

Понятия, включенные в глоссарий, доступны для восприятия и понимания, они сгруппированы в алфавитном порядке, им дана развернутая характеристика, что в свою очередь облегчает подготовку к занятиям и помогает избежать трудностей, связанных с подбором и анализом научных источников.

Однако это не единственный путь познания основ этнологических знаний. Получить дополнительную информацию по изучаемым вопросам Вам помогут учебно-методические материалы, представленные списком основной и дополнительной литературы. Поиск данных источников не вызовет затруднения, поскольку их местонахождение обозначено в карте обеспечения дисциплины учебно-методической литературой.

Значительное место при изучении курса занимает самостоятельная работа студентов, включающая в себя аннотирование и конспектирование литературы при подготовке к лекционным и семинарским занятиям, выполнение творческих практических заданий. Все виды самостоятельной работы с указанием сроков выполнения, общей трудоемкости и форм контроля представлены в карте самостоятельной работы студента по дисциплине.

Текущий контроль освоения теоретического материала студентами производится в форме тестирования. Тестовые задания составлены в соответствии с содержанием курса по ГОС, вопросы теста отражают все дидактические единицы дисциплины. Образцы тестовых материалов расположены в разделе «Тестовые задания».

Итогом курса является зачет, который выставляется на основе рейтинг-контроля. Рейтинговая система учитывает отдельные виды деятельности студента по освоению учебной дисциплины (посещение и работа на лекционных и практических занятиях, выполнение творческих заданий, контрольных работ и тестов, составление конспектов). Каждый вид деятельности оценивается в баллах. На основании общей суммы баллов выводится итоговый результат. Набрав необходимую сумму баллов в течение семестра, студент получает зачет. В случае если студент не набирает данной суммы баллов, он сдает зачет, отвечая на один из вопросов итогового контроля. Критерии оценки отдельных видов работы студента представлены в разделе «Рейтинговая оценка работы студента».

Ознакомление с основами этнологических знаний в рамках указанной дисциплины является платформой для дальнейшего освоения профессии педагога-психолога и Вашего профессионального становления.

МЕТОДИЧЕСКИЕРЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Курс «Этнология» является одним из основных в блоке дисциплин предметной подготовки.

Главная цель курса заключается в ознакомлении студентов с этнологией как научной областью знаний, с историей возникновения и становления данной науки, с основными направлениями этнологических исследований. При изучении курса студенты осваивают вопросы теории этноса и этногенеза, традиционных и современных форм жизнедеятельности этносов и, как следствие этого, повышают свою компетентность в области этнологии, что подготавливает их к деятельности в условиях постоянного межэтнического взаимодействия во всех сферах жизнедеятельности.

Требования ГОС к содержанию курса

ДПП. Ф. 06. «Этнология»

Предмет и задачи этнологии. Краткий исторический очерк. Основные понятия и концепции. Категория этноса и его составляющие. Антропогенез и этногенез, этнолингвистическая классификация народов. Специфика этнических групп и отношений. Формы и механизмы этнического общения. Этническая культура, ее составляющие. Этническое самосознание, основания этнической идентичности. Традиционная культура. Этнический компонент обыденной культуры. Особенности межэтнической коммуникации. Межэтнические, межрегиональные и межконфессиональные конфликты: способы и принципы их решения.

Рабочая программа составлена на основании государственного стандарта высшего профессионального образования и учебного плана (общий объем – 120 часов).

Структура курса (аудиторная часть) предусматривает лекции и семинарские занятия.

Задачи лекционных занятий:

§ познакомить студентов с этнологией как наукой и учебной дисциплиной, с ее базовыми понятиями – «этнос» и «этногенез», «этническая культура» и «этническое самосознание»; с основными этнологическими концепциями, вопросами межкультурного взаимодействия и общения, типологией этнических конфликтов и способами их разрешения;

§ формировать умение систематизировать новый материал в сопоставлении с имеющимися знаниями;

§ развивать способность делать обобщающие выводы на основе анализа лекционных материалов.

Задачи семинарских занятий:

§ закрепить знания студентов по основным разделам курса;

§ развивать умение демонстрировать знания, полученные на занятиях и в процессе самостоятельного изучения;

§ формировать профессионально-личностные компетенции студента как будущего специалиста-психолога.

Значительное место при изучении курса занимает самостоятельная работа студентов (внеаудиторная работа), включающая в себя аннотирование и конспектирование литературы при подготовке к лекционным и семинарским занятиям, выполнение творческих практических заданий.

В ходе изучения дисциплины осуществляются все виды контроля знаний студентов: текущий, промежуточный, итоговый:

§ текущий – на лекциях и семинарских занятиях (в форме опроса, проверки конспектов и творческих заданий);

§ промежуточный – по завершению изучения темы (промежуточные тесты);

§ итоговый – по завершению курса (итоговые тесты и зачет).

Основным результатом изучения дисциплины является умение студентов демонстрировать знание основ «Этнологии» как учебной дисциплины, ее основных понятий и категорий.

Комплексный подход к преподаванию дисциплины и опора на межпредметные связи помогут сформировать предпосылки профессиональной компетентности педагога-психолога и создать платформу для ее дальнейшего совершенствования.

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ

рабочей программы дисциплины

ДПП. Ф. 06. «Этнология»

с другими дисциплинами специальности 031000 «Педагогика и психология»

Наименование дисциплин,

изучение которых опирается

на данную дисциплину

Кафедры,

обеспечивающие изучение этих дисциплин

Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т. д.

Подпись зав. кафедрой

1. Психолого-педагогическая антропология

2. Социальная психология

3. Психология народов и наций

ТиПП

ТиПП

ТиПП

Нет

Нет

Нет

Гусева Т. А.

Гусева Т. А.

Гусева Т. А.

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

на ___/___учебный год

В рабочую программу вносятся следующие изменения:

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Разработчик _____________________________

(должность, подпись, ф. и.о.)

Рабочая программа пересмотрена

и одобрена на заседании кафедры ТиПП «__» _____________200__г.

Заведующий кафедрой_____________________

(подпись, ф. и.о.)

ТЕКСТОВЫЙ ГЛОССАРИЙ

-А-

Аборигены (лат. aborigines – от начала) – коренные жители страны. Термин «А» обычно употребляется в отношении коренных жителей Африки, Америки, Австралии, т. е. тех территорий, которые были открыты европейцами в Новое время. То же, что «автохтоны».

Автономия (греч. autonomia – самоуправление, независимость) – право самостоятельного решения внутренних вопросов какой-либо частью государства, закрепленное общегосударственной конституцией или другими правовыми нормами. Автономное управление может быть предоставлено этнической, расовой, языковой, религиозной или территориальной общности в рамках единого государства. В зависимости от цепей и задач, решаемых с помощью А., различают национально-территориальную и национально-культурную форму А. Автономия национально-культурная – правовая форма удовлетворения культурных, языковых потребностей и запросов этнических групп, национальных меньшинств, сохранения и выражения их самобытности. Она образуется на основе добровольной самоорганизации граждан, относящих себя к определенным этническим общностям, в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. В отличие от национально-территориальной автономии, А. н.-к. имеет экстерриториальный характер: она объединяет людей данной национальности на основе их приверженности к своей культуре вне зависимости от места их проживания. Автономия национально-территориальная – самостоятельное осуществление государственной власти или широкое внутреннее самоуправление, предоставляемое территориальным единицам, отличающимся особенностями этнического состава и быта. А. н.-т. как одна из форм самоопределения народа предоставляется территориям со значительной долей национального населения, отличающегося своеобразием хозяйства, культуры, быта и традиций и т. д.

Автостереотипы этнические (греч. autos – сам, stereos – твердый, typos – отпечаток) – мнения, суждения, оценки, относимые к данной этнической общности её представителями. А. э. – эмоционально окрашенный, устойчивый собственный образ, складывающийся у народа (этноса), большей частью содержит комплекс положительных оценок.

Автохтоны (греч. autos – сам, chthon – земля) – первоначальное, исконное население страны, какой-либо местности, территории. Термин А. обычно употребляется в отношении коренных малочисленных народов с традиционным образом жизни.

Адаптация этническая (лат. adaptatio – приспособлять) – процесс активного приспособления этнических групп (общностей) к изменившейся природной и социально-культурной среде. Основным способом А. э. является принятие норм и ценностей новой социально-этнической среды, сложившихся здесь форм межэтнического взаимодействия, а также форм предметной деятельности.

Аккультурация этническая – процесс и результат взаимовлияния этнических культур, заключающийся в восприятии одной из них (обычна менее развитой) элементов другой культуры. А. э. – следствие контактов между культурами, способствующих широкому распространению культурных явлений. Обычно ведет к частичной или полной ассимиляции.

Антропология (греч. anthropos – человек, logos – понятие, учение) – наука о происхождении и эволюции физической организации человека и его рас. Основные разделы А.: антропогенез, морфология человека (учение о закономерностях роста и, общих для всего человечества: вариациях в строении тела) и этническая А., т. е. расоведение. Иногда А. понимается как совокупность наук о человеке, включая этнографию, культурную и социальную А.

Антропология этическая (расоведение) – научная дисциплина на стыке этнографии (этиологии) и антропологии, занимающаяся главным образом изучением проблем происхождения, этносов в связи с процессами расогенеза, эволюции расовых признаков во времени, межрасовой метисации – смешения в различных регионах мира. А. э. рассматривает также происхождение и проявление расовых предубеждений, как специфические явления при межрасовых и межэтнических контактах.

Апартеид (англ. apartheid – раздельное проживание) – политика жесткой расовой дискриминации, сегрегации и угнетения, проводимая до 90-х годов правящими кругами ЮАР в отношении, прежде всего, чернокожего африканского населения, а также в отношении «цветных» и переселенцев из Азии, в частности, индийцев.

Ассимиляция этническая (лат. assimilatio – уподобление) – провес, в ходе которого этносы или отделившиеся от них небольшие группы, оказавшись в иноэтнической среде, воспринимают язык и культуру другого этноса, постепенно с ним сливаются и причисляют себя к данному этносу. При А. э. происходит полная или почти полная утрата ассимилирующейся группой исконных этнических свойств и столь же полное усвоение новых. Перемена этнического самосознания обычно считается конечной стадией этого процесса.

-Г-

Геноцид (греч. genos – род, племя и лат. caedere – убивать) – действия, совершаемые с намерением уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую.

Гетто (итал. ghetto) – в средневековых городах особые кварталы, за пределами которых не разрешалось селиться определенным расовым, религиозным или профессиональным группам населения, часть городов на Востоке и в Западной Европе, выделявшаяся для тонированного проживания евреев. В настоящее время термин «гетто» иногда употребляется для обозначения района города, в котором селятся дискриминируемые национальные меньшинства.

Гомеостаз (этнический) – статическое состояние этнической системы, при котором ее жизненный цикл повторяется из поколения в поколение без существенных изменений, и система сохраняет равновесие с природой и всеми подобными (т. е. статическими) этническими системами, не проявляя при этом каких-либо форм целенаправленной активности, изменяющей окружение.

-Д-

Деэтнизация – процесс потери народом или его отдельными представителями своих этнических черт; начинается с потери родного языка, затем – этнического самосознания и этнической идентификации.

Диаспора (греч. diaspora – рассеяние) – проживание части народа (этнической общности) вне страны его происхождения.

Дивергенция этническая (лат. divergere – обнаруживать расхождение) – деление этнической системной целостности с появлением новых систем такого типа. Может происходить путем отделения от этноса, а также путем дробления этноса на несколько новых систем.

Диффузионизм – научное направление в этнологии, изучающее пространственные характеристики культуры и заимствование культурных элементов.

-И-

Идентификация этническая (лат. identificare – отождествлять) – психологический процесс отождествления индивидом себя с этнической общностью, позволяющий ему усвоить важные стереотипы поведения, требования к основным культурным ролям. Идентификация индивида с этносом происходит на основе принципа самоопределения этнической принадлежности. Согласно этому принципу, человек принадлежит к той этнической общности, с которой он сам считает себя связанным общностью языка, культуры, быта.

Иммиграция (лат. immigrans – вселяющийся) – въезд в страну на временное или постоянное проживание граждан другого государства (иммигрантов).

Индеанизм – идеологическое течение коренного населения Латинской Америки, ставящее своей задачей необходимость радикального изменения всего образа жизни коренного населения. В основе индеанизма лежит почти полное отрицание всех норм и установление европейской цивилизации.

Инкультурация – процесс вхождения человека и культурное овладение этнокультурным опытом.

Инородцы – термин, употреблявшийся в Российской империи применительно к людям нерусской, неславянской национальности, а также к людям, исповедующим не христианскую религию. То же самое, что иноверцы.

Интеграция межэтническая – процесс сближения разных этносов без слияния их в единое целое. Результатом интеграции является появление определенной культурной, духовной, социально-экономической общности (при сохранении основных этнических черт). С такого рода процессами связано формирование в рамках многонациональных государств межэтнических, супер этнических общностей.

Интернационализация – процесс формирования общих черт у различных наций во всех сферах жизни в результате расширения и углубления взаимодействия народов, учащения межнационального общения. Интернационализация является следствием взаимовлияния и взаимообогащения народов, обмена материальными и духовными достижениями.

Интернационализм – мировоззрение, утверждающее равенство и равноправие всех народов независимо от их национальной, расовой принадлежности, основанное на признании и уважении социально-исторического и культурного наследия всего мира. Это такой тип межнациональных отношений, который складывается на основе дружбы, равного уважения, всестороннего сотрудничества наций и этнических групп.

Историко-культурные области – территории, заселенные этносами, которые вследствие общих природных условий, исторических судеб и тесных культурных связей обретают общие черты традиционной культуры, сходные культурно-бытовые особенности.

-К-

Колонизация (лат. colonia – выселки, поселение на чужой территории) – один из видов миграции, расширение этнической территории путем заселения пустующих или слабозаселенных земель с целью их хозяйственного освоения.

Колония – страна, область или территория, находящаяся под политическим и экономическим господством иностранного государства, лишенная какой бы то ни было самостоятельности.

Комплиментарностъ – ощущение подсознательной взаимной симпатии (антипатии) членов этнических коллективов, определяющее делением на «своих» и «чужих».

Конвиксия (по Л. Н. Гумилеву) – группа людей с однохарактерным бытом и общим местом обитания, существующих в течение нескольких поколений, иногда переходящих в субэтнос (сельские общины, мелкие племена).

Консолидация этническая (лат. consolido – укреплять, уплотнять) – вид объединительных этнических процессов, слияние близких по языку и культуре этносов или частей этносов в более крупную этническую общность или включение в уже сформировавшийся этнос близкой ему этнической группы.

Консорция (по Л. Н. Гумилеву) – группа людей, объединенных на короткое время одной исторической судьбой и единой целью; либо распадается, либо переходит в конвиксию.

Контркультура – направление развития в какой-либо этнической культуре, совокупность социально-культурных установок, ценностей и ориентации, противостоящих сложившейся духовной атмосфере современного общества.

Коренной этнос – аборигенный народ, ведущий племенной образ жизни.

Космополитизм (греч. cosmopolitis – гражданин мира) – отрицание идеи «национальной почвы», национальной культуры, патриотизма, а в сфере политики проповедует отказ от государственного и национального суверенитета, от национальных интересов и традиций.

Креолы – этнические (этнорасовые) группы, отличающиеся своим происхождением от коренных жителей, жителей метрополии (при колонизации) и поздних иммигрантов XIX-начала XX вв.:

1) В странах Латинской Америки (в прошлом – испанских колониях) – потомки первых европейских поселенцев (преимущественно испанцев), без примеси индейской или африканской крови, родившиеся в Америке, в отличие от уроженцев метрополии.

2) В Бразилии и бывших британских и голландских колониях – потомки рабов-африканцев.

3) Во Французской Гвиане – потомки от смешанных браков африканцев и французов.

4) В США – потомки французов, вступивших в браки с индианками.

Ксенофобия (греч. xenos – чужой, phobos – страх) – неприязнь, нетерпимость, ненависть и презрение к лицам иной веры, культуры, национальности, к иноземцам, а также к чему-либо незнакомому, чужому, непривычному.

-М-

Магия – общее обозначение обрядов, связанных с верой в сверхъестественное воздействие человека на предметы природы, животных и человека; неразрывно связана с мифом и мифологией.

Маргинальное (лат. margo – граница, край, окраина) – этнокультурная одновременная принадлежность двум этническим культурам, порождающая двойственное этническое самосознание; состояние чела-веча или группы людей, оторванных от привычной этнокультурной среды и образа жизни и не принявшие нового, находящиеся в промежуточном, пограничном состоянии.

Межэтническая коммуникация – обмен между двумя или более этническими общностями материальными и духовными продуктами их культурной деятельности, осуществляемой в различных формах.

Менталитет этноса – относительно целостная совокупность воззрений, оценок, вкусов, культурных канонов, способов выражения мысли; являющихся существенной частью этнической традиции; особенности психического склада и мировоззрения людей, входящих в ту или иную этническую целостность.

Месторазвитие (родина) этноса – неповторимое сочетание ландшафтов, где данный этнос сложился как система.

Метисация – в широком значении физическое смешение различных популяций, принадлежащих как к одному, так и к разным этносам и paсам.

Метисы – (франц. metis – смешанный) – в этнологии и антропологии – потомки от межрасовых браков.

Метрополия (греч. metropolis – город (государство), мать-государство, имеющее колонии) – страна, владевшая колониальными территориями и осуществлявшая над ними политику господства, подчинения, эксплуатации.

Миксация этногенетическая (лат. mixatio – смешение) – вид объединительных этнических процессов, смешение нескольких неродственных этносов (или частей этносов), в результате чего возникает новый этнос.

Миф – сказание, передающее представления древних народов о происхождении мира, явлениях природы, о богах и легендарных, героях; возникли у всех народов на ранней стадии развития для объяснения явлений природы.

Мифология национальная (греч. mythos – сказание, предание, logos – учение) – ложные утверждения, концепции, представления в национальной сфере более или менее оторванных от действительности; фантастическое отражение действительности.

Мулаты – потомки от смешанных браков белых и негров.

-Н-

Народ – в этническом смысле то же, что этнос.

Народность – исторический тип этноса, следующий за племенем и предшествующий нации; возникает на основе смешения племен и образования племенных союзов в период разложения первобытнообщинного строя.

Национализм – идеология, общественная психология, политика и общественная практика, сущностью которой, являются идеи национальной исключительности, обособленности, пренебрежения и недоверия к другим нациям и этническим группам.

Национал-сепаратизм (лат. separates – отдельный) – стремление к отделению, обособлению, проявляющееся у этнических общностей, национальных меньшинств в многонациональных, полиэтнических государствах и направленное на создание самостоятельных государств или национально-территориальных автономий.

Национальная гордость – эмоционально окрашенное отношение людей к вкладу своей нации, своей этнической общности в социальный прогресс, мировую культуру.

Национальная государственность – политическая власть народа, компактно проживающего на определенной территории, самоопределившегося в той или иной форме национально-государственного образования.

Национальная политика – совокупность законодательных, организационных и идеологических мер государства, направленных на учет, сочетание и реализацию национальных интересов, на разрешение противоречий в сфере национальных отношений. Национальная политика – это целенаправленная деятельность по регулированию взаимоотношений между нациями, этническими группами, закрепленная в соответствующих политических документах и правовых актах государства.

Национальная самобытность – специфические черты социально-этнической общности, отличающие ее от других подобных общностей: национальные традиции, обычаи, обряды, язык, народное творчество, одежда, национальная кухня и т. д. В целом национальная самобытность наиболее ярко и рельефно проявляется в национальной культуре и психологии.

Национальная среда – совокупность национально-этнических компонентов, природных и социально-бытовых условий (а также окружающих людей), в которых происходит этнизация человека, становление национального самосознания.

Национальное – неизбежная форма и неизбежный продукт общественного развития, одна из сторон каждой сферы общественной жизни: экономической, социальной, политической, духовной, языка и культуры, сознания и психологии, морали, быта, традиций.

Национальное самосознание – совокупность взглядов, оценок и отношений, выражающих содержание и особенности представлений членов национальной общности о своей истории, современной состоянии и перспективах своего развития, а также месте среди аналогичных общностей и характере взаимоотношений с ними.

Национальное сознание – часть общественного сознания, отражающая национальное бытие, совокупность экономических, социальных, политических, нравственных, эстетических, философских, религиозных и других взглядов, представлений, характеризующих уровень и особенности духовного развития нации.

Национальное чувство – одна из основных форм переживаний человека, связанных с интересами своей нации или народности, ее достоинствами и ролью в общечеловеческом прогрессе, а также более близкое эстетическое восприятие родной природы, искусства, литературы и т. д.

Национальность – термин, производный от слова «нация», который употребляется в двух значениях:

1) для обозначения принадлежности человека к определенной этнической общности (например, в переписях населения);

2) для обозначения совокупности различных форм социально-этнических общностей – наций, народностей, этнических групп, исключая племя. Например, когда говорят, что в РФ живут люди более 130 национальностей, то имеют в виду совокупность всех форм социально-этнических общностей.

Национальные интересы – интересы национальной общности и группы, объединенной специфическими связями и взаимоотношениями, обусловленные исторической и социокультурной особенностями развития.

Национальные культурные центры – общественные объединения, создаваемые, как правило, в столичных и крупных городах того или иного государства в целях содействия развитию национальной культуры, национальных традиций, обычаев, национального языка и народных промыслов, национальных меньшинств и диаспоры.

Национальные обряды – одна из этнических характеристик, воспринимаемых самим народом (этнической общностью) как специфические; представляют собой условно-символические действия, которыми его участники оформляют и ознаменовывают те или иные важные для них события общественной и личной жизни.

Национальные обычаи – простое шаблонизированное повторение членами этнической общности одних и тех же действий в их строгой последовательности, связанное с регулированием обыденной жизни. Национальные обычаи – это, по существу, определенное общественное мнение о приличном и неприличном, красивом и некрасивом поведении людей данной этнической общности в различных общественных ситуациях.

Национальные традиции – это такие общественные явления, которые многократно повторяются, стали устойчивыми, общепринятыми, вошли в повседневную жизнь людей, принадлежащих той или иной этнической общности. Это явления, посредством которых от поколения к поколению передаются идеи, знания, нормы поведения, способы, приемы, формы, мотивы деятельности людей, различные вкусы, стили, творческие направления.

Национальный вкус – это исторически выработанное у данного этноса понимание красоты, нравственных норм поведения, способ оценки внешнего мира по определенным этническим критериям, проявление этнического своеобразия в художественно-эстетической деятельности и культуре. Этнический вкус проявляется и в повседневной жизни этноса, бытовых деталях и привычках, еде и одежде.

Национальный нигилизм (лат. nihil – ничто, ничего) – отрицательное отношение к национальному фактору, моменту, выражающееся в его существенной недооценке или игнорировании. Национальный нигилизм включает помимо идей, убеждений, чувств и настроений, отрицающих национальное бытие и сознание, также интересы и потребности, практические действия, поступки, деятельность национальных лидеров и национальных масс, направленные на их претворение в жизнь.

Национальный характер – совокупность специфических психологических черт, особенностей восприятия мира и форм реакций на него.

Национальный эгоизм – одна из форм проявления на уровне массового сознания национальной обособленности и ограниченности в практике национальных отношений; в социально-психологическом аспекте может проявляться в виде местничества, этноцентризма.

Нация – исторически сложившаяся на определенной стадии общественного развития устойчивая общность людей, которая складывается и воспроизводится на основе общности территории, экономической жизни языка, некоторых особенностей культура и психологического склада. Западные этнологи полагают, что нация – это социально политическая категория и должна рассматриваться как согражданство всех (независимо от национальности) граждан данного государства.

Негритюд – учение об особой сущности африканской культуры, этнической и культурно-исторической общности негроидных народов, о выделении в качестве идеала и образца, эталона для всех других культур (прежде всего, европейской) культуры «черной Африки».

-О-

Община – в историческом и этнологическом значении – самоуправляющийся хозяйственный и социально-бытовой коллектив в доклассовом (первобытная община) и докапиталистическом классовом обществах (соседская или крестьянская община).

Общность – совокупность людей, объединяемая исторически сложившимися устойчивыми социальными связями и отношениями и обладающая рядом общих признаков (черт), придающих ей неповторимое своеобразие.

Ойкумена – обитаемая часть суши, включающая все населенные, освоенные тем или иным образом, вовлеченные в орбиту жизни общества территории.

-П-

Пассионарность – термин, введенный в этнологию Л. Н. Гумилевым, означающий биохимическую энергию живого вещества биосферы, определяющую способность этнических коллективов проявлять активность; повышенная тяга к действию.

Пассионарный толчок – мутация, возникающая год воздействием специфического вида космического излучения и приводящая к появлению пассионарности; может стать пусковым механизмом этногенеза.

Персистент (статические этносы, реликты) – этнические системы, прошедшие все фазы этногенеза и устойчиво находящиеся в состоянии этнического гомеостаза (по Л. Н. Гумилеву).

Племя – одна из форм этнической общности, основное компактное этническое образование, свойственное первобытному строю.

Поле в этнологии – гипотеза Л. Н. Гумилева, объясняющая феномен единства этнических систем, координированного действия составляющих его элементов.

Популяция (лат. populus – население, народ) – группа людей, населяющая определенную территорию и связанная более тесным родством между собой, чем с представителями других групп.

Потестарная организация (лат. potestes – власть) – термин, предложенный в российской этнологии для обозначения организации власти в догосударственных обществах.

Примордиализм – подход к определению этноса и этничности, стремящийся найти объективную основу существования этноса в природе или общественной жизни и культуре.

Психический склад нации – специфический способ восприятия и отражения членами этнонациональной общности различных сторон окружающей действительности; совокупность психических черт, которые присущи представителям нации.

-Р-

Расы – исторически сложившиеся группы людей, объединенные общностью происхождения, выражающейся в общности наследственных, передаваемых потомству, второстепенных внешних физических особенностей (цвет кожи, глаз, волос, очертания головы, рост и т. д.).

Расизм – совокупность концепций, основу которых составляет положение о физической и психической неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества, об исконном разделении людей на высшие и низшие расы, из которых первые являются единственными создателями цивилизации, призванными к господству, а вторые не способны к созданию и даже усвоению высокой культуры и обречены на эксплуатацию.

Резервация (лат. reservo – сохранить) – территории, специально отведенные для насильственного поселения коренных жителей страны (например, индейцев в США, Канаде, Бразилии, аборигенов в Австралии и др.) или иных групп населения.

Ритуал этнический (лат. ritualis – обряд) – совокупность установленных обычаем действий (включая речевое поведение), которые в символической упорядоченной форме воспроизводят связь индивидов, этнических групп, общества с наиболее значимыми для них явлениями, социальными ценностями, институтами, историческими событиями, природными объектами и т. п.; более скрытая форма регуляции поведения, чем обычай.

Род – группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской), возводящих себя к отдаленному общему, однако не обязательно реальному, предку, и в классическом роде придерживающихся строгой экзогамии.

Родина – место, страна, в которой человек родился; исторически принадлежащая тому или иному этносу, территория с ее природой, населением, особенностями исторического развития, языка и культуры, быта, нравов.

Русификация – усвоение русского языка, русской культуры, обычаев лицами иноэтнических групп, слияние с русскими лиц нерусской национальности, обрусение. Термин имеет как позитивный, так и негативный смысл.

Русофилия (греч. philia – любовь, дружба) – любовь к русскому, русской культуре, языку, обычаям, другим ценностям и лучшим свойствам русского народа.

Русофобия (от греч. phobos – страх) – сознательно внушаемое и разжигаемое чувство страха и ненависти к людям русской национальности, нередко выражающееся в организованных против них действиях.

Русский вопрос – совокупность взаимообусловленных проблем духовного, политического и социально-экономического характера, непосредственно затрагивающих интересы и потребности русского народа и влияющих на его жизнедеятельность в настоящем и будущем.

Русскоязычное население – условное собирательное название лиц нерусской национальности, живущих в России и ближнем зарубежье, для которых русский язык стал родным или преимущественно используемым.

-С-

Сближение наций – закономерный процесс расширения и углубления общения, взаимовлияния и взаимообогащения народов, в результате которого во всех сферах их жизни преодолевается национальная обособленность, появляется все больше общих черт, достигается и упрочивается интернациональное сплочение вплоть до образования межэтнических общностей людей.

Сегрегация (лат. segregatio – отделение) – политика принудительного отделения какой-либо группы населения по расовому или этническому признаку, одна из форм расовой дискриминации.

Символика национальная (греч. symbolon – условный знак) – отражение в знаках и образных символах знаний о своем народе, национальных и государственных признаков и устремлений.

Символика этническая – комплекс явлений и элементов материальной и духовной культуры этноса, который выполняет этноразличительную функцию и служит отличительным знаком, обозначающим этническую принадлежность своих носителей.

Славянофильство – одно из направлений русской общественной и философской мысли 40-50-х годов XIX в., представители которого выступали с обоснованием самобытного пути исторического развития России, принципиально отличного от пути западноевропейского.

Стереотип поведения этноса – система поведенческих навыков, передаваемых из поколения в поколение путем сигнальной наследственности, специфичная для каждого этнического коллектива; складывается в процессе адаптации этнической системы к окружающей ее среде.

Субкультура – совокупность норм, ценностей, идеалов, символов какой-либо этнической или социальной группы, существующей относительно независимо от культуры общества в целом.

Субэтнос (лат. sub – под, греч. ethnos – народ) – часть этнос компактно расселенная на определенной территории и обладающая силу этого культурной и языковой спецификой и элементами общего этнического самосознания.

Суперэтнос – этническая система, состоящая из нескольких этносов, возникающая обычно в границах полиэтнического государства или в одном регионе на базе культурно-исторического единства (по исторической судьбе, доминирующей культуре, образу жизни, традициям и т. п.).

-Т-

Титульный этнос – народ, давший наименование тому или иному национально-государственному образованию в составе Российской Федерации.

Толерантность национальная (лат. tolerantia – терпение) – специфическая черта национального характера, духа народов, являющаяся неотъемлемым элементом структуры менталитета, ориентирующаяся на терпимость, отсутствие или ослабление реакции на какой-либо неблагоприятный фактор в межнациональных отношениях.

Топоним – название местности, которое нередко переносится на ее население независимо от этнической принадлежности.

Трайбализм (англ. tribe – племя) – межплеменная рознь, стремление племен к отделению, обособлению; проявляется в обществе, в котором еще существуют пережитки родоплеменного деления, главным образом, в Африке.

-Э-

Эволюционизм – направление в изучении культур, первая теория культуры, в основе — эволюционно-прогрессивный характер историко-культурного процесса.

Экзогамия (греч. ехо – вне и gamos – брак) – обычай, предписывающий заключение брака за пределами определенной общности или в пределах другой определенной общности; возникла как экзогамия рода.

Эмиграция (лат. emigrare – выезжать выселяться) – выезд за пределы страны, переселение из какой-либо страны.

Эндогамия (греч. endon – внутри и gamos – брак) – обычай, предписывающий или рекомендующий заключение браков в пределах определенной общности; возникла как эндогамия племени, соединяясь с экзогамией входящих в него родов.

Этникос (греч. ethnicos – народный, свойственный народу) – термин (введенный в научный оборот Ю. В. Бромлеем наряду с понятием этносоциальной общности), означающий этнокультурное единство представителей одного итого же народа независимо от места проживания.

Этническая группа – часть («осколок») этноса (племени, народа, нации), которая в силу ряда причин отделена от ядра этноса и функционирует вне его, в инонациональной среде; могут находиться в компактном и дисперсном состоянии.

Этническая дисперсизация – отделение от первичного этноса сравнительно небольших этнических групп и расселение их на этнической территории; основной фактор этого процесса – миграция.

Этническая доминанта – система политических, идеологических или религиозных ценностей, создающаяся при появлении любой этнической целостности и служащая для нее объединяющим началом; совокупность явлений в общественном сознании людей, объединяющихся в новую этническую систему.

Этническая иерархия – соподчиненность этнических систем, при которой каждая этническая система более высокого ранга включает в себя несколько этнических систем более низкого ранга.

Этническая общность (этнос) – исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией.

Этническая парциация – деление единого прежде этноса на несколько более или менее равных частей, причем ни один из новых этносов не отождествляет себя полностью со старым этносом.

Этническая самоидентификация – сознательный акт этнического самоопределения человека, отнесения самого себя к определенной этнической общности.

Этническая сепарация (лат. separatio – отделение, разделение) – отделение от какого-либо этноса его части (обычно сравнительно небольшой), которая со временем превращается в самостоятельный этнос.

Этническая традиция – совокупность стереотипов и правил поведения, культурных канонов, политических и хозяйственных форм, мировоззренческих установок, характерных для данного этноса и передаваемых из поколения в поколение.

Этнические предрассудки – извращенные представления о характере, поведении, образе жизни других народов, обусловленные этноцентризмом, привычками и стереотипами, навязанными соответствующим воспитанием, пропагандой, или являющиеся свидетельством общей низкой культуры человека.

Этнические предубеждения – установки, препятствующие адекватному восприятию сообщения о представителях не «своей» этнической общности или их действиях.

Этнические стереотипы – относительно устойчивые представления о моральных, умственных, физических качествах, присущих представителям различных этнических общностей; в содержании этнических стереотипов, как правило, зафиксированы оценочные мнения об указанных качествах; схематизированная программа повеления, типичная для представителей какого-либо этноса.

Этнические установки – готовность личности воспринимать те или иные явления этнической жизни межэтнических отношений и в соответствии с этой ситуацией действовать определенным образом в конкретной ситуации; фокусируют в себе убеждения, взгляды, мнения людей относительно истории и современной жизни их этнической общности и взаимосвязей с другими народами, людьми иных национальностей.

Этнические чувства – эмоциональное отношение людей к своей этнической принадлежности, этнической культуре, этническим интересам, историческому прошлому своего этноса; передаются из поколения в поколение, передаются в чувстве национальной гордости, любви к своему народу, ощущение тесного родства и близости с ним.

Этнический конфликт – форма гражданского, политического или вооруженного противоборства, в котором стороны с противоположными интересами различаются по этническому признаку.

Этнический субстрат – совокупность этносов, послуживших исходным материалом для образования нового этноса, по мнению Л. М. Гумилева, почти все известные истории этносы появились из этнически неоднородного субстрата.

Этнический темперамент – внешнее выражение национального характера; наиболее ярко проявляется в особенностях общения (темп речи, движения, жесты, дистанция и т. п.)

Этническое – специфические элементы материальной и духовной культуры народов, выполняющие функции объединения и разграничения этносов; носителями этнического являются язык, культура, психика, прежде всего такие компоненты культуры, для которых характерны традиционность и устойчивость, обычаи, обряды, народное искусство, религия, нормы поведения и т. п.

Этническое меньшинство – часть этноса, проживающая оторвано от его основного массива в инонациональной среде, но ощущающая с ним родство и связь го самоназванию, языку, культуре и некоторым другим чертам этнической специфики.

Этническое самосознание – сознание и чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего отличия и сходства при соотнесении с другими этническими общностями; важный признак этнической общности.

Этногенез (лат. ethnos – народ и genesis – возникновение, происхождение) – процесс возникновения и прохождения стадий развития этнических общностей, связан с образованием языка, становлением культуры, формированием самосознания.

Этническая миксация – слияние народов, не связанных родством, в новый этнос.

Этнографические группы – территориальные части этноса, отличающиеся локальной спецификой разговорного языка, культуры и быта (особое наречие или говор, особенности материальной и духовной культуры, религиозные различия и т. д.), имеющие иногда самоназвание и двойственное самосознание.

Этнография (греч. ethnos – племя, народ и grapho – пишу) – область науки, изучающая народы-этносы и другие этнические образования, их происхождение (этногенез), состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру, особенности психологии и поведения; пользуется описательным методом исследования.

Этнократия (греч. ethnos – народ и kratos – власть) – доминирование или безраздельное господство в органах власти и управления политической элиты одной нации или этнической группы; политическая власть осуществляется с позиций и интересов титульной или привилегированной нации (не обязательно численно доминирующей).

Эткоконфессиональная общность – общность, возникающая при тесном сопряжении у этноса или какой-либо его части этнического или религиозного признаков.

Этнология (греч. ethnos – народ и logos – понятие, учение) – наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и взаимодействия этнических систем, особенности материальной и духовной культуры народов мира, этнические и межэтнические процессы.

Этноним (греч. ethnos – народ и onyma – имя) – название этноса – самоназвание и название, которое ему дают другие народы; важнейший признак этнического самосознания.

Этнонимика – раздел науки, изучающий происхождение и функционирование этнонимов – названий этнических общностей.

Этнополитология – отрасль знания, изучающая сферу взаимодействия этносов с политикой.

Этнопсихология – междисциплинарная отрасль знания, изучающая закономерности формирования и функций этнического самосознания, этнических стереотипов и т. д.

Этносоциология – область науки, возникшая на стыке этнологии и социологии, изучающая генезис, сущность, функции, общие закономерности развития этносов, межэтнические отношения и разрабатывающая основные методологические принципы их исследования.

Этносфера – земная оболочка, представляющая собой мозаичную в этническом отношении антропосферу, складывающуюся на всей совокупности этнических природных систем Земли, в пределах которой адаптировалась этническая система.

Этнофилизм (греч. ethnos – народ и philia – любовь) – комплекс чувств и представлений, обусловленных принадлежностью людей к определенному этносу и выражающихся в заботе о сохранении и развитии данного этноса, его языка, специфических особенностей культуры, быта и т. п.

Этнофор – индивид как носитель этнического сознания.

Этноцентризм (греч. ethnos – народ и лат. centrum – средоточие) – система взглядов, в которой жизнь других народов рассматривается сквозь призму культуры, традиционных установок и ценностных ориентации своего этноса (рассматриваемого как эталон) и которая считает «свой» этнос лучше остальных.

Этноцид (греч. ethnos – народ и лат. caedere – убивать) – действия, в результате совершения которых полностью или частично прекращает или может прекратить существование определенная этническая, национальная группа людей, характеризующаяся самобытностью традиций, образа жизни и культуры, иными особенностями жизнедеятельности.

-Я-

Язык — средство человеческого общения, мышления и выражения; помимо своих прямых мыслительно-коммуникативных функций язык выступает как одно из важнейших объективных свойств этноса.

Язык государственный – правовой статус языка, который в данной стране используется в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных учреждений, предприятий и организаций, а также при опубликовании законов и других нормативных актов.

Язык межнационального общения – язык, выполняющий более широкие функции, чем национальный, и использующийся в многонациональном, полиэтническом государстве в качестве языка-посредника; в этой роли может выступать язык наиболее многочисленной нации в данном государстве или язык метрополии в бывших колониальных странах.

Язык национальный – язык, являющийся средством письменного и устного общения нации; единый литературный язык нации.

Учебно-методическая карта дисциплины

__Ф__ Этнология (120 часов)

для студентов образовательной профессиональной программы
031000 «Педагогика и психология» по очной (заочной) форме обучения

Модуль

№ раздела,

темы

Лекционный курс

Занятия

(номера)

Самостоятельная работа студентов

Формы

контроля

Вопросы, изучаемые на лекции

Часы

Семинарские

Часы

Содержание

Часы

Тема 1.

Предмет и задачи этнологии. Краткий исторический очерк

Развитие этнологии как научной области знания. Становление предмета этнологии. Методы исследования в этнологии. Взаимосвязь этнологии с другими науками.

1-3

занятие

1. Подготовка к семинарскому занятию по теме: Предмет и задачи этнологии. Краткий исторический очерк. Основные понятия и концепции. Категория этноса и его составляющие.

Аннотирование

§ Константинова, С. С. Этнология: конспект лекций [Текст] / С. С. Константинова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

§ Лурье, С. В. Историческая этнология [Текст] / С. В. Лурье. – Москва, 1997.

§ Садохин, А. П. Этнология [Текст] / А. П. Садохин, Т. Г. Грушевицкая. – Москва, 2000.

§ Тавадов, Г. Т. Этнология [Текст] / Г. Т. Тавадов. – Москва: Проект, 2004.

§ Шкуратов, В. А. Историческая психология [Текст] / В. А. Шкуратов. – Москва, 1997.

2. Конспектирование:

§ Хотинец, В. Ю. К вопросу об основных подходах к изучению этничности в зарубежной и отечественной науке (позиция этнопсихолога) // Мир психологии. – 2001. – №4. – С. 135-146.

3. Практическое задание:

§ Составить схему «взаимосвязь этнологии с другими науками», указать различия в предметах исследования этнологии и смежных наук, а также методы смежных наук, используемые в этнологии.

§ Составьте схему развития этнологии.

1. Опрос.

2. Проверка конспектов.

3. Проверка практического задания.

Тема 2.

Основные понятия и концепции

История этнологической мысли. Эволюционная школа в этнологии (Эдуард Тайлор, Герберт Спенсер, Адольф Бастиан, Льюис Генри). Теория диффузионизма (Фридрих Ратцель, Лео Фробениус, Фриц Гребнер, Кларк Уисслер, Уильям Риверс). Социологическая школа (Эмиль Дюркгейм, Люсьен Леви-Брюль). Функционалистская концепция (Рихард Турнвальд, Бронислав Малиновский, Альфред Радклифф-Браун). Американская школа исторической этнологии (Франц Боас, Альфред Кребер). Этнопсихологическая школа (Абрам Кардинер, Рут Бенедикт, Маргарет Мид). Структурализм (Альфред Радклифф-Браун, Эдуард Эванс-Притчард, Клод Леви-Строс, Фердинанд де Соссюр). Школа культурного релятивизма (Мелвилл Херсковиц). Идеи неоэволюционизма в этнологии (Лесли Элвин Уайт, Джулиан Стюард, Марвин Харрис). Новейшие этнологические концепции (Макс Глюкман, Родни Нидхем, Морис Годелье, Клод Мелисо, Клиффорд Гирц, Рихард Тернер).

1-3

занятие

Тема 3.

Категория этноса и его составляющие

Понятие «этнос», основные теории этноса (пассионарная теория Л. Н. Гумилева, дуалистическая теория Ю. В. Бромлея, информационная теория Н. Н. Чебоксарова, системно-статистическая теория). Структура этноса. Понятие «этничность», основные подходы к пониманию этничности (примордиализм, инструментализм, конструктивизм).

1-3

занятие

Тема 4.

Антропогенез и этногенез

Понятие «этногенез», основные факторы этногенеза. Направления этногенетических исследований. Понятие «антропогенез». Теория этногенеза Л. Н. Гумилева.

4-5

занятие

1. Подготовка к семинарскому занятию по теме: Антропогенез и этногенез. Этнолингвистическая классификация народов.

Аннотирование

§ Гумилев, Л. Н. Этногенез и биосфера Земли [Текст] / Л. Н. Гумилев. – Ленинград, 1990.

§ Константинова, С. С. Этнология: конспект лекций [Текст] / С. С. Константинова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

§ Садохин, А. П. Этнология [Текст] / А. П. Садохин, Т. Г. Грушевицкая. – Москва, 2000.

§ Тавадов, Г. Т. Этнология [Текст] / Г. Т. Тавадов. – Москва: Проект, 2004.

§ Этнология [Текст]: учебное пособие для вузов / под. ред. Е. В. Мисько, Н. Л. Мехедова, В. В. Пименова. – Москва: Академия, 2006.

2. Практическое задание:

§ Составить карту-схему этнической картины Алтая, распределяя этносы по языковой классификации.

1. Опрос.

2. Проверка практического задания.

Тема 5.

Этнолингвистическая классификация народов

Классификация этносов: географическое описание этносферы, хозяйственно-культурное описание этносферы, антропологическое описание этносферы, конфессиональное описание этносферы. Языковая (лингвистическая) классификация этносов.

4-5

занятие

Тема 6.

Специфика этнических групп и отношений

Этнические контакты. Этнические группы. Этнические отношения: межгрупповые и межличностные. Механизмы межгрупового восприятия в межэтнических отношениях: этноцентризм как социально-психологическое явление; этнические стереотипы и стереотипизация; социальная каузальная атрибуция.

6-7

занятие

1. Подготовка к семинарскому занятию по теме: Специфика этнических групп и отношений. Особенности межэтнической коммуникации. Формы и механизмы этнического общения.

Аннотирование

§ Платонов, Ю. П. Этническая психология [Текст] / Ю. П. Платонов. – СПб.: РЕЧЬ, 2001.

§ Платонов, Ю. П. Этнический фактор: геополитика и психология / Ю. П. Платонов. – СПб.: РЕЧЬ, 2002.

§ Садохин, А. П. Этнология [Текст] / А. П. Садохин, Т. Г. Грушевицкая. – Москва, 2000.

§ Стефаненко, Т. Г. Этнопсихология [Текст] / Т. Г. Стефаненко. – Москва, 1999.

§ Сухарев, В. М. Психология народов и наций [Текст] / В. М. Сухарев. – Москва, 1987.

2. Конспектирование:

§ Шихирев, П. Н. Проблемы исследований межгрупповых отношений // Психологический журнал. – 1992. – Т.13. – №1. – С. 54-65.

1. Опрос.

2. Проверка конспектов.

Тема 7.

Особенности межэтнической коммуникации. Формы и механизмы этнического общения

Адаптация. Аккультурация. Приспособление. Культурный шок и этапы межкультурной адаптации, факторы адаптации. Последствия межкультурных контактов для групп. Подготовка к межкультурному взаимодействию. «Культурный ассимилятор» или техника повышения межкультурной сензитивности.

Зависимость коммуникации от культурного контекста. Экспрессивное поведение и культура. Межкультурные различия в восприятии и понимании людьми друг друга.

6-7

занятие

Тема 8.

Этническая культура, ее составляющие

Понятие «культура». Этническая культура, ее составляющие. Регулятивная функция культуры. Культурные ориентации: индивидуализм и коллективизм. Культуры вина и культуры стыда как механизмы социального контроля. Культурные традиции и конформность.

8-9

занятие

1. Подготовка к семинарскому занятию по теме: Этническая культура, ее составляющие. Традиционная культура. Этнический компонент обыденной культуры.

Аннотирование

§ Белик, А. А. Культура и личность: психологическая антропология. Этнопсихология. Психология религии [Текст]: учебное пособие / А. А. Белик. – Москва: Рос. гос. гуманит. ун-т., 2001.

§ Константинова, С. С. Этнология: конспект лекций [Текст] / С. С. Константинова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

§ Леви-Брюль, Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении [Текст] / Л. Леви-Брюль. – Москва, 1994.

§ Садохин, А. П. Этнология [Текст] / А. П. Садохин, Т. Г. Грушевицкая. – Москва, 2000.

2. Конспектирование:

§ Хотинец, В. Ю. К вопросу об Рейковски Я. Движение от коллективизма// Психологический журнал. – 1993. – Т.14. – №5. – С. 24-33.

3. Практическое задание:

§ Составить психологическую характеристику следующих народов: русских, американцев, японцев и немцев.

§ Подготовить доклады с описанием обычая, традиции, обряда или ритуала любого народа.

§ Описать особенности социализации детей одного из предложенных этносов (алтайцы, хакасы, удмурты, буряты, калмыки, якуты, чеченцы, грузины, ингуши, украинцы, белорусы, эстонцы, латыши, казахи, таджики, азербайджанцы).

1. Опрос.

2. Проверка конспектов.

3. Проверка практического задания.

Тема 9.

Традиционная культура. Этнический компонент обыденной культуры

Специфика восприятия и мышления в традиционной (архаической) культуре (Л. Леви-Брюль о ментальности первобытного и современного человека; К. Леви-Строс об универсальности структуры мышления). Основные черты традиционной культуры. Этнический компонент обыденной культуры. Обычаи и ритуалы в традиционной культуре. Модернизация традиционных обществ, теории модернизаций.

8-9

занятие

Тема 10.

Этническое самосознание, основания этнической идентичности

идентичность. Когнитивный и аффективный компоненты этнической идентичности. Этническое самосознание и этническая идентичность: соотношение понятий.

Этапы становления этнической идентичности (Ж. Пиаже). Влияние социального контекста на формирование этнической идентичности. Стратегии поддержания этнической идентичности. Проблема изменения этнической идентичности.

Этнический парадокс современности. Психологические причины роста этнической идентичности в современном мире. Этническая идентичность в ситуациях социальной нестабильности.

10-11

занятие

1. Подготовка к семинарскому занятию по теме: Этническое самосознание, основания этнической идентичности.

Аннотирование

§ Галустова, О. В. Этнопсихология [Текст]: конспекты лекций. – Москва: Приор-издат, 2005.

§ Нежурина-Кузничная, Н. Ю. Популярная этнопсихология [Текст] / Н. Ю. Нежурина-Кузничная. – Минск: Харвест, 2004.

§ Стефаненко, Т. Г. Этнопсихология [Текст] / Т. Г. Стефаненко. – Москва, 1999.

§ Тавадов, Г. Т. Этнология [Текст] / Г. Т. Тавадов. – Москва: Проект, 2004.

2. Конспектирование:

§ Донцов, А. И., Стефаненко, Т. Г., Ужалиева, Ж. Т. Язык как фактор этнической идентичности // Вопросы психологии, 1997. – №4. – С. 75-86;

§ Ставропольский, Ю. В. Модели этнокультурной идентичности в современной американской психологии // Вопросы психологии. – 2003. – №6. – С. 112-120.

1. Опрос.

2. Проверка конспектов.

Тема 11.

Межэтнические, межрегиональные и межконфессиональные конфликты: способы и принципы их решения

Природа и детерминанты межэтнических конфликтов. Модальность межэтнических конфликтов. Типология межэтнических конфликтов. Специфика разрешения межэтнических конфликтов.

занятие

1. Подготовка к семинарскому занятию по теме: Межэтнические, межрегиональные и межконфессиональные конфликты: способы и принципы их решения.

Аннотирование

§ Галустова, О. В. Этнопсихология [Текст]: конспекты лекций. – Москва: Приор-издат, 2005.

§ Константинова, С. С. Этнология: конспект лекций [Текст] / С. С. Константинова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

§ Платонов, Ю. П. Этническая психология [Текст] / Ю. П. Платонов. – СПб.: РЕЧЬ, 2001.

§ Садохин, А. П. Этнология [Текст] / А. П. Садохин, Т. Г. Грушевицкая. – Москва, 2000.

§ Стефаненко, Т. Г. Этнопсихология [Текст] / Т. Г. Стефаненко. – Москва, 1999.

2. Конспектирование:

§ Крупник, Е. П., Тагирова, Р. А. Преодоление проблемно-конфликтных ситуаций в различных социально-этнических условиях // Психологический журнал. – 1999. – №6. – С. 36-43.

3. Практическое задание:

§ Классифицировать по видам этнические конфликты, которые имели место в советское и постсоветское время в нашей стране.

§ Разработать стратегию разрешения одного из видов конфликта.

§ Спрогнозировать дальнейший характер развития межнациональных отношений в России.

1. Опрос.

2. Проверка конспектов.

3. Проверка практического задания.

Карта самостоятельной работы студента по дисциплине

__Ф__ Этнология (120 часов)

для студентов образовательной профессиональной програ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: