Жизненный цикл инновационного процесса начинается с возникновения новой идеи и завершается внедрением и утверждением нового продукта на рынке. В этом цикле можно выделить шесть типичных фаз с характерными для каждой видами деятельности, ситуациями принятия решений и результатами.
1-я фаза: стратегия предприятия и инновации.
Стратегические решения по инновационной деятельности должны приниматься только в связи с решениями в области общей стратегии предприятия и стратегической программы производства. В то же время они предопределяют исходные условия решений относительно последующего процесса. Определяющими для теоретического инновационного процесса служат следующие стратегические решения: выбор рынка или рыночного сегмента, утверждение применяемой технологии, выбор продуктов, решения относительно кооперации в разработках, производстве и сбыте, установление объёма и скорости процесса обновления продукции.В практической деятельности малых и средних предприятий инновации могут оказать решающее влияние на стратегическую политику и надолго предопределить их развитие.
|
|
2-я фаза: поиски идей и их оценка.
В этой фазе осуществляются поиски творческих идей для проблемных решений. При этом выделяются три пути поиска:
ü разработка новых идей (генерирование идей);
ü критический пересмотр и модификация известных решений;
ü поиск уже работающих общих или частных решений.
Найденные идеи подвергаются оценкам: сначала отбрасываются неподходящие, затем проверяются самые перспективные с одновременным выявлением их потенциальных рыночных шансов. Результатом отбора лучших идей является предложение о производстве нового продукта.
3-я фаза: продуктовое решение.
В этой фазе предприятие должно убедиться, что благодаря идее будет разработан реальный продукт, который может быть продвинут на рынок. Все это требует всестороннего планирования, которое включает: постановку целей и задач по данному продукту, составление временного графика использования ресурсов, планирование производства, планирование сбыта с расчётом экономической эффективности.
Подобное планирование содержит в себе задачи, необходимые для дальнейшей аналитической работы в рамках процесса исследований и разработок вплоть до успешного внедрения продукта на рынок.
4-я фаза: научные исследования и разработки.
В сфере научных исследований и разработок проводятся следующие различия: фундаментальные исследования не имеют прямого отношения к продукту, прикладные исследования нацелены на будущее применение полученных результатов, а в ходе разработок главный интерес представляет конкретный рыночный результат.
|
|
5-я фаза: освоение производства.
Разработка продукта считается законченной, когда начинается его производство.
6-я фаза: внедрение на рынок.
Инновационный процесс завершается внедрением новинки на рынок. Под внедрением на рынок понимается проверка с помощью рыночных тестов конкурентоспособности продукции, а также целевое использование маркетингового инструментария. Фаза внедрения заканчивается успешным закреплением нового продукта на подготовленном рынке.