Как помогать пережившим травму

Материалы сайта www.psicheya.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

1. Поощряйте человека рассказать вам о его чувствах.

2. Не ждите, что мужчина будет справляться с травмой лучше, чем женщина.

3. Говорите пострадавшему о своих чувствах и вашем сожалении о причиненной ему боли.

4. Напоминайте, что переживания человека нормальны.

5. Не пытайтесь уверять, что все будет хорошо, — это невозможно.

6. Не пытайтесь навязывать свои объяснения, почему все случилось.

7. Не говорите пострадавшему, что вы знаете, что он переживает. Вы не знаете этого.

8. Будьте готовы вообще не говорить. Пострадавшемуможетбыть достаточно того,что вы рядом.

9. Говорите вашим друзьям и семье о своих чувствах. Помните, что, хотя вы сами и не были жертвой травмы, помогая пострадавшему, вы можете тоже оказаться травмированным.

10. Говорите вашим друзьям и семье о тех необычных физических ощущениях, которые могут быть связаны с вашей работой.

11. Не бойтесь, если пострадавший просит о более действенной помощи — например, обращении к профессионалу. И прибегайте по необходимости к такой помощи сами.

12. Постарайтесь не проецировать ваши собственные чувства на происходящее вокруг. Каждый переживает случающееся по-своему.

13. Не бойтесь спрашивать, как человек справляется с травмой. Но не задавайте вопросов о деталях травмы. Если человек говорит об этом, слушайте его. Самое хорошее — следовать за ним.

14. Не составляйте никаких планов восстановления для пострадавшего и для себя.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ СПРАВИТЬСЯ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ КАТАСТРОФЫ

1. Заверьте ребенка, что вы сделаете все, чтобы он был в безо­пасности. Ваша реакция во многом определяет то, как будет реагировать на событие ребенок.

2. Выключите телевизор. Развернутая средствами массовой инфор­мации вокруг события кампания может быть травматичной. Если старший ребенок смотрит новости, смотрите вместе с ним. Ис­пользование радио при получении новостей может быть лучше — зрительные образы могу быть особенно тяжелы для ребенка.

3. Имейте в виду, что реакция ребенка может быть разной в зависи­мости от возраста. Особенно сильно пережитое может влиять на подростка. Будьте внимательны к поведению ребенка и обратитесь за профессиональной помощью, если изменения в поведении особенно острые и длительные. Консультация вскоре после тра­гедии может смягчить ситуацию. Имейте в виду, что ваш ребенок может быть раздражителен, гиперактивен, тревожен, обнаруживать трудности со сном и питанием, изменения в поведении (напри­мер, не хочет больше играть с друзьями на улице). Но знайте, что это нормальные реакции на ситуацию стресса, которую он пережил. Чувства детей часто находят выражение в телесных реакциях (головная боль, боль в животе и т. д.) или поведении (раздражительность, ярость). Если эти симптомы длятся дольше двух недель, обратитесь за помощью.

4. Поговорите с ребенком о том, что произошло. Будьте правдивы. То, сколько вы можете сказать ребенку и как эта информация должна быть сформулирована, зависит от возраста. Основная за­дача вне зависимости от возраста — помочь ребенку восстановить чувство безопасности.

Для дошкольников достаточно признать, что «что-то нехорошее произошло, мама и папа расстроены, но с ними все нормально, и они оградят тебя от беды». Дети этого возраста не должны смотреть передачи о катастрофе по телевизору.

Начальная школа. Выясните, что дети знают о случившемся, что по этому поводу думают, что слышали в школе и от других детей. В этом возрасте дети испытывают необходимость в логике и понимании. Они могут задавать несколько странные вопросы: «Во что был одет пилот?», «А мама пожарного знает, что он там?» Не бойтесь признаться, что вы не знаете ответа. Заверьте ребенка, что многие люди работают над тем, чтобы случившегося не повторилось, что и родители, и учителя в шко­ле сделают все, чтобы ребенок был в безопасности. Заверьте младших детей также, что никакие их проступки, ничего, что сделано ими, не является причиной катастрофы.

Средняя школа. Вы можете поделиться информацией, которая у вас есть. Постарайтесь организовать обсуждение, опять же выясните, что ребенок слышал и узнал из других источников. Некоторые подростки могут делать вид или утверждать, что их это не тронуло или наоборот, быть очень возбужденными. Оба типа реакций нормальны в подрост­ковом возрасте. Не заставляйте ребенка выходить на обсуждение, пока он не будет к этому готов.

5. Спокойно выразите свои эмоции, но помните, что ваше урав­новешенное поведение будет больше способствовать чувству безопасности. Помогите ребенку осознать его собственные чувс­тва. Подчеркните, что это нормально — испытывать те чувства, которые в сложившейся ситуации захватили его.

6. Уделяйте ребенку больше времени и внимания. Помогите ему успокоиться (как через психологический канал, так и физичес­кий — ребенку может требоваться не только больше ласки и внимания, но также дать больший выход физической энергии). Укладывание спать может быть очень важным моментом. Ис­пользуйте его для того, чтобы побыть с ребенком, почитать ему сказку и т. д.

7. Позвольте ребенку задавать вопросы, говорить о происшедшем, выражать свои чувства. Обеспечьте его необходимым материа­лом — пластилином, красками, журналами.

8. Играйте с маленьким ребенком, чтобы помочь ему отыграть свои страхи и беспокойства.

9. Ребенок может повторять снова и снова игру или рассказ. Это утомительно для родителей. Однако это важно для ребенка. И он следит за реакцией родителей на свой рассказ. Если же ребенок застревает, и повторение длится многие недели без изменения, обратитесь к психологу.

10. Придерживайтесь распорядка в еде, игре, сне. Это может помочь ребенку восстановить чувство стабильность и безопасности мира. Избегайте ненужных изменений.

11. Поддерживайте отношения со значимыми для ребенка людьми — учителем и т. д. Узнайте, как ведет себя ребенок в другой обстановке.

12. Дети особенно чувствительны после травматического события. Они могут остро реагировать на звуки, запахи, места, которые напоминают им о произошедшем. Имейте в виду, что эти факто­ры могут вызывать сильные эмоциональные реакции даже много времени спустя после травматического события.

13. Подумайте, как вы и ваш ребенок можете помочь другим. Дети гораздо легче восстанавливают чувство защищенности, если они понимают, что могут помочь. Ребенок может рисовать картинки для спасателей, помочь собрать деньги.

14. Помните, что дети выживают и восстанавливаются после трав­матического события. Дайте ребенку и себе время на это.

15. Обратитесь за помощью, если вы сами чувствуете себя тревожно и расстроенно. Вы сможете быть полезнее ребенку, если у вас самих будет уравновешенное поведение и спокойное состояние.

Литература

Более детальное описание клинической теории кризиса см.: Каплан Г. И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия. М.: Медицина, 1994. С. 68-70.

Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Изд-во Московского университета, 1984.

Глуханюк Н.С., Колобкова А.И., Печеркина А.А. Психология безработицы: введение в проблему. М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. – 84 с.

Кризисные события и психологи­ческие проблемы человека* под ред. Л. А. Пергаменщика (Минск: НИО, 1997. С. 28-48.

Перри Г. Как справиться с кризисом. – М.: Педагогика-Пресс, 1995. – С. 140-274

Тарабрииой Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса. С. 16-75.

Ромек В.Г., Конторович В.А., Крукович Е.И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. – СПб.: Речь, 2004. – С. 9-31

Соловейчик М.Я. Кризис и основы кризисной интерверции // Мастерство психологического консультирования / Под ред. А.А.Бадхен, А.М. Родиной. – СПб.: Европейский дом, 2002.

Хембли Г. Телефонная помощь. Руководство для тех, кто желает помогать другим по телефону. – Одесса: Версия, 1992.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: