Рынок и его функции. Его структура

Функции рынка:

· посредническая (сводит вместе покупателя и продавца),

· ценообразующая (на рынке образуется равновесная рыночная цена),

· регулирующая (регулирует отраслевые пропорции в экономике, распределение ресурсов, структуру и объемы производства и потребления),

· стимулирующая (стимулирует к экономии издержек производства: побеждает тот, у кого затраты меньше)

· санирующая (очищение)(естественный отбор в экономике).

Структура рынка:

Определение. Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.

Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе самых разнообразных критериев, образует систему рынков.

Рынок в целом характеризуется весьма богатой и сложной структурой. Описание его структуры зависит от выбранных критериев.(/Учебник)

Согласно критериям можно выделить следующие виды рынков.

Виды рынков.

по характеру/типу/виду продаваемого товара

- рынок средств производства/предметов потребления,

- рынок рабочей силы (РС),

- рынок информации (РИ),

- рынок капитала (РК/Д).

2) по уровню легальности/законности

- обычный рынок,

- теневой рынок (доходы от сделок, в котором скрыты от налогообложения).

3) по территориальному признаку

- местные (поселок, город, регион),

- региональные (область, край, республика)

4) по участию в отношении с иностранными субъектами

- внутренний

- внешний

- мировой

5) по количеству продаваемого товара (по степени экономических затрат на реализацию продукции)

- оптовый

- розничный

6) по способу участия субъектов в рыночных сделках

- личный (покупатель и продавец встречаются на рынке),

- посреднический,

- безличный (интернет-продажи),

7) по степени насыщения (все состояния краткосрочные)

- дефицитный,

- насыщенный,

- избыточный.

8) по уровню развития конкуренции

- рынок совершенной конкуренции

|| логика развития рынка

\/

- рынок несовершенной конкуренции

а)монополистическая б)олигополия в)монополия

конкуренция (много (несколько (конкуренция

мелких производителей) крупных) прекращается)

Рынок всегда стремится к минимальной конкуренции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: