Функции рынка:
· посредническая (сводит вместе покупателя и продавца),
· ценообразующая (на рынке образуется равновесная рыночная цена),
· регулирующая (регулирует отраслевые пропорции в экономике, распределение ресурсов, структуру и объемы производства и потребления),
· стимулирующая (стимулирует к экономии издержек производства: побеждает тот, у кого затраты меньше)
· санирующая (очищение)(естественный отбор в экономике).
Структура рынка:
Определение. Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.
Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе самых разнообразных критериев, образует систему рынков.
Рынок в целом характеризуется весьма богатой и сложной структурой. Описание его структуры зависит от выбранных критериев.(/Учебник)
Согласно критериям можно выделить следующие виды рынков.
Виды рынков.
по характеру/типу/виду продаваемого товара
- рынок средств производства/предметов потребления,
- рынок рабочей силы (РС),
- рынок информации (РИ),
- рынок капитала (РК/Д).
2) по уровню легальности/законности
- обычный рынок,
- теневой рынок (доходы от сделок, в котором скрыты от налогообложения).
3) по территориальному признаку
- местные (поселок, город, регион),
- региональные (область, край, республика)
4) по участию в отношении с иностранными субъектами
- внутренний
- внешний
- мировой
5) по количеству продаваемого товара (по степени экономических затрат на реализацию продукции)
- оптовый
- розничный
6) по способу участия субъектов в рыночных сделках
- личный (покупатель и продавец встречаются на рынке),
- посреднический,
- безличный (интернет-продажи),
7) по степени насыщения (все состояния краткосрочные)
- дефицитный,
- насыщенный,
- избыточный.
8) по уровню развития конкуренции
- рынок совершенной конкуренции
|| логика развития рынка
\/
- рынок несовершенной конкуренции
а)монополистическая б)олигополия в)монополия
конкуренция (много (несколько (конкуренция
мелких производителей) крупных) прекращается)
Рынок всегда стремится к минимальной конкуренции.