Условия краткосрочного равновесия фирмы на совершенном рынке. Величина равновесной цены и принципы максимизации прибыли

Чтобы определить необходимые условия равновесия фирмы на совершенном рынке в краткосрочном периоде следует выделить 2 важных фактора:

1) на совершенном рынке функционирует множество фирм производящих не сложные и потому однородные эк-кие блага, а это в свою очередь обеспечивает на рынке жесткую конкуренцию, поэтому фирмы на совершенном рынке могут контролировать только один параметр – Vпр-ва (Q); цена (P) на товары и ресурсы формируется рынком и не зависит от фирмы. Продать дороже фирма не сможет, в противном случае спрос на ее продукцию упадет. В связи с этим кривая спроса на товары фирмы представляет собой абсолютно эластичную прямую и равную рыночной цене продукта.

2) поскольку в краткосрочном периоде все ф-ры пр-ва сохраняют прежние размеры и фирма имеет возможность изменять только степень загрузки производственных мощностей, то совокупный доход в условиях совершенной конкуренции будет иметь положительный наклон прямой.

Средний доход и предельный доход фирмы в условиях совершенной конкуренции равны рыночной цене. AR=TR/Q=(P*Q)/Q=P.

MR=deltaTR/deltaQ=deltaPQ/deltaQ=P.

Это значит, что в условиях свободной конкуренции справедливо следующее равенство: D=AR=MR=P.

Область прямоугольника oPeEQe – область совокупного дохода.

В краткосрочном периоде кривая предложения фирмы определяется ее кривой

предельных издержек.

Равновесие фирмы в краткосрочном периоде будет находиться на пересечении кривых спроса и предложения. (кривые знать самим).

Подобно потребителю поведение фирмы на рынке также рационально. Принцип рациональности поведения производителя состоит в том, что полезный результат (прибыль) достигается когда предельный доход от производства еще одной единицы продукта превышает предельные издержки на пр-во этой доп.ед-цы. MR>=MC.

Если продолжить пр-во далее, то MR окажется <MC и прибыль исчезнет.

Рассмотрим 3 возможные ситуации равновесия фирмы на совершенном рынке в краткосрочном периоде: 1) если линия спроса (цены) касается кривой средних общих издержек (ATC) в минимальной точке Е, это означает, что фирма в состоянии покрыть лишь свои минимальные средние издержки, фирма сможет получить т.н. нормальную прибыль. Такая фирма которой удается покрыть лишь минимальные средние издержки называется предельной фирмой. Ей удается быть на рынке недолгое время. Если цены снизятся, фирма не сможет покрыть текущие издержки; 2) если средние издержки ниже линии спроса (цены), то фирма получит в среднем прибыль более высокую. Заштрихованный прямоугольник показывает общую массу получаемой сверхприбыли. Такая фирма будет считаться допредельной; 3) если средние издержки при любом объеме производства превышают рыночную цену, то фирма несет убытки общей массой заштрихованного прямоугольника и будет относится к запредельной фирме.

Вывод: 1) сравнение средних издержек фирмы с уровнем цены дает возможность оценить положение этой фирмы на рынке. Повышение цены обуславливает появление новых фирм и сохранение старых. Снижение цены приводит к тому, что фирмы с высоким уровнем издержек становятся убыточными; 2) точка равновесии фирмы будет точкой где прекращается пр-во, а фирма добивается максимально возможной прибыли; 3) фирма будет расширять объем производства, пока каждая дополнительно произведенная единица продукции будет приносить дополнительный доход, т.е пока предельные издержки будут ниже, чем предельный доход.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: