Поведение фирм в условиях монополистической конкуренции. Понятие и виды ценовой дискриминации

Монопол. конк-ей наз-ся такая промежуточная рыночная модель для которой характерны след. признаки: 1) на отраслевом рынке присутствует большое к-во фирм; 2) для продукта фирмы существует много близких знаменателей, однако данный продукт дифференцирован.

В силу названных причин кривая спроса на монополистически-конкурентной фирмы более эластична, чем кривая спроса чистой монополии.

В краткосрочном периоде поведение монополистической конкурентной фирмы во многом аналогично поведению чистой монополии, а максимизация прибыли достигается при условии (MR>=MC)<p<ATC, однако, монополистически конкурентная фирма получает сверхприбыль от монопольной власти значительно меньшую, чем у фирм чистой монополии, это связано с наличием на рынке конкурентов.

Монополистическая конк-ия имеет также недостатки. В ЭТ есть понятие ценовой дискриминации, под ней понимается продажа одного и того же товара разным потребителям по разным ценам, причем различия в ценах не обусловлены различиями в издержках пр-ва. Смысл проведения политики ценовой дискриминации состоит в стремлении монополиста присвоить себе излишек потребителя и тем самым максимизировать прибыль. Выделяют несколько типов ценовой дискриминации: 1) совершенная (1-ой степени). Монополист продает каждую ед-цу товара покупателю по макс.-возможной цене, которую потребитель согласен заплатить, это значит, что весь излишек потребителя присваивается монополистом, а величина предельного дохода MR совпадает с величиной спроса на его продукцию; 2) дискриминация 2-ой степени – это ценовая политика суть которой заключается в установлении различных цен в зависимости от к-ва покупателей продукции. При продаже большего числа товаров производитель устанавливает более низкую цену за каждую дополнительную ед-цу товара. Механизм проведения данного вида ценовой дискриминации выступает в виде различного вида скидов или дисконта; 3) дискриминация 3-ей степени – ситуация, когда монополист продает товары различным группам покупателей с различной эластичностью спроса по цене. Здесь происходит не разделение цен спроса в зависимости от вида и объемов товара, а происходит сегментация рынка, т.е. разделение покупателей на группы в зависимости от их покупательской способности. На «дорогом» рынке спрос неэластичен, что позволяет монополисту увеличить доход за счет повышения цены. На «дешевом» рынке спрос высоко-эластичен, что дает возможность увеличить доход за счет продажи большего кол-ва продукции по более низким ценам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: