Эстрадно- симфонический оркестр. Состав и функции входящих в него инструментов

Состав: струнная смычковая группа, группа саксов, медные духовые инструменты, ритм группа, а так же некоторых дополнительных инструментов (гобой, фагот, кларнет, валторна, арфа и др.)

В больших эстрадных оркестрах струнные смычковые инструменты приобретают вполне самостоятельное значение: все способы игры, эффекты, приемы инструментовки струнных, принятые в симфонических оркестрах целиком и полностью находят применение в эстрадных, однако здесь образовался ряд определенных приемов, ставших характерным для аранжировки партий струнных инструментов. Изложение темы группой струнных может проходить в любом регистре оркестра в унисон, в октаву, в две – три октавы, аккордами. Наиболее часто встречается прием игры у струнных – излагающих тему, многоголосные аккорды (в большинстве случаев “divisi”), следующие в точном ритмическом соответствии с ведущим голосом. Аккорды в этих случаях берутся только в тесном расположении. Большое значение имеет правильное расположение партий при игре divisi. Например: первые скрипки делится на три партии, вторые на две, альты образуют одну партию, партия виолончель может также делиться на два голоса. Хорошо звучат партии струнных divisi, если крайние голоса движутся параллельными октавами, т.е. нижний голос дублирует мелодию. Наибольшего эффекта достигает этот прием при игре струнных в пределах второй и третьей октавы.

В эстрадно-симфоническом оркестре саксофоны чаще всего звучат в виде пятиголосного хора. Основной особенностью применения группы при исполнении любого мелодического материала, являются движения голосов всей группы в точном ритмическом соответствии с ведущим голосом. Для такого рода движения характерно тесное расположение аккордов. Менее характерен принцип косвенного и противоположного движения голосов. Технические возможности саксофонов допускают исполнение сложных ритмических построений и разнообразных фигураций в быстрых темпах. Применяя педаль группы саксофонов, следует по возможности освобождать регистр солирующих инструментов. Не допуская соприкосновения голосов педали и солистов. Соединением всей группы саксофонов в унисон достигается значительным усилением звучности. При этом образуется яркий сочный тембр, принимающий различные оттенки в зависимости от высоты. В практике иногда имеет место и соединение группы саксофон в октаву. Однако октавы и унисоны в группе саксофонов должны применяться в умеренной степени, так как продолжительное пользование таким приемом приводит к однообразию и монотонности аранжировки.

Группа медных инстр. в эстр оркестре большого состава (4е трубы и 4 тромбона), чаще всего, также как и группа саксофонов, звучит 4х голосными аккордами, следующими в точном ритмическом соответствии с ведущим голосом. Расположение таких аккордов преимущественно тесное. В эстр оркестре группа медных вполне самостоятельно выполняет различные ф-ции: проведение темы, педаль, исполнение подголосков в виде унисонов, октав и аккордов, а также полифонических пластов. Педаль в группе медных встречается гораздо реже, чем в группе саксофонов, в виду того, что низкие ноты у труб, не создают для этого достаточно хорошей звучности. Педальные аккорды, а так же октавы и унисоны группы медных должны находиться в таких регистрах, где сила их звуков и тембр не заглушали бы солистов в инструментальных пьесах и певцов в вокальных произведениях.

Педали медных инструментов с сурдинами применяются в более широком объеме, поскольку сурдины значительно уменьшают звук инструмента. Функция ритм группы – организация ритмической и гармонической пульсации. Ярко и выразительно также могут звучать соло исполняемые на гитаре, ударных, бас гитаре.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: