Структура рынка — в экономике, конфигурация отраслей в зависимости от количества компаний, производящих идентичные продукты.
Разновидности структур рынка:
· Монополистическая конкуренция, или конкурентный рынок, где существует большое количество компаний, каждая из которых имеет небольшую долю рынка и слабо дифференцированные продукты.
· Олигополия — рынок, на котором доминирует небольшое количество компаний, которые вместе контролируют подавляющую долю рынка.
· Дуополия — частный случай олигополии всего двух компаний.
· Олигопсония — рынок, на котором присутствует много продавцов, однако мало покупателей.
· Монополия — рынок, на котором присутствует только один производитель товара или услуги.
· Естественная монополия — монополия, в которой эффект масштаба чем больше повышает эффективность, тем больше размер компании. Компания является естественной монополией, если она способна самостоятельно обслуживать целый рынок с меньшей себестоимостью, чем любое сочетание двух и более компаний меньшего размера, или более узко специализированных компаний.
|
|
· Монопсония — рынок, на котором присутствует только один покупатель.
· Совершенная конкуренция - теоретически возможная структура рынка с ничем не ограниченной конкуренцией (или полным отсутствием барьеров входа); неограниченное количество производителей и покупателей в сочетании с совершенно эластичной кривой спроса.
Основные рыночные структуры | ||||
Структура рынка | Барьеры входа для продавца | Число продавцов | Барьеры входа для покупателя | Число покупателей |
Совершенная конкуренция | Нет | Много | Нет | Много |
Монополистическая конкуренция | Нет | Много | Нет | Много |
Олигополия | Да | Немного | Нет | Много |
Олигопсония | Нет | Много | Да | Немного |
Монополия | Да | Один | Нет | Много |
Монопсония | Нет | Много | Да | Один |