Мировой рынок товаров. Конъюнктура мирового рынка. Ценообразование в международной торговле

Мировой товарный рынок – это область товарно-денежных отношений между государствами, которые основаны на международном разделении труда. Мировые товарные рынки формируются под воздействием множества факторов и имеют ряд особенностей:

1) это рынки уже произведенных товаров, которые продаются за пределами национальных рамок;

2) на эти товары, перемещающиеся между странами, действуют не только внутренние, но и внешние спрос и предложение;

3) эти рынки способствуют наиболее эффективному использованию факторов производства в тех или иных отраслях и регионах;

4) благодаря им из международного товарного обмена выходят товары, не соответствующие стандартам качества при данных конкурентных ценах.

Основными операциями в мировой торговле выступают экспорт и импорт. Экспорт - это вывоз товаров за пределы данной страны, импорт - ввоз товаров на территорию своей страны. В зависимости от происхождения и назначения товаров экспорт и импорт можно условно разделить на виды.

Виды экспорта:
а) вывоз товаров, произведенных в данной стране;
б) реэкспорт, т.е. вывоз товаров, которые ранее были привезены в эту страну извне, включая товары, приобретенные на аукционах, выставках,
ярмарках и др.;
в) временный вывоз за границу национальной продукции на выставки, ярмарки и т.д. с последующим возвратом;
г) вывоз сырья и полуфабрикатов для переработки за рубежом.


Виды импорта:
а) ввоз из-за границы товаров для реализации их на территории данной страны;
б) ввоз сырья, полуфабрикатов, узлов, деталей для последующей переработки у себя в стране;
в) реимпорт, т.е. обратный ввоз из-за границы ранее вывезенных за рубеж национальных товаров;
г) временный ввоз товаров на международные выставки, ярмарки, аукционы;
д) ввоз продукции в порядке прямых производственных связей.


Сумма экспорта и импорта называется товарооборотом, разница между ними - торговым балансом. Величина, на которую различаются экспорт и импорт - сальдо торгового баланса. Если экспорт превышает импорт, торговое сальдо положительное. Если импорт превышает экспорт - торговое сальдо отрицательное.

Анализ динамики мирового рынка товарами исчисляется рядом показателей. К ним относятся:

¾ стоимостной объем внешней торговли, определяемый на основе валютного курса;

¾ физический объем внешней торговли, определяемый в национальной валюте, но переводимый в доллары США.

КОНЪЮНКТУРА МИРОВОГО РЫНКА – рыночные условия купли-продажи на международных рынках, состояние мировой торговли на определенный момент, обусловленное определенным соотношением спроса и предложения.

Зависит от действия факторов, основными из которых являются: денежные доходы потребителей, цены на товары, соотношение спроса и предложения ценных бумаг, их доходность.

Рыночная конъюнктура определяет коммерческую ценность и конкурентоспособность товаров, возможность и экономическую целесообразность купли-продажи, выбор потенциальных и фактических стран-экспортеров (импортеров) и фирм-контрагентов, поиск благоприятного момента выхода на рынок, формы и методы этого выхода.

Изменение конъюнктуры рынка определяется в первую очередь характером и уровнем развития экономики, но на нее влияют и такие факторы, как сезонный характер производства и потребления ряда товаров, социальные конфликты, стихийные бедствия, изменения в международной обстановке. Все факторы, влияющие на конъюнктуру рынка, классифицируются на постоянные и временные (по периодичности их воздействия), стимулирующие развитие рынка или же сдерживающие его.

Конъюнктуру рынка изучают с помощью показателей, позволяющих количественно оценить происходящие на нем изменения и определить тенденции их развития. Такие показатели обычно систематизируются по следующим группам:

1) динамика производства, основные фирмы-продуценты, появление новых товаров, загрузка производственных мощностей, динамика инвестиций в данную отрасль, движение портфеля заказов, динамика издержек производства, численность занятых и безработных, воздействие забастовок на объем продукции и увеличение фонда заработной платы, движение курса ценных бумаг и т.д.;

2) динамика и структура спроса и предложения, влияние достижений научно-технического прогресса на уровень потребления и требований к качеству товаров, динамика оптовой и розничной торговли, емкость рынка (объем реализуемого на нем товара в течение определенного времени), размеры продаж в кредит, движение товарных запасов, ассортимент товаров, индексы стоимости жизни и т.д.;

3) состояние международной торговли, ее динамика, основные страны - экспортеры и импортеры, новые формы и методы торговли и послепродажного обслуживания и т.д.;

4) динамика оптовых цен в ведущих странах - производителях и потребителях данного товара, экспортных цен; воздействие на цены инфляции, динамика изменения цен на сырье и энергоносители, изменение курса валют, воздействие монополий на уровень цен, государственное регулирование ценообразования и т.д.

Мировые цены - цены наиболее масштабных экспортно-импортных сделок, которые заключаются на международных товарных рынках в основных центрах международной торговли. В основе мировой цены лежит международная стоимость (складывается из средневзвешенных затрат - главных производителей).

На цены международной торговли оказывают влияние следующие группы факторов:

1) общеэкономические (вид продукции и конкретные условия производства и реализации);

2) конкретно экономические (издержки, условия рынка, налоги и сборы, потребительские свойства товаров);

3) специфические (для отдельных групп товаров);

4) специальные (связанные с деятельностью государства во внешнеэкономической деятельности);

5) внеэкономические (политические, военные, социальные).

Характеристики мировых цен:

1)Устанавливается в СКВ С(свободно)К(конвертируемая)В(валюта).

2) Цены ведущих поставщиков (существенная доля в общем объеме продаж).

3) Для рынков топливно-сырьевых товаров – установленные в регионах, где сосредоточены производство и/или потребление.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: