Особенности функционирования различных типов корпораций на международных рынках

С точки зрения международного бизнеса, фирмы могут использовать 4 базовые стратегии (стратегии функционирования) для вхождения и конкуренции на мировых и глобальных рынках: международная, многострановая, транснациональная (ТНК), глобальная.

1) Стратегия многострановой компании, имеющей филиалы (отделения) за рубежом.

Структура компании — децентрализованная: большинство активов, ответственность и решения принимаются на местах. Филиалы достаточно автономны.

Индивидуальный контроль: неформальные, неофициальные отношения между штаб-квартирой и филиалами, упрощенный финансовый контроль.

Менталитет: менеджмент рассматривает зарубежные операции как портфельные инвестиции в независимый бизнес.

Стратегия функционирования сориентирована на максимальную адаптацию товаров, маркетинга к потребностям зарубежных рынков.

Полный, завершенный производственный цикл: производство, маркетинг, R & D в каждом зарубежном филиале. Необходимость производства недостающих деталей, изделий с целью усиления конкурентных преимуществ фирмы приводит к тому, что структура высокозатратная. Имеются ограничения в вопросах трансферта навыков и производств между филиалами.

Пример. Развитие в 70—80-е гг. «Дженерал Моторс», создание филиалов в Европе.

2) Стратегия международной компании.

Структура: большинство активов, ответственность и решения принимаются на местах, но в целом это более скоординированное объединение, чем в предыдущем случае.

Контроль: административный централизованный, осуществляемый штабквартирой, формальное (номинальное) планирование, тесные взаимосвязи между штаб-квартирой и филиалами.

Менталитет — международный: зарубежные филиалы рассматриваются как дополнение к отечественным операциям.

Стратегия: в отличие от предыдущего типа компании стараются перераспределять недостающие навыки и виды деятельности между филиалами, осуществляют трансферт технологий. Централизуют НИОКР, а само производство и маркетинг адаптируют к зарубежным рынкам, хотя и в ограниченных масштабах, при жестком контроле руководства.

Таким образом, международная стратегия применяется в том случае, если нет необходимости конкурировать путем снижения издержек и отсутствует потребность в чрезмерной адаптации товаров и услуг к местным рынкам.

Примеры: «McDonald's», IBM, P & G, «Wal-Mart», «Microsoft».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: