Альбер Собуль. Ученик Лефевра. Марксист. Изучал народные массы города, «санкюлотов». «Парижские санкюлоты во втором году республики» (1958). Исследовал социальную структуру трудового населения Парижа в революционную эпоху, его организацию, устремления и чаяния. Показал роль санкюлотов в развитии революции. Выделил это движение в качестве особого. Его требование – эгалитарная народная республика. Союз монтаньярской буржуазии и санкюлотов.
Позже обратился к проблемам ликвидации феодальных отношений в аграрном строе. Доказывал роль революции в ликвидации этих отношений. «Крестьянские проблемы революции 1789-1848» (1977). Создал труды по предыстории революции «Очерки истории французской революции» (1962).
Виднейшим французским историком, занимавшимся в 70-80 гг. проблемой революции был Франсуа Фюре. Предпринял попытку пересмотреть представления о революции. «Осмыслить революцию» (1978). Атака марксистской историографии. В 1789 г. Произошло столкновение трех революций – революция либеральной элиты, революция крестьян, революция санкюлотов. Но только первая была прогрессивной. Остальные мешали развитию капитализма. Якобинская диктатура – самый пагубный этап в плане развития революции в нужном направлении. Только термидор вернул ее в правильное русло. Это не был разрыв с феодализмом, так как он исчез еще до революции.
|
|
Главное содержание революции составляли политические процессы: создание демократической политической культуры. Это революция Просвещения.
«Революция. От Тюрго до Жюля Ферри. 1770-1880» - расширил хронологические рамки, так как только победа республиканцев в 1876-1877 гг. дает новой Франции режим, который обеспечил на прочной основе функционирование принципов 1789 года.
31. Социально-политические условия формирования "новой исторической науки"
1. Капитализм в 1950-е идет вперед, славное тридцатилетие. В 1960-е ренессанс Маркса и Вебера: методология Маркса, истор. социология Вебера.
2. 1960-е. Разрыв с поколением отцов, новая история, поиск доказательности, опора на Поппера, сциентизм.
3. В конце 1950-х зарождается новая историческая наука, доминирует в 1960-70-е, во второй половине 1970-х отступает перед новым направлением: тут консерватизм, ревизионисты, переход к третьему и четвертому поколению ША и антропологиям.
32. Основные черты и направления "новой исторической науки"
1. Затакт. Оукшотт выделял практич., научный и созерц. взгляды на историю, требовал "нейтральной" истории, не завязанной на современность, ход истории непредсказуем. Карл Поппер: методология неопозитивизма. Не только память жертв фашистской и коммунистической веры в Неумолимые Законов Исторической Судьбы, но и отрицание философии истории как знания прошлого, которое может предсказать будущего. Гегельянское представление о некоем глобальном замысле - историцизм - ложно. Нет прямой линии из прошлого в будущее. Позитивная часть: 1) Решающее воздействие на ход истории оказывает прирост знаний (компромисс с неокантианством). Знание - главный ресурс будет. 2) Мы не можем предсказать, где и когда произойдет прирост знания и научные революции. 3) Мы не должны предсказать ход человеч. истории.
|
|
Историки должны давать материал социологам для социальной инженерии. Между крайностями философии истории и художественного творчества должна развиваться история. Нужно ставить проблему, делать модель, отказаться от генерализ. "синтет. метода". И верификация, окончательной истины тут нет. Конкуренция моделей - это открытое общество.
2. Основы. Растет левое поколение, они видят в истории "соц.педагогику". ренессанс марксизма: представление о целостности общества, представление о доминировании материального, претензии на научность.
Философия структурализма: надличные структуры надиндивидуальны и интерсубъективны. Вернулся язык: Хабермас говорит о триаде труд-власть-язык.
3. Направления. Новая экономическая история - клиометрика в США (тащемта Фогел и Энгерман, например, вообще ревизионизм консенсусной историографии). Новая социальная история - там же, Франция, ФРГ, ВБ (внимание к рабочим!). Она левее НЭИ. Новая культурная история в ВБ.
4. США и Великобританию смотрите по странам.
5. В ВБ в формировании новой истор. науки пересмотрели историю 17-нач. 19 в., это целостная эпоха кач. перемен, медленной, но неуклонной эволюции и преобразование бесклассового/одноклассового общества "многоклассовое" с домин. горизонтальными связями.
6. Во Франции растет роль марксизма, сильны комми. Февр - 1954 - вокруг все меняется, надо идти вперед. Борьба с позивитизмом, призыввы к другой истории. Annales. Economies. Sociétés. Civilisations. Далее второе поколение ША читать, Бродель обязательно. Битвы за истори., за целостную историю. Потом Бродель: новая глоб., тот. история. Рост структурализма (Леви-Стросс и Фуко). И там растет школа социально-экономических исследований Эрнеста Лябрусса: "экономика хлеба и текстиля" 18 в. сотрясалась "кризисами старого типа". Потом занимался 19 в. и сделал четырехтомник по эк. и соц. истории Франции, но игнорировал важность пром. переворота, измен. стр-ры населения, развития капитализма, слаб комплесный подход. Его ученик Бувье - об истории банка "Лионский кредит", Жилль о банке Ротшильдов, Леви-Лабуайе о роли европ. банков в индустриализации Европы в первой половине 19 в. Далее монографии по "Рено", ж.д. компаний, крупной промышленности по регионам, исследования по вычислению индекса промышленного производства и платежного баланса Франции в 19 в. 1961 - 41% всех диссертаций и 55% по новой истории заним. экон. и соц. истории, по политике 20%, по МО 12%.
Квантитативная история. Марчевский - исслед. французской экономики. По балансу народного хозяйства: сведения о числ. населения, сельхозе, промышленности, торговле, уровне потребл. и т.д. Свести воедино - серии цифр - не "герои", а "история масс". Организовал Институт прикладной экономической науки. Историч. эконометрия Марчевского критиковалась.
Пьер Ренувен - новая история международных отношений. Нет, колов нет. Но не история дипломатии, а МО в широком смысле. Ренувен с учнеиком Дюрозелем исслед. факторы географ. условий, демогр. процессов,, коллект. психологий, обществ. мнения и настроений для МО. Факторов много, отдельные могут сыграть решающую роль, в т.ч. и отдельные полит. личности и события. Охватили все части света до 1945 г. Далее Раймон Пуадевен (с Германией), Рене Жиро (русские займы и франц. капвложения), Жак Тибо (с Осм. империей).
|
|
Важно знать: все перемены не касаются новейшей истории, ибо до 1979 г. документы до 50-летней давности из архивов не выдавались, поэтому во Франции она почти не исследовалась (кроме ВМВ и Сопротивления). Еще есть Раймон Арон - прививает идеи "индустриального общества" во Франции.
!Новая историческая наука во Франции начинается с 1974 со сборника "Создавать историю" Ле Гоффа и Нора. Разочарование в комми и марксизме, склонность к разумному консерватизму. Новые подходы и новые темы. Признание относит. науки и связанности с системой ценности общества. Возвращение события в историю. Раздробление истории. И статьи по новым тематикам (болезни, климат, молодежь, мифы, праздники, к.ф.). Широко применяются квантитативные методы - " квантитативная революция " (Ле Руа Лядюри). Тематика дробится с ипольз. смежных наук: демографии, антропологии, этнографии, психологии, лингвистики, климатологии. Экон. и соц. история уступают исследованиям менталитета. Историч. демография выделяется: статистич. картина семьи. Растет истор. антропология. Отсюда и третье поколение ША: Ле Руа Лядюри, Ле Гофф, Ферро.
7. Германия. См. Новая социальная история, почитать есть что.
8. А вот это прочитайте и знайте.
1. В познание возвращается научная логика. База НИН - неопозитивизм
История возвращает себе претензии на статус науки.
2. Золотые 1960-70-е - исторический оптимизм. Это не 19 в., но хорошо.
3. НИН - открытая история. Открыта заимствованию методов и синтезу некоей новой гуманитарной науки. Впитываются методы других наук. Предлагаются достижения, в т.ч. клиометрию.
4. Новые методы исследования, и не только колы. Клиометрия, oral history. Новые темы - кцент на социально-экономическу историю, историю социальных низов в эпоху индустриализации.
5. Нет европоцентризма. Нет исторических и неисторических народов. Теория модернизации касается всего мира. Модернизацию Европа уже прошла, но этот опыт важен всем народам, для кого прошлое Европы является будущим.
|
|
6. Появление микроистории как особой области истиссл. Немцы говорят об исторических мастерских, есть и британская историография. Истории деревни, фабрик, фирм.
7. Кадровое обновление. Размываются консервативно-элитарные традиции исторического цеха. Профессура не такая. Взаимодействие между историками становится более горизонтальным. Появляются группы и коллективные труды.
8. Огромный рост числа студентов. История становится конъюнктурной наукой. Потенциал изучения прошлого неисчерпаем.
9. Важно понятие структуры, структурной истории, длинных волн, моделей...