Писатель-публицист, историк, философ, противник коммунистического мировоззрения, автор исторической хроники «Архипелаг ГУЛАГ», эпопеи о России и революции «Красное колесо», романов «В круге первом», «Раковый корпус», рассказов «Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор» и др.
Имел свой особый взгляд на предназначение искусства, считая, что искусству свойствен тайный внутренний свет, он иррационален и не исчерпывается мировоззрением писателя.
Делил художников слова на два типа: первые «мнят себя творцами независимого духовного мира и взваливают на свои плечи акт творения этого мира»; вторые – знают над собой силу высшую: «не ими этот мир создан…, художнику дано лишь острее других ощутить гармонию мира, красоту и безобразие человеческого вклада в него – и остро передать это людям».
Солженицын по-своему объяснил суть фразы героя Ф.М.Достоевского «Мир спасёт красота». Люди, нации, народы прикладывают свои собственные мерки к одним и тем же событиям, при этом каждый исходит из своего опыта жизни. От этого взаимного непонимания человечество должно прийти к конфликтам, войнам и гибели. «Но этого не произойдёт, ибо у человечества есть искусство, литература». В них писатель видит «заменитель не пережитого нами (чужого) опыта», возможность понимания этого чужого опыта, другого человека, другой нации. Это один из принципов гуманизма. Вот почему красота спасёт мир.
|
|
Рассказ «Один день Ивана Денисовича» задуман автором в Экибастузском особом лагере зимой 1950-51 годов. Осуществлён сперва в 1959 г. Как Щ-854 (Один день одного зэка)», и в этом первом варианте был более остр политически. В 1961 г. смягчён автором для «Нового мира»: снят юмор с фигуры кавторанга, введено упоминание Сталина. По настоянию Хрущёва, Политбюро ЦК КПСС приняло решение опубликовать рассказ в №11 за 1962 г., затем в издательстве «Советский писатель» (100 тыс. экз.), в «Роман-газете» (700 тыс.). В 1971-72 годах все эти издания уничтожались в магазинах и библиотеках по прямому указанию ЦК КПСС.
Образ Ивана Шухова сложился из солдата, воевавшего вместе с автором в советско-германскую войну и никогда не сидевшего, а также из общего опыта пленников и личного опыта автора в Особом лагере каменщиком. Шухов – образ собирательный. Остальные лица – все из лагеря, с подлинными биографиями. Автор применяет принцип сжатого повествования – в один день уложил все типичные события лагерной жизни.
Шухов деликатен, услужлив, незлобив, застенчив, хотя одновременно и упрям, принципиален. Солженицын вложил в героя лучшие качества русского человека, излучающего внутренний свет, чтобы яснее стала главная идея: жестокие и бесчеловечные условия лагеря не в силах убить человечность и нравственность, они лишь на время снижают планку представления о счастье – вот почему он показал «почти счастливый день», перечислив, казалось бы, такие незначительные, малые для других людей удачи этого дня: «в карцер не посадили, на Соцгородок бригаду не выгнали, в обед он закосил кашу, бригадир хорошо закрыл процентовку, стену Шухов клал весело, с ножёвкой на шмоне не попался, подработал вечером у Цезаря и табачку купил. И не заболел, перемогся».
|
|
Героев в бесчеловечной жизни спасает причастность к сообществу людей – в рассказе это бригада, аналог семьи во главе с отцом – бригадиром. Авторитет бригадира держится на справедливости, человечности, еде и труде.
В эпизоде кладки стены на объекте показан не подневольный труд, каким он по идее должен быть в лагере а вполне радостный, производительный, с заботой о качестве, труд людей с совестью и человеческим достоинством, хотя и зэков. Это принципиально важно автору, который стремится показать, что закон жизни придурков, шакалов, доходяг, шестёрок и блатарей («подохни ты сегодня – я завтра») не коснулся Шухова и подобных ему. Они остались по эту сторону добра и зла. Советское искусство насаждало оценивать человека по достигнутому им успеху, по месту в жизни, по приносимой пользе. Но Шухов – в другой координате ценностей: его главная задача и высшее предназначение в жизни – пронести душу свою чистой через этот ад. Героев Солженицына удерживает на высоте человечности вера в конечную справедливость, любовь к самой жизни.
«Тайный внутренний свет всепобеждающей жизни» - пафос творчества и судьбы писателя.