Монополия и рыночная власть. Рыночная стратегия фирмы. Измерение монопольной власти: индексы Лернера, Герфиндаля. Антимонопольная политика государства

Монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов. При этомпокупатели не имеют возможности выбора и вынуждены приобретать данную продукцию у фирмы-монополистов.Выделяют несколько типов монополий:

Закрытая- когда монопольное положение фирмы на рынке защищено законодательно или юридическими правами, ограждающими ее от конкуренции,устойчивая форма монопольной власти, сопровождается ограничениями как в отношении уровня цен, так и нормы прибыли. Пример: предприятия военно-промышлен комплекса, фармацевтическая.

Открытая- когда обладание монопольной властью является результатом авторских достижений самой фирмы (новый продукт, новая технология)образуются в случае, если компания выходит на рынок с абсолютно новым видом продукции, ранее не производившимся. Конкурентов у неё нет, но они могут появиться в будущем, поэтому фирма открыта для конкуренции. Пример: французская фирма «Dupont» была первой кто стал производить полиэтиленовую плёнку, искусственную плёнку и непромокаемую ткань

Естественная -- когда производ-во любого V продукции одной фирмой обходятся дешевле, чем его про-во двумя или более фирмами. Пример-водоснабжение, телефонная связь, почта Железные дороги. Монопсония -тип рын структуры, для которой характерна концентрация монопольной власти у покупателя,возникает когда 1 фирма выступает единственным покупателем на отраслевом рынке при отсутствии возможностей альтернативного сбыта для продавцов. Рыночная власть это то, что монопсонист способен оказывать влияние на цены закупаемых им благ. Пример:Газпром, Транснефть на рынке трубопроводных экспортных поставок нефти

Двусторонняя когда монопольная сила продавца сталкивается с монопольной силой покупателя. Т.к.обе стороны обладают рыночной властью, договорные цена и кол-во будут находиться в пределах между предложениями покупателя и продавца, а конечный результат сделки будет функцией от степени информированности сторон друг о друге и способности каждой из них вести переговоры. Модель двусторонней монополии часто встречается на рынках вооружений, когда речь идет о подрядах на закупку типов вооружения, техническими возможностями про-ва которого располагает только одна-единственная фирма.пример: переговоры о заработной плате между профсоюзом и фирмой.Обладание большой рыночной властью не озн., что монополист взимает максимально возможную цену, поскольку в условиях убывающего спроса это не обеспечивает ему максимальной прибыли. Во-вторых, самообладание рыночной властью не является гарантией получения прибыли, поскольку прибыль зависит не только от цены, но и от уровня средних издержек, что при определенном их сочетании (в случае падения спроса) может принести убытки.В-третьих, само по себе монопольное положение на рынке не является свидетельством получения высокой прибыли. Даже при отсутствии конкурентов низкий спрос и высокие издержки про-ва уже сами по себе ограничивают возможности извлечения высоких прибылей. С другой стороны, действуют факторы, ограничивающие монополиста в реализации имеющейся у него рыночной власти. Это опасения, связанные с применением антимонопольных мер в случае получения чрезмерно высоких прибылей. Почти всегда существующая угроза проникновения в отрасль потенциальных конкурентов заставляет монополиста умерить свои устремления к реализации всей рыночной власти в целях сохранения высоких барьеров проникновения в отрасль и, следовательно, своего монопольного положения. Существуют ограничения и со стороны спроса, связанные с ростом противодействия потребителей по мере усиления проявления рыночной власти монополии, — переход к заменителям, развитие вертикальной интеграции и т.п.Т.к монополист явл. един. производителем продукции - D на продукцию будет совпадать с рыноч.D. Кривая D убывающая; V продаж м расти только за счет сниж.цены. В рез-те предельный доход будет меньше, чем цена для каждлго уровня выпуска, кроме первого и кривая предельного дохода лежит ниже, чем кривая D. MR<p.

Монополист будет увел.про-во до такого V, когда предельный доход будет= пред.издержкам: MR=MC.

Pm - монопольная цена; Qm - V произв-го продукта монополистом; Pc - цена в усл.соверш.конкуренции; т. С - точка равновесия в усл.соверш.конкур.; т.М-точка равновесия в усл монополии. Pm>Pc; Qm<Qc.

Ценовая дискриминация -политика, уста. разных цен на 1 и тот же продукт для разных категорий покупателей. Монополисты исп. ценов. дискриминацию для увел.прибыли. Но этовозможно при 2-х усл: если у покупателя отсутст возможности перепродажи продукта и наличие у продавца возможных раздел. покуп на группу, исходя из эластичности D;степень монополизации рынка это сила рыночной власти отдельных фирм, присутствующих на этом рынке.

Монопольная власть является величиной, обратной эластичности спроса на продукцию фирмы (1/Е).

Опираясь на это положение, А. П. Лернер в 1934 г. предложил следующий индекс:

IL = (Pm – MC)/Pm = 1/E

где IL лернеровский индекс монопольной власти;

Рm — монопольная цена;МС — предельные издержки;Е — эластичность спроса на продукцию.

этот показатель расс-ет высокие прибыли как признак монополии.бывают случаи, когда высокая норма прибыли не явля­ется однозначным признаком монополии. Это бывает тогда, когда велики различия между бухг и эк-ой прибы­лью, т. е. если не учитываются затраты на собственный капитал, особенно в капиталоемких отраслях, оплата предпринимательских способностей успешно функционирующего бизнесмена, операции с высокой степенью риска.

Для характеристики монопольной власти используется и по­казатель, определяющий степень концентрации рынка- индексом Херфиндаля—Хиршмана (IHH).

При его расчете используются данные об удельном весе продукции фирмы в отрасли. Предполагается, что чем больше удельный вес продукции фирмы в отрасли, тем больше потенциальные возможности для возникновения монополии. Все фир­мы ранжируются по удельному весу от наибольшей до наименьшей:

IHH = S12 + S22 + S32 +… + Sn2, где IHH — индекс Херфиндаля—Хиршмана;

S1 — удельный вес самой крупной фирмы;

S2 — удельный вес следующей по величине фирмы; Sn — удельный вес наименьшей фирмы.

В США высокомонополизированной считается отрасль, в кото­рой индекс Херфиндаля—Хиршмана превышает 1800. Антимонопольная политика государства. Наиболее разработанным принято считать антимонопольное законодательство США. Оно базируется на трех основных законодательных актах:

Закон Шермана(1890). Этим законом запрещается тайная монополизация торговли, захват единоличного контроля в той или иной отрасли,сговор о ценах.

Закон Клейтона(1914) запрещал ограничительную деловую политику в области сбыта, ценовую дискриминацию, определенные виды слияний, переплетающиеся директораты и др.

Закон Робинсона-Пэтмена (1936)- запрет на ограничительную политику в области торговли: «ножницы цен», ценовая дискриминация и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: