Бюдж. дефицит и государственный долг, пути сокращения государственного долга

Бюджетный дефицит – это сумма превышения за каждый данный год расходов Федеральным правительством над его доходами. виды дефицита госбюджета:

циклический дефицит — спад деловой активности и сокращение налоговых поступлений.

структурный дефицит — положительное либо отрицательное сальдо бюджета при наличии естественного уровня безработицы, при наличии естественного уровня ВВП, при ставках налога и трансфертных платежей, определенных законодательством. Такой дефицит является результатом дискреционной фискальной политики.

Основными причинами устойчивых бюджетных дефицитов и увеличения гос. долга являются:

- увеличение гос.расходов в военное время, при различного рода стихийных бедствиях или в периоды других социальных конфликтов.

- циклические спады и «встроенные стабилизаторы» экономики;

Правительственное выравнивание бюджета
Повышение доходов бюджета
Сокращение расходов бюджета
Повышение налогов
Понижение спроса населения и корпораций
Понижение спроса государства
Понижение совокупного спроса
Усиление спада экономики
- дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных гос. вложений в развитие экономики.

- сокращение налогов в целях стимулирования экономики; и т.д.

Различают общий и первичный дефицит. Первичный - это общий дефицит гос. бюджета, уменьшенный на сумму процентных выплат по гос. долгу.

BDобщий=(G+N+F)-T; BDпервичный=(G+F)-T;

G – государственные закупки; N – выплаты по обслуживанию долга; F – трансферты; T – налоговые поступления в бюджет

T – налоговые поступления G – правительственные расходы MNP – чистый национальный продукт
Также различают: Фактический - это отрицательная разница между фактическими доходами и расходами правительства. Структурный - это разность м/у доходами и расходами гос. бюджета, рассчитанная для уровня национального дохода, соответствующего полной занятости. Циклический - это разница м/у фактическим и структурным дефицитом гос. бюджета.

График циклически балансируемого бюджета показывает, что во время спада экономики правительство осуществляет антициклическую политику, снижает налоги и увеличивает расходы, сознательно вызывая дефицит бюджета. В ходе последующего инфляционного подъема оно повышает налоги и урезает правительственные расходы.

Государственный долг – это сумма накопленных в стране за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом имеющихся за это же время положительных сальдо бюджета. Внешний государственный долг, т.е. долг иностранным государствам, организациям и лицам ложится на страну наибольшим бременем, так как страна должна отдавать какие-нибудь ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг. Внутренний долг государства, т.е. долг своему населению, приводит, прежде всего, к перераспределению доходов внутри страны. Утечки товаров и услуг обычно не происходит, но возникают определенные изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть весьма значительными.

Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны. Во-первых, государственные займы – важнейший источник покрытия бюджетного дефицита. Во-вторых, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета невозможно без анализа величины государственного долга.

Пути сокращения государственного долга

Правительство может рефинансировать долг, то есть выпустить новый гос. заем и использовать выручку от его размещения для выплаты процентов по старым долгам.

Долговое финансирование дефицита госбюджета увеличивает ставки % и, следовательно, сокращает инвестиционные расходы. В частном секторе могут производиться либо потребительские, либо инвестиционные товары. Если рост гос. расходов вытесняет производство инвестиционных товаров в частном секторе, то тогда уровень потребления (уровень жизни) сегодняшнего поколения не будет затронут. Однако будущее поколение унаследует меньший объем основных производственных фондов и, следовательно, будет иметь более низкий уровень дохода.

Государственные инвестиции, как и частные, укрепляют производственный потенциал экономики. Если прирост правительственных расходов приобретает вид инвестиционных расходов (например, вложений в строительство автострад, портов, инвестиций в человеческий капитал в системе образования и здравоохранения), то производственные мощности, оказывающиеся в распоряжении будущих поколений, не будут сокращаться. Изменится их структура в пользу увеличения доли государственного капитала. При этом, однако, могут быть вытеснены частные инвестиции потребительского назначения, что относительно ограничит возможности текущего потребления населения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: