Социально-экономические реформы в Башкортостане в 1990-е годы по охвату, характеру и глубине определялись:
а) общим ходом реформ в Российской Федерации;
б) самостоятельно принимаемыми решениями республики в условиях обретения ею экономического суверенитета.
В связи с этим анализ современного состояния экономики Республики Башкортостан и хода ее реформирования необходимо осуществлять путем оценки развития событий на каждом из названных уровней и степени их взаимного сочетания.
Цели реформирования российской экономики определялись охватившим умы в государственном руководстве в начале 90-х годов лозунгом: «Даешь переход к рыночной экономике!». При этом четкой официальной установки того, к какому из вариантов рыночной экономики нужен переход, не было. Основными способами реализации указанных положений отхода государства от состояния всеобъемлющего субъекта экономических отношений стали:
а) ликвидация государственных структур управления экономикой;
б) приватизация государственной собственности.
|
|
Экономическая самостоятельность позволила республике занять определенную выжидательную позицию, проводить реформы с некоторым интервалом, несколько отстающим от России, но позволяющим присмотреться к тому, что затевается в центре и что может из этого получиться. Таким образом, в Башкортостане отказ государства от функций главенствующего субъекта экономических отношений произошел так, что было устранено, как и в России в целом, непосредственное вмешательство государства в процессы производства и хозяйствования, но в то же время, в отличие от России, сохранены рычаги кадрового и финансового влияния на руководство предприятий. Этому способствует, прежде всего, наличие контрольного пакета или значительной части акций АО в руках государства, а также сохраняющаяся традиция решающего значения позиции республиканских органов при назначении руководителей крупных предприятий.
Специфика российской приватизации:
Первое и главное противоречие заключается в несоответствии между масштабами приватизации, охватившими всю экономику и теми кратчайшими сроками, в которые должно было произойти ее разгосударствление. Способом его разрешения стало форсирование приватизации.
Второе противоречие, непосредственно вытекающее из первого, состоит в несоответствии между форсированными темпами приватизации и отсутствием ресурсов (квалифицированные специалисты и денежные ресурсы у населения) - необходимых для ее осуществления в условиях тяжелого экономического положения.
Специфика реформирования отношений собственности в РБ.
|
|
Особенности башкирской приватизации:
- сохранение управляемости не только государственных, но и смешанных, акционированных предприятий с использованием различных экономических и внешнеэкономических рычагов;
- создание новых объединений, государственных и полугосударственных акционерных компаний типа «Башнефтехим», «Башлеспром», «Башавтотранс», «Башкирхлебпром», «Башстрой» и т.п.;
- не обвальное, а постепенное, с учетом решения трудовых коллективов, проведение приватизации;
- осуществление приватизации со значительной переоценкой имущества с учетом инфляции, а не по остаточной стоимости на 1 июля 1992г., как это произошло в России;
- индексация приватизационного чека в четыре раза и закрытие республики от доступа приватизационных чеков из других регионов, что облегчило работникам предприятий РБ участие в приватизации;
- приостановка процесса выкупа арендованного имущества за бесценок по законам и ценам советского периода, как это делалось в России, и осуществление приватизации арендованного имущества по действующему законодательству о приватизации;
- сохранение на приватизированных предприятиях доли государственных акций в среднем около половины их уставного капитала, что в два с лишним раза больше, чем в среднем по России;
- разработка и внедрение первыми в России положений о «золотой акции» и уполномоченных лицах государства в акционерных обществах.