Классификация социолога М. Вебера

Он различал власть:

а) традиционную, использующую механизмы, ритуалы, тради­ции, присущие данному обществу, которые медленно изменяются или остаются постоянными в течение длительного времени;

б) легальную, т.е. опирающуюся на законы, нормы права, пра­вила, которые четко регламентируют властную деятельность;

в) харизматическую, которая реализуется за счет особого по­ложения руководителя, чувствующего себя призванным осущест­вить определенные цели, а его сторонники или последователи убеждены в наличии у руководителя особых качеств, способностей преодолевать любые трудности и предвидеть на много лет вперед.

Помимо легальной власти в настоящее время выделяют теневую власть, носителем которой являются неформальные группы в правящей элите.

Принято также различать:

- легальную ( власть, созданная и функционирующая на законном основании, власть, ограниченная законом и действующая в рамках закона );

- легитимную ( власть, которая признается населением страны, готовым ей подчиняться, и пользуется доверием народа) власть.

Эти понятия хотя и близки, но не тождественны, т.к. власть может быть легальной, но не легитимной.

Государственная власть – это политическое руководство обществом, осуществляемое при помощи органов государства и других государственных учреждений в интересах либо народа, либо классов, либо социальных групп.

Государственная власть – общественная власть, которая осуществляется государством или проводится от его имени, по его уполномочию и при его поддержке.

Признаки государственной власти:

1. реализуется через государство и его органы. При этом только государственная власть имеет аппарат принуждения, распространяющий свои полномочия на всех людей, проживающих на данной территории;

2. публична, то есть осуществляется профессиональным аппаратом, единственно представляющим общество, но не совпадающим с ним;

3. основная разновидность политической власти, часто приобретает классовый характер. Нередко государственную власть отождествляют с политической властью, ставят знак равенства. Их не следует отождествлять, так как политической является не только государственная власть, но и власть других политических организаций, например власть политических партий;

4. суверенная власть (верховенство и независимость) – нет власти выше государственной, все обязаны подчиняться ей;

5. универсальна – распространяется на всю территорию страны и на все население, вправе вмешиваться вовсе сферы жизни общества, где нарушается законодательство;

6. обладает монопольным правом на издание законов и других общеобязательных актов юридического и политического характера;

7. носит классовый характер;

8. осуществляется аппаратом управления;

9. опирается на возможность государственного принуждения;

10. налоги на содержание государственного аппарата;

11. люди подразделяются по территориальному признаку;

Государственная власть подкрепляется силой закона, и это позволяет делать свои веления обязательными для всех, в том числе и для самой себя. Тем самым государство связывает свою волю издаваемыми им нормами права.

Г осударственная власть имеет политический характер, т.к. общество дифференцировалось по интересам потребностям, которые неодинаковы у разных групп, и чтобы регулировать эти интересы и потребности, власть должна осуществлять политику.

Особенности государственной власти:

ее политическая и классовая природа.

ее субъект и объект обычно не совпадают, властвующий и подвластные чаще всего отчетливо разделены (в демократическом обществе возникает тенден­ция сближения субъекта и объекта власти, ведущая к их частичному совпадению – каждый гражданин является не только подвлас­тным, он вправе быть индивидуальным источником власти);

реализуется через государствен­ное управление – целенаправленное воздействие государ­ства, его органов на общество в целом, конкретные его сферы (экономическую, социальную, духовную) для выполнения стоящих перед обществом задач и функций.

деятельность госу­дарственных органов и учреждений, образующих механизм (аппарат) этой власти.

В структуре государственной власти принято выделять сле­дующие элементы:

1. субъект власти (социальные и национальные общности, классы, народ, нации и т. д)

2. объект власти (индивиды, их объединения, социальные слои, классы, общности, общество в целом);

3. содер­жание властной деятельности (властеотношение);

4. средства, способы, приемы осуществления государственной власти;

5. ре­сурсы власти.

Система сдержек и противовесов – особая модель системы разделения властей. В соответствии с ней законодательная, исполнительная и судебная власти не только разделены организационно, но формально и полностью независимы друг от друга; каждая из властей обладает полномочиями, позволяющими ей контролировать и ограничивать другие власти. Ни одна из них не имеет ни формального, ни фактического верховенства, что обеспечивает особую устойчивость конституционной системы

10. Форма государства: понятие, элементы, факторы, влияющие на форму государства

Форма государства – это способ организации и осуществления государственной власти.

Любое государство представляет собой единство сущности, со­держания и формы. Категория формы государства раскрывает осо­бенности его внутренней организации,порядок образования и структуру государственных органов, характер взаимоотношений государственных органов и населения, а также методы, способы и приемы, используемые для организующей и управленческой дея­тельности. Более коротко форму государства можно определить как способ организации и осуществления государственной власти

Наиболее полное представление о форме конкретного государ­ства дают три ее составляющие: форма правления, форма государственного устройства и государственно-правовой (политический) режим.

Элементами формы государства являются:

1) форма правления - характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением, а также их компетенцию. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на: монархические и республиканские;

2) форма государственного устройства - отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме государственного устройства государства подразделяются на две разновидности: простая (унитарное государство) и сложная (федеративное государство);

3) политический (государственный) режим - представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти. В зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают: демократический и антидемократический политические (государственные) режимы. Их подразделяют также на авторитарные и демократические.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: