Политико-территориальная организация государства

Форма государственного устройства – способ территориального устройства государства, определяющий взаимоотношения центральной и местной властей – это национально-государственное и административно-территориальное устройство, экономическое и специальное районирование. Данная категория дает ответы на следующие вопросы:

1. как организована территория государства; из каких частей оно состоит; каково их право положение;

2. на каких принципах строятся взаимоотношения центра и мест.

Унитарное государство (УГ) – представляет собой единую, слитную структуру, не имеющую в своем составе государственных образований. В государстве неделимость. Составные части обладают статусом административных территориальных единиц; не обладают политической автономией (признаками государственного суверенитета) не имеют своего собственного законодательства. Признаки:

1. один основной закон, одна система законодательства;

2. единый центр государственной власти для всей страны, в том числе общая система высших и центральных органов власти (единые высшие законодат, исполнительные и судебные органы);

3. единое гражданство; единая судебная система;

4. одноканальная система налогов, то есть все налоги собираются по стране и аккумулируются в центре;

5. административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью, но наделяются компетенцией в экономической, социальной и культурных сферах.

Три вида современных унитарных государств:

Децентрализованные – местные органы избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью (имеют право законодательствовать, обладают финансовой автономией);

Относительно децентрализованные – самоуправленческими началами наделяются мировые территориальные образования (общины, коммуны);

Централизованные – государства, в которых отсутствует местное самоуправление (МСУ), а управление на местах осуществляют назначенные сверху чиновники.

Симметричные УГ – административно-территориальные единицы имеют одинаковый правовой статус, занимают равное положение по отношению к государству в целом.

Ассиметричные УГ – имеется политическая или административная автономия.

Регионализм – форма УГ, когда автономные образования обладают правом принимать свое законодательство (Испания, Италия) – это промежуточная форма между унитарным и федеративным государством.

Федеративное государство (ФГ, федерация) – многосоставное государство, части которого обладают политической автономией (признаками государственного суверенитета). Это союзное, соединенное государство, в составе которого имеются государственные образования, обладающие значительной политической самостоятельностью. В строго научном смысле федерацией является союз государств, основанный на договоре или конституции (Малайзия, Канада, Мексика, Аргентина и другие).

США – 50 субъектов (штатов), Швейцария – 23 кантона, в России – 83 субъекта.

В мире более 20 федеративных государств, есть многонациональные – Россия и малонациональные – Германия, Австрия.

Федерация – это союз ряда государственных образований. Признаки:

1. территория состоит из территорий ее субъектов;

2. двухуровневая система органов государственной власти (федеральная система органов власти и система органов власти субъекта федерации);

3. две системы законодательства – общегосударственная и субъектов;

4. субъекты федерации могут иметь свои конституции, наряду с общефедеральной;

5. отсутствие у субъектов федерации права сецессии – выхода из состава федерации;

6. непризнание за субъектами федерации суверенитета (хотя они обладают некоторыми его признаками). Это обусловлено тем, что федеральное законодательство распространяет свою силу на всю территорию страны и имеет приоритет перед актами законодательства субъектов;

7. финансовая зависимость субъектов от федеральной власти (не имеют права чеканить монету, эмиссии банковских билетов и других денежных знаков);

8. принцип двойного гражданства (не во всех федерациях);

9. в двухпалатном парламенте одна из палат представляет интересы субъектов;

10. двухканальная система сбора налогов:

11. разграничение предметов ведения федерации и ее субъектов;

12. субъекты федерации лишены права самостоятельно выступать на мировой политической арене, этого не признает за ними и международное право.

В зависимости от правовых оснований образования:

1. Договорные федерации – образуются на основе заключаемого членами федерации договора об образовании федеративного союза;

2. Конституционные федерации – основанием образования является факт закрепления в Конституции.

По способу образования субъектов федерации различают:

Территориальные федерации – субъекты не являются суверенными образованиями, не имеют права представительства в международных отношениях, запрещен односторонний выход из союза (США, Бразилия, Мексика, Германия и другие). Территориальный подход способствует укреплению государственности, стимулирует процессы интеграции. В некоторых случаях территориальный подход должен быть дополнен национальной культурной автономией, то есть правом национальных меньшинств на пользование родным языком, обучение на этом языке, развитие своих национальных обычаев, традиций, культурных учреждений и так далее;

Национальные федерации – субъекты объединены по принципу добровольности; формирование высших государственных органов из представителей субъектов (ранее – СССР, Югославия, Чехословакия). Федерации, основанные на национальном признаке, являются непрочными, поскольку преувеличение роли национального фактора в федерации способно не сплотить, а, напротив, разделить население, подорвать государственную общность.

Федерации, образованные на основе сочетания территориального и национального принципов – Российская Федерация.

В зависимости от правового положения субъектов:

Симметричные федерации – состоят из однопорядковых составных частей, то есть все субъекты федерации юридически и фактически равноправны (ранее – Чехословакия).

Асимметричные федерации – фактическое или юридическое неравенство субъектов; наряду с субъектами в состав федерации входят и другие территориальные образования, например федеральные территории (до 1949 года – Аляска в США), управление которых осуществляется специально назначенным из центра чиновником; могут быть федеральные владения (прибрежные остров у Аргентины, Австралии), федеральный столичный округ (столица); субъекты юридически равноправны, но отличаются по своему фактическому положению – Россия – 6 видов субъектов. В мире не существует абсолютно симметричных федераций, все они имеют элементы асимметрии.

Также выделяют:

Дуалистический федерализм – жесткое разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами.

Кооперативный федерализм – основан на принципе взаимного дополнения и взаимовыгодного сотрудничества федерации и субъектов, солидарной ответственности в сфере совместного ведения – более предпочтителен в современных условиях.

4 способа размежевания компетенции:

1) устанавливается исключительная компетенция федерации, а остальные вопросы относятся к ведению субъектов – при повышенной самостоятельности субъектов;

2) устанавливается исключительная компетенция субъектов, а остальные вопросы относятся к ведению федерации – в настоящее время не применяется – направлен на повышение централизации федерации;

3) устанавливается 2 компетенции – федеративная и субъектов, а не перечисленные вопросы относятся к ведению либо федерации, либо субъектов – если преследуется цель усилить федерацию, то остаточные полномочия передаются федерации, если субъектам удается отстоять свою самостоятельность, то оставшиеся полномочия передаются субъектам;

4) указываются 3 сферы компетенции: федерации, субъектов и сфера конкурирующих интересов (совместного ведения) – сложность определения предметов ведения совместной сферы.

В основном в конституциях федераций дается перечень двух сфер – федеральной и конкурирующей, а остальные вопросы отнесены к исключительной компетенции субъектов.

Входящие в федерацию субъекты не обладают суверенитетом, т.е. полным верховенством на своей территории, независимостью в международных отношениях, лишены права выходить из федерации (права сецессии). (Из Малайзии в 1965 году вышел штат Сингапур и образовал город-государство).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: