Воспитательная работа – важнейший компонент образовательного процесса

Теория воспитания – раздел педагогики, раскрывающий сущность, закономерности, движущие силы воспитания, его основные структурные элементы, а также рассматривающий различные концепции воспитания и воспитательные системы.

Главная цель воспитания – создание условий для саморазвития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности, то есть подготовка к самостоятельной жизни и деятельности в обществе, чтобы человек сумел реализовать себя в сфере культуры, трудовой деятельности, был способен приумножать общественные ценности.

Воспитательная работа – это целенаправленная деятельность по организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей, осуществляемая педагогическим коллективом либо отдельным педагогом с целью наиболее полного их саморазвития и самореализации. Ее содержание, методика и технологии определяются системой воспитательной работы того или иного образовательного учреждения.

Методика воспитательной работы – раздел теории воспитания, исследующий особенности организации воспитательного процесса в различных образовательно-воспитательных учреждениях, детских объединениях и организациях, разрабатывающий рекомендации по созданию системы воспитательной работы в образовательном или воспитательном учреждении и повышению ее эффективности, использованию тех или иных методик или технологий в воспитательном процессе.

По Кодексу РБ в образовании воспитание – целенаправленный процесс формирования духовно-нравственной и эмоционально-ценностной сферы личности обучающегося.

Процесс воспитания -это сознательно организуемое взаимодействие педагогов, учеников, организация их деятельности по овладению социальным и духовным опытом, ценностными отношениями.

Воспитательный процесс – это широкое и многостороннее взаимодействие детей в качестве активных субъектов деятельности с окружающей природно-социальной средой, окружающими взрослыми людьми.

Образование – обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства, направленные на усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной, разносторонне развитой личности обучающегося.

Воспитание как педагогическое явление (воспитательный процесс) выступает составной частью (педагогическим компонентом) воспитания как общественного явления (социализации), охватывая сферу, называемую контролируемой социализацией.

Воспитательный процесс – это профессионально организованный целостный учебно-воспитательный процесс, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством, культурным содержанием и методами освоения культуры.

Основные компоненты воспитательного процесса:

· Целевой компонент

· Содержательный компонент

· Операционно-деятельностный компонент

· Аналитико-результативный

Главные стадии воспитательного процесса:

· Формирование сознания

· Формирование убеждений

· Формирование чувств

· Выработка навыков и привычек поведения

Воспитательная работа


Воспитание в процессе Стиль, тон отношений, морально- Внеучебная деятельность

3 bnJldi54bWxMj8FOwzAQRO9I/IO1SNyonaCmKMSpUBFS4ASFA0c32SZR47UVu0n4exZxgOPOPM3O FNvFDmLCMfSONCQrBQKpdk1PrYaP96ebOxAhGmrM4Ag1fGGAbXl5UZi8cTO94bSPreAQCrnR0MXo cylD3aE1YeU8EntHN1oT+Rxb2Yxm5nA7yFSpTFrTE3/ojMddh/Vpf7Ya5umYtqnfPVevL5vPU+V8 dfvotb6+Wh7uQURc4h8MP/W5OpTc6eDO1AQxaNhkas0oG0kCgoFf4cCCWmcgy0L+n1B+AwAA//8D AFBLAQItABQABgAIAAAAIQC2gziS/gAAAOEBAAATAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAABbQ29udGVudF9U eXBlc10ueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADj9If/WAAAAlAEAAAsAAAAAAAAAAAAAAAAALwEAAF9y ZWxzLy5yZWxzUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAG1f10H1AQAA/AMAAA4AAAAAAAAAAAAAAAAALgIAAGRy cy9lMm9Eb2MueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhACpk+xPdAAAACgEAAA8AAAAAAAAAAAAAAAAATwQA AGRycy9kb3ducmV2LnhtbFBLBQYAAAAABAAEAPMAAABZBQAAAAA= " strokecolor="black [3200]" strokeweight="2pt"> обучения психологический климат

в школьном коллективе


Внеклассная Внешкольная Взаимодействие Организация
воспитательная воспитательная школы с семьей взаимодействия
работа работа в социуме

В воспитательной работе следует выделить 3 группы функций:

Первая группа связана с непосредственным воздействием педагога на ученика:

· Изучение индивидуальны особенностей его развития, его окружения, его интересов

· Программирование воспитательных воздействий

· Реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы с учеником

· Анализ эффективности воспитательных воздействий

Вторая группа функций связана с созданием воспитывающей среды:

· Сплочение коллектива

· Формирование благоприятной эмоциональной атмосферы

· Включение учащихся в разнообразные виды социальной деятельности

· Развитие детского самоуправления

Третья группа функций направлена на коррекцию влияния различных субъектов социальных отношений ребенка

· Социальная помощь семье

· Взаимодействие с педагогическим коллективом

· Коррекция воздействия средств массовой коммуникации

· Нейтрализация негативных воздействий социума

· Взаимодействие с другими образовательными учреждениями

Попросить у лили продолжение этой части конспекта

Планирование воспитательной работы

В школьном коллективе составляются следующие планы по воспитательной работе:

1. Перспективный план – раздел годового плана работы школы «Воспитательная внеучебная работа с ученическим коллективом» (основной официальный документ, которым руководствуются классные коллективы, все объединения учащихся);
2. Календарный план воспитательной работы с ученическим коллективом на четверть или месяц, на полугодие;
3. План методической работы с учителями по вопросам воспитания школьников;
4. План контроля за организацией и результатами воспитательной работы;
5. Планы клубов, штабов…;
6. Перспективные планы работы по направлениям воспитания на несколько лет;
7. Планы подготовки и проведения общешкольных дел;

Процесс коллективного планирования воспитательной работы в школе на учебный год можно представить следующими этапами:

1 этап – анализ опыта работы, осмысление его результатов, того, что достигнуто в развитии личности и коллектива.

2 этап – определение и формулировка воспитательных задач.

3 этап – коллективный поиск полезных дел, правильных действий, которые могут обеспечить достижение положительных результатов, выполнение намеченного.

4 этап – отбор содержания и форм работы, обобщение предложений членов коллектива и составление проекта плана воспитательной работы.

5 этап – обсуждение и утверждение плана воспитательной работы с ученическим активом на педсовете.

6 этап – составление планов, обеспечивающих выполнение поставленных задач в области воспитания школьников и реализации намеченной работы с ученическим коллективом.

7 этап – обсуждение и утверждение плана работы ученического коллектива на сборе всех детей или конференции с участием представителей первичных коллективов.

8 этап – планирование в первичных коллективах с учетом общешкольного плана.

Календарный план классного руководителя

Время проведения Название Мероприятия Кто проводит Отметка о выполнении
 
 

Оперативный план классного руководителя

Учебные недели Коллективные дела учащихся Оперативная работа классного руководителя Оценка результатов проделанной работы
1-7 сентября 1.09 – День знаний Пригласить на встречу научных работников  
       

Линейно-хронологический план классного руководителя

Февраль
Профиль дня недели 22-я неделя 23-я неделя 24-я неделя 25-я неделя
Понедельник. День просвещения учащихся 3/2 Беседа «Пути передачи инфекции. Способы борьбы с гриппом». 10/2 Обучающее занятие «Методы запоминания информации» 17/2 Беседа «Мифы, легенды и быт Древней Греции» 24/2 Беседа «Новости Культуры»
Вторник. День Родителей День стенной печати. 4/2 Конкурс плакатов о пользе здорового питания 11/2 Обновление классного уголка. Коллаж фотографий. 18/2 Стенгазета «О дне защитника отечества» Интервью с мальчиками класса, с отцами. 25/2 Беседа «Папа, мама, я! Вместе мы – семья!».
Среда. Трудовые дела учащихся. Учебные дела учащихся. 5/2 Уборка территории от снега 12/2 Беседа «Профессии разные нужны, профессии разные важны» 19/2 Интеллектуальная игра «Слабое звено». 26/2 Ежемесячная уборка класса
Четверг. Работа с активом класса и школы. 6/2 Ежемесячное классное собрание по делам управления 13/2 20/2 27/2 Ежемесячное собрание ячейки БРПО
Пятница. День коллективного творчества учащихся. 7/2 Концерт «Наши таланты» 14/2 День Святого Валентина. Лав-почта. 21/2 Концерт ко Дню Защитника Отечества 28/2 Общешкольная игра «Один против всех» (представители от каждого класса 7-11 параллели)

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: