Показатель | Всего, руб. |
Выручка (1 руб. х 180 ед.) | |
Переменные расходы (0,8 руб. х 180 ед.) | |
Маржинальный доход | |
Постоянные расходы | |
Прибыль |
График на рисунке 4 показывает, что при объеме реализации 180 единиц будет получена прибыль. Ее размер определяется как разница по вертикали между линиями ОД и ВС. Она равна 16 рублям.
Можно использовать и метод маржинального дохода. В этом случае сумму заданной прибыли необходимо отразить в числителе вместе с суммой постоянных расходов:
Х = | Постоянные расходы + Заданная прибыль |
Маржинальный доход на единицу | |
Х = | 20 рублей + 16 рублей |
0,2 рубля за единицу |
Х = 180 единиц.
Кроме того, с помощью анализа “затраты — объем — прибыль” можно определить объем продаж, при котором прибыль будет равна определенному проценту от величины выручки. Однако для этого необходимо правильно составить уравнение. Например, если требуется прибыль в размере 8,89% от выручки, то уравнение примет вид:
1Х-0,8Х-20 руб. = 0,0889 х (1Х)
1Х-0,8Х-0,0889Х = 20 руб.
|
|
0,1111Х = 20 руб.
Х = 20 / 0,1111 = 180 единиц.
При использовании маржинального метода будет применяться формула:
Х = | 20 рублей + 0,0889 (1Х) |
0,2 рубля за единицу |
0,2Х = 20 рублей + 0,0889 (1Х)
0,1111Х = 20 рублей
Х = 20 / 0,1111
Х = 180 единиц.
Следует помнить, что в основе анализа лежат определенные допущения, и нужно непременно выяснить, соответствует ли им реальная ситуация. Если меняются условия, то изменится и поведение затрат. Игнорирование допущений анализа “затраты — объем — прибыль” может привести к необоснованным решениям и прочим негативным явлениям.
Многое допущения, которые лежат в основе анализа, могут практически изменить полностью результат, лежащий за пределами области релевантности.
Второй график показывает, что соотношение выручки и расходов может реально действовать только внутри области релевантности.
Поведение затрат зависит от взаимодействия многих факторов. К ним относятся: физический объем, цены на сырье, материалы, покупные полуфабрикаты, производительность, изменение технологии производства, войны, забастовки, законодательство и т.д. Любой анализ основывается на допусках поведения затрат, объема и выручки. Изменение ситуации приведет к изменениям графика и перемещению точки перелома. Использование анализа соотношения “затраты — объем — прибыль” принесет большую отдачу, если вы понимаете взаимоотношения факторов, влияющих на прибыль и особенно на затраты.
Рис. 5. Области релевантности
Ниже приведены допуски, которые могут ограничить точность и надежность анализа соотношения “затраты — объем — прибыль”.
1. Поведение общих затрат и выручки жестко определено и линейно в пределах области релевантности.
|
|
2. Все затраты можно разделить на переменные и постоянные.
3. Постоянные расходы остаются независимыми от объема в пределах области релевантности.
4. Переменные расходы прямо пропорциональны объему в пределах области релевантности.
5. Цена реализации не меняется.
6. Цены на материалы и услуги, используемые в производстве, не меняются.
7. Производительность не меняется.
8. Отсутствуют структурные сдвиги.
9. Релевантно на затраты влияет только объем.
10. Объем производства равен объему продаж, или изменения начальных и конечных запасов в итоге незначительны (влияние изменения величины запасов на анализ соотношения “затраты — объем — прибыль” зависит от того, какой метод оценки запасов применяется).
Допущения постоянно пересматриваются, так как бизнес динамичен, управленческий учет непрерывно готовит информацию о поведении затрат и периодически определяет точку перелома, т. е. критическую точку. Более того, не следует жестко связывать анализ соотношения “затраты — объем — прибыль” с традиционными допусками линейности и неизменности цен.