Сущностные характеристики качества образования в современной школе. Современные подходы к оценке учебных достижений обучающихся

Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.1 Важнейшей задачей инноваций в российском образовании является совершенствование контроля за результатами обучения и управление его качеством. В последнее время в этом направлении проделана значительная работа. Это, прежде всего, введение процедуры аккредитации образовательных учреждений, введение системы независимого оценивания в рамках ГИА государственной итоговой аттестации: единого государственного экзамена в 11 классе и новой формы итоговой аттестации в 9 классах. В настоящий момент проходит создание РСОКО (региональной системы оценки качества образования) - комплекса внешних по отношению к учителю процедур, измеряющих уровень обученности учащихся на протяжении всего школьного периода. Контроль знаний учащихся является важной частью процесса обучения. По определению контроль - это процесс соотношения достигнутых результатов обучения с запланированными целями обучения. С введением Федерального образовательного стандарта, меняется характер контроля – это комплексная оценка учебных и внеучебных достижений учащихся; расширяется спектр форм оценки; оценочный инструментарий – использование стандартизированных и нестандартизированных методов (устных и письменных, индивидуальных и групповых, само-и взаимоценки); меняется сам принцип оценки – от отметки методом вычитания – к отметке методом сложения достижений учащегося. В соответствии с Концепцией Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) система оценивания строится на основе следующих общих принципов: · Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику: · Оценивание может быть только критериальным. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. · Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке. Комплексный подход к системе оценивания в школе позволяет вести оценку достижений обучающихся по трем группам результатов обучения: личностным, метапредметным и предметным. Основным объектом, содержательной и критериальной базой итоговой оценки подготовки выпускников на ступени основного общего образования выступают планируемые результаты обучения. 1 «Закон об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. №273-ФЗ, ст. 2.В структуре планируемых результатов выделены в особый раздел (универсальные учебные действия) личностные и метапредметные результаты, достижение которых обеспечивается всей совокупностью учебных предметов, представленных в инвариантной части учебного плана, междисциплинарными курсами и внеурочной деятельностью.

Современная система образования в России. Нормативные документы, регламентирующие образовательный процесс в РФ (273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральные государственные образовательные стандарты).

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих структур, в число которых входят: 1. Преемственные образовательные программы различных уровня и направленности, федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на: o общеобразовательные (основные и дополнительные); o профессиональные (основные и дополнительные). К основным общеобразовательным относятся программы: o дошкольного образования; o начального общего образования; o основного общего образования; o среднего (полного) общего образования. К основным профессиональным относятся программы: o начального профессионального образования; o среднего профессионального образования; o высшего профессионального образования (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста и программы магистратуры); o послевузовского профессионального образования. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: o в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; o в форме семейного образования; o самообразования; o экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования. Перечни профессий и специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната не допускается, в части компетенции Российской Федерации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (см. постановления Правительства Российской Федерации по начальному, среднему и высшему профессиональному образованию). Использование дистанционных образовательных технологий находится в компетенции образовательного учреждения. 2. Cеть образовательных учреждений и научных организаций, реализующих образовательные программы различных уровня и направленности, федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)). Образовательное учреждение является юридическим лицом. К образовательным относятся учреждения следующих типов: o дошкольные: § образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста § дошкольное образовательное учреждение § учреждение "Школа - детский сад" § o общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования): § общеобразовательное учреждение § общеобразовательная школа-интернат с первоначальной летной подготовкой § кадетская школа (кадетская школа-интернат) § образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста § общеобразовательная школа-интернат § вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение § учреждение "Школа - детский сад" o учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования: § образовательное учреждение начального профессионального образования § образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) § образовательное учреждение высшего профессионального образования (высшее учебное заведение) § военное образовательное учреждение высшего профессионального образования o учреждения дополнительного образования взрослых: § образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов o специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья o учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) o учреждения дополнительного образования детей: § образовательное учреждение дополнительного образования детей § межшкольный учебный комбинат o другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс: § специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением § образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи § оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении § санаторное детское дошкольное учреждение (группа) для ослабленных и часто болеющих детей Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации, если иное не предусмотрено федеральными законами. Образовательные учреждения могут иметь филиалы и представительства. В представительствах образовательного учреждения ведение образовательной деятельности запрещается. 3. Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и подведомственные им учреждения и организации. См. подраздел "Управление системой образования". 4. Объединения юридических лиц, общественные и государственно-общественные объединения, осуществляющие деятельность в области образования. (Материал подготовлен на основании положений Закона Российской Федерации "Об образовании" .) Что писать во второй половине вопроса?

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: