Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих структур, в число которых входят:
1. Преемственные образовательные программы различных уровня и направленности, федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования.
Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:
o общеобразовательные (основные и дополнительные);
o профессиональные (основные и дополнительные).
К основным общеобразовательным относятся программы:
o дошкольного образования;
o начального общего образования;
o основного общего образования;
o среднего (полного) общего образования.
К основным профессиональным относятся программы:
o начального профессионального образования;
o среднего профессионального образования;
o высшего профессионального образования (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста и программы магистратуры);
o послевузовского профессионального образования.
С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах:
o в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной;
o в форме семейного образования;
o самообразования;
o экстерната.
Допускается сочетание различных форм получения образования.
Перечни профессий и специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната не допускается, в части компетенции Российской Федерации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (см. постановления Правительства Российской Федерации по начальному, среднему и высшему профессиональному образованию).
Использование дистанционных образовательных технологий находится в компетенции образовательного учреждения.
2. Cеть образовательных учреждений и научных организаций, реализующих образовательные программы различных уровня и направленности, федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования.
Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)).
Образовательное учреждение является юридическим лицом.
К образовательным относятся учреждения следующих типов:
o дошкольные:
§ образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста
§ дошкольное образовательное учреждение
§ учреждение "Школа - детский сад"
§
o общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования):
§ общеобразовательное учреждение
§ общеобразовательная школа-интернат с первоначальной летной подготовкой
| § кадетская школа (кадетская школа-интернат)
§ образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста
§ общеобразовательная школа-интернат
§ вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение
§ учреждение "Школа - детский сад"
o учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования:
§ образовательное учреждение начального профессионального образования
§ образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение)
§ образовательное учреждение высшего профессионального образования (высшее учебное заведение)
§ военное образовательное учреждение высшего профессионального образования
o учреждения дополнительного образования взрослых:
§ образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
o специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
o учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей)
o учреждения дополнительного образования детей:
§ образовательное учреждение дополнительного образования детей
§ межшкольный учебный комбинат
o другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс:
§ специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением
§ образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
§ оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении
§ санаторное детское дошкольное учреждение (группа) для ослабленных и часто болеющих детей
Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Образовательные учреждения могут иметь филиалы и представительства. В представительствах образовательного учреждения ведение образовательной деятельности запрещается.
3. Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и подведомственные им учреждения и организации.
См. подраздел "Управление системой образования".
4. Объединения юридических лиц, общественные и государственно-общественные объединения, осуществляющие деятельность в области образования.
(Материал подготовлен на основании положений Закона Российской Федерации "Об образовании" .)
Что писать во второй половине вопроса?
|