Рабочая программа учебной дисциплины "Основы бухгалтерского учета" предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) специализация Экономика и бухгалтерский учет в горной промышленности и является единой для всех форм обучения.
Учебная дисциплина "Основы бухгалтерского учета" является общепрофессиональной дисциплиной, устанавливающей базовые знания для освоения специальных дисциплин.
Научно обоснованная система организации бухгалтерского учета содействует эффективному использования ресурсов, улучшению отражения и анализа финансово-имущественного положения организаций.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в специальной подготовке по должностям: бухгалтер (средней квалификации) – код 20337 по ОК 016 94; бухгалтер-ревизор – код 20339 по ОК 016 94 при наличии среднего (полного) общего образования и стажа работы не менее трех лет.
В результате изучения дисциплины обучающийся должен
уметь:
- применять нормативное регулирование бухгалтерского учета;
- ориентироваться на международные стандарты финансовой отчетности:
- соблюдать требования к бухгалтерскому учету;
- следовать методам и принципам бухгалтерского учета;
- использовать формы и счета бухгалтерского учета.
знать:
- нормативное регулирование бухгалтерского учета и отчетности;
- национальную систему нормативного регулирования;
- международные стандарты финансовой отчетности;
- понятие бухгалтерского учета;
- сущность и значение бухгалтерского учета;
- историю бухгалтерского учета;
- основные требования к ведению бухгалтерского учета;
- предмет, метод и принципы бухгалтерского учета;
- план счетов бухгалтерского учета;
- формы бухгалтерского учета.
Программа рассчитана на 70 часов, из которых 24 - практические занятия.
Дисциплина "Основы бухгалтерского учета" базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных студентами при изучении дисциплин: "Экономическая теория", "Основы права", "Экономика организации (предприятия)" и др.
При изучении дисциплины необходимо обращать внимание на ее прикладной характер, на то, где и когда изучаемые теоретические положения и практические навыки могут быть использованы в будущей практической деятельности. Изучение материала необходимо вести в форме, доступной пониманию студентов, соблюдать единство терминологии в соответствии с действующими государственными стандартами.
При проведении занятий целесообразно использовать лекционно-семинарские занятия, организационно-деятельностпые и деловые игры, разбор производственных ситуаций, проводить дискуссии по актуальным проблемам бухгалтерского учета, работать с законодательными актами и нормативными документами, регламентирующими деятельность организации, методическими и справочными материалами, применять технические средства обучения и вычислительную технику, организовывать экскурсии в организации отрасли.
Для развития творческой активности студентов рекомендуется выполнение ими самостоятельных творческих работ по проблемам учета и отчетности в объеме 35 часов. Тематика внеурочной самостоятельной работы: выполнение индивидуальных практических заданий; систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы, интернет-ресурсов, справочно-правовой компьютерной системы; оформление практических работ; подготовка рефератов, компьютерных презентаций.
Программой предусмотрено проведение рубежного контроля в форме контрольных работ, тестового опроса, решения ситуационных задач. По завершению изучения дисциплины проводится экзамен с целью определения качества знаний студентов.
Изучение студентами сущности бухгалтерского учета, его теоретических и методологических основ, законодательства РФ о бухгалтерском учете необходимо дополнять развитием у них практических навыков и приемов работы с хозяйственными документами, формированием знаний правил документооборота и технологии обработки учетной информации.
Для повышения эффективности закрепления учебного материала целесообразно при проведении практических занятий делить учебную группу на подгруппы.
В содержании учебной дисциплины по каждой теме приведены требования к формируемым представлениям, знаниям, умениям.
2 Тематический план
Наименование разделов и тем | Кол-во аудиторных часов при очной форме обучения | |
всего | в т.ч. практ. занятия тия | |
Раздел 1 Бухгалтерский учет, его объекты и задачи | ||
Тема 1.1 Хозяйственный учет, его сущность и значение | ||
Тема 1.2 Объекты, основные задачи и методы бухгалтерского учета | ||
Контрольная работапо теме «Объекты, и методы бухгалтерского учета» | ||
Тема 1.3 Правовая основа бухгалтерского учета | ||
Раздел 2 Бухгалтерский баланс | ||
Тема 2.1 Балансовый метод отражения информации | ||
Тема 2.2 Типы хозяйственных операций и их влияние на бухгалтерский баланс | ||
Раздел 3 Счета и двойная запись | ||
Тема 3.1 Счета бухгалтерского учета | ||
Тема 3.2 План счетов бухгалтерского учета | ||
Тема 3.3 Двойная запись операций на счетах | ||
Контрольная работапо теме «Отражение хозяйственных операций на синтетических и аналитических счетах бухгалтерского учета» | ||
Раздел 4 Принципы учета основных хозяйственных процессов | ||
Тема 4.1 Учет процессов снабжения | ||
Тема 4.2 Учет процесса производства | ||
Тема 4.3 Учет процесса реализации | ||
Контрольная работапо теме «Оформление бухгалтерскими записями хозяйственных процессов» | ||
Раздел 5 Технология обработки учетной информации | ||
Тема 5.1 Документация и инвентаризация | ||
Тема 5.2 Учетные регистры | ||
Тема 5.3 Формы бухгалтерского учета | ||
ВСЕГО по дисциплине: |