Н-т потенциал России представляет собой набор квалифицированного персонала, различные … использования в исследованиях и разработках и так же основной капитал, который был накоплен за предыдущие периоды предыдущими поколениями.
В настоящее время в России насчитывается более 2 тысяч различных н-т организаций, куда будем включать академические институты, АО, ООО, чисто научно-исследовательские институты, проектно-конструкторские организации, в которых присутствуют ученые советы, как орган управления научной деятельностью.
По своей структуре, исходя из формы собственности, 3 куска: государственные НТО(подразделение академии наук и обороны и промышленности), смешанная форма собственности (выделяют АО) и предприятия, которые финансируются за счет частного капитала (главным образом ООО, которые участвуют в выполнении гос заказов или представляют различные органы власти)
Сейчас наибольший % от ВВП на развитие науки у Норвегии и Швеции(3,4 и…). У нас в 2009 году 0,88%. Государственные н-т программы в РФ: 2009 – 24шт, 2010 – 17шт, 2011 – 14шт.
|
|
Главная проблема: эффективность использования бюджетных средств должна быть не меньше коммерческой эффективности средств, вложенных в проект.
Конкурентные преимущества н-т потенциала РФ:
· Наличие высокоорганизованного кадрового состава
· Богатые ресурсы
· Дешевая рабочая сила
Но: качество не обеспечивается. Разработки не востребованы промышленностью.
Требуется обновление основных фондов!
Фондовооруженность инновационной сферы должна быть в 2-3 раза лучше обеспечена, чем в самом производстве.
Уровень н-т развития определяется генерирующими отраслями экономики.
Государственные корпорации, созданные в России (восстановление н-т потенциала):
· Авиапромышленность
· Судостроение
· Атомная промышленность
· Космические агентства
Часть из них – в форме АО
Недостатки: разнопрофильные предприятия часто не могут создать единые технологические цепочки.
Гос. Корпорации же обеспечивают единый цикл производства, а также восстанавливают те производства, которые были утрачены после распада СССР.
Минус: уровень оплаты труда в инновационной сфере низкий (за рубежом лучше условия).
Необходимо:
· Увеличить объем финансирования в инновационную сферу в десятки раз (количество грантов возрастает, но нормальных пока мало)
· Фундаментальные исследования (от 1 до 5 лет) за счет госбюджета (эффективность работы НИИ крайне низка – мало патентов, свидетельств, публикаций)
· Использовать потенциал высшей школы (опытные производства:лаборатории)
· Государственно-частное партнерство при отборе и финансировании инновационных проектов
|
|
· Необходимо изменение законодательства в части формирования льгот для частных венчурных инвесторов(привлечение на выгодных условия в гос программы, участие в международных проектах)
· Необходимо увеличить возможность для предприятий, малых и средних, в получении гос заказов (это обеспечит приток капитала и н-т продукции, необходимой отраслям экономики)
· Увеличить объем ресурсов для поддержки на посевной стадии
· Активизировать приток молодежи в инновационную сферу (повысить стипендии студентам-аспирантам, воссоздать фонды экон. стимулирования в отраслях экономики для дополнительного финансирования инициативных НИ работ (на фед.уровне), пересмотреть структуру внебюджетных фондов: источники образования, направления использования).
В 2002 г. встал вопрос становления экономики России на инновационные рельсы.
Критерий – конкурентное преимущество России:
1. Достаточно высокая квалификация работников-исполнителей
2. Невысокая зар. Плата
3. Доступность к любым необходимым ресурсам (более дешевые, чем за рубежом)
Но: Эта оценка была неточной.
Только малая доля кадров обладает теми знаниями и опытом, которые востребованы рынком (20% работающих в инновационной сфере). Средний возраст работника инновационной сферы примерно 60 лет. Нет возможности принимать молодых специалистов, т. к. профиль деятельности опирается на старые технологии и устаревшее знание.
Пример: Россия потеряла все те коллективы, которые разрабатывали оптические приборы (сфера электроники), строительство танков.
Также в России не отработана система обеспечения финансовой деятельности. Раньше финансовые ресурсы выделялись на Н-Т программы. Сейчас 17 Н-Т программ федерального уровня. В 90-е гг. финансировались до 30%, до 2005 г – на 60-70%, сейчас – до 85-89%. Главная проблема – инновационный цикл финансируется не ритмично (все указано в техническом задании). Если происходит сбой финансирования, то продукция морально устаревает. Запаздывание финансирования приводит к резкому увеличению сметной стоимости разработок. В настоящее время в России насчитывается около 2000 НИИ, КБ, проектно-конструкторских бюро и т. д.
Технологическое обновление экономики часто связывают с приобретением зарубежных технологий (анализ опытного производства показал, что отечественные технологии отстают от зарубежных на 15 лет).
При планировании направлений развития предприятий к сожалению отсутствует анализ потребностей рынка нововведения и практически отсутствует стратегия продвижения товаров на внутреннем и внешнем рынке. С одной стороны рынок сам оценивает инновационный продукт, но с другой – нужно знать, какие характеристики новых товаров буду приемлемы для разных потребителей.
Те предприятия, которые сотрудничают с научными организациями, всегда находятся в выигрыше.
Есть стратегические предприятия – АО (с золотой акцией)+ предприятия гос сектора.
Стратегические предприятия – те, деятельность которых является значимой для экономики России.
Не применяется процедура банкротства. Их работа под контролем правительства. Если АО – то есть представитель государства как член правления и он наделяется «золотой акцией». «Золотая акция» дает право вето на любые решения совета директоров либо собрания акционеров. Если предприятие лишается статуса стратегического предприятия, то «ЗА» преобразуется в обыкновенную акцию по решению правительства. Наличие «ЗА» не позволяет иностранному капиталу завладеть блокирующим или контрольным пакетом акций. НО: иностранные инвестиции почти не идут в те предприятия, где присутствует «ЗА».
Наряду с финансовыми ресурсами инновационная деятельность требует приобретения материальных ресурсов, которые присутствуют на территории России, которые по своей стоимость возрастают. Т. е. есть проблема управления оборотным капиталом.
|
|
Финансовый кризис пагубно сказался на инновационной сфере, поэтому сейчас все крупные проекты переводятся на финансирование совместного характера (частный капитал + средства различных бюджетов). Во время кризиса государство выделяет возможный объем денег.
Коммерциализация Н-Т продукции возможна для тех разработок, которые применяются в оборонной отрасли, но неотработан порядок передачи оборонных НИОКР в гражданскую сферу деятельности.
Лицензионная торговля развита только в сфере оборонной промышленности (продажа лицензий на изготовление наукоемкой продукции оборонного характера).
Гос. корпорация - этап собирания воедино тех предприятий, которые еще способны производить продукцию, отвечающую потребностям рынка. Отсутствует контроль за эффективностью выделения финансовых ресурсов. ОТ 100-200 предприятий.
Нужно произвести инвентаризацию тех разработок, которые ведутся на всех предприятиях (по оказанию федерального центра). 1969-1972 гг. в СССР. Сейчас проектное финансирование – переход к финансированию проектов с расчетом будущей доходности.
В настоящее время сочетается административное (авторитарное) управление деятельностью и управление рынком. Первое будет держать до того времени, пока мы не выйдем на показатели 2008 г. Надо рассчитать темпы роста, темпы прироста.
Качество продукции: закладывается на стадии технико-экономического обоснования. На базе оценки сметной стоимости разработок мы можем анализировать стоимость продукции с учетом получения нормальной прибыли (15%). Сегодня банковский сектор начал финансировать проекты, но с неприемлемой ставкой кредита.
·