Государство оказывает наиболее значительное влияние на формирование экономической безопасности предприятия. Используя прямые и косвенные рычаги вмешательства, оно создает и регулирует экономические условия деятельности предприятий. Эти условия предназначены для защиты экономических интересов государства и его национальной экономики.
Государственное регулирование деятельности предприятий носит характер прямого и косвенного воздействия.
Косвенное регулирование управления деятельностью промышленных предприятий формирует систему мотивации, создает стимулирующие условия для деятельности субъектов рыночных отношений и выступает в таких формах, как налоговая система, ценовая и финансово-кредитная политика, государственный заказ.
Государственное регулирование деятельности промышленных предприятий независимо от формы собственности на средства производства осуществляется с помощью правовых, экономических и социальных мер[8].
К прямому государственному регулированию относятся разработка государством нормативных актов, положений, мероприятий, оказывающих непосредственное воздействие на деятельность субъектов рыночных отношений. В рамках прямого государственного регулирования основным инструментом регулирования экономических условий деятельности предприятий является издание законов и документов законодательного характера.
|
|
Особенно важными являются для промышленных предприятий законодательные и нормативные акты по вопросам налогообложения, инвестиционной деятельности, организационно-правовых форм деятельности предприятий.
Правовую основу деятельности предприятий составляют законы, – регулирующие правовые отношения между государством и предприятием, указы и постановления органов власти по вопросам хозяйственной деятельности предприятий.
Основные принципы регулирования финансовой деятельности организаций представлены на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 - Основные принципы регулирования финансовой деятельности организаций[9]
Государственное регулирование финансовой деятельности определяются следующими факторами:
1) условиями экономического развития страны;
2) степенью интеграции страны в мировое хозяйство;
3) многообразием форм финансовых отношений;
4) уровнем развития финансового рынка и используемых финансовых инструментов.
В соответствии с данными факторами государство разрабатывает специальную финансовую политику, представляющую собой правовое регулирование различных аспектов финансовой деятельности субъектов хозяйствования, направленное на решение определённых тактических и стратегических задач государства.
|
|
Основные цели государственного регулирования финансовой деятельности представлены на рисунке 1.2.
Рисунок 1.2 - Основные цели государственного регулирования финансовой деятельности предприятий[10]
Также существует процесс и основные направления государственного регулирования финансовой деятельности организаций, которые описаны в таблице 1.1.
Таблица 1.1 - Процесс и основные направления государственного регулирования финансовой деятельности организаций[11]
Процесс регулирования | Направления регулирования |
1. Создание нормативно–правовой базы, регламентирующей нормы и виды финансовой деятельности. | 1. Регулирование финансовых аспектов создания организаций. |
2. Регулирование системы учёта и отчётности организаций. | |
2. Унификация параметров используемых организациями финансовых инструментов и правил ведения операций с ними. | 3. Налоговое регулирование. |
4. Регулирование порядка и форм амортизации материальных и не материальных аспектов. | |
3. Формирование системы стандартов создания и функционирования финансовых институтов. | 5. Регулирование кредитных отношений. |
6. Регулирование системы расчётов и денежного обращения. | |
4. Создание системы санкций за нарушение организациями правовых норм осуществления финансовой деятельности. | 7. Валютное регулирование. |
8. Регулирование инвестиционной деятельности. | |
9. Регулирование страховых операций. | |
10. Регулирование процедур банкротства и ликвидации организаций. |
Таким образом, сложность и многогранность финансовой деятельности организаций определяют необходимость государственного ее регулирования. Такое многоаспектное государственное регулирование осуществляется во всех странах с развитой рыночной экономикой, не вступая при этом в противоречие с широкой самостоятельностью предприятий в выборе направлений, форм и методов осуществления своей финансовой деятельности. Государственное регулирование финансовой деятельности предприятий представляет собой процесс нормативно-правового регламентирования условий формирования их внешних и внутренних финансовых отношений и осуществления основных видов финансовых операций.
Жёсткое государственное регулирование финансовой деятельности организаций может существенно снизить уровень их самостоятельности в сфере принимаемых финансовых решений, а также отрицательно сказывается на доходности многих финансовых операций, хотя и позволяет снизить общий уровень их риска. Но, однако, недостаточное государственное регулирование финансовой деятельности организаций может повлечь не четкой синхронизации ее со стратегическими целями и задачами экономического развития страны. Также не достаточное регулирование многократно увеличивает число арбитражных споров между участниками финансовых сделок в силу неадекватного толкования ими различных условий их осуществления, приводит к существенному росту уровня совокупного финансового риска в деятельности субъектов хозяйствования.
2. Составление квартального финансового плана предприятия
Целью финансового планирования на предприятии является определение потребности в финансовых ресурсах, исходя из имеющихся производственных планов, и источников, имеющихся для этого. Основными этапами финансового планирования на предприятии являются:
1) подготовка исходных данных:
- приведение баланса за отчетный период к агрегированному виду,
- определение статистических показателей, используемых в процессе формирования финансовых нормативов и балансов,
- определение нормативов, используемых при финансовом планировании;
2) планирование дополнительной потребности в оборотных активах;
|
|
3) расчет затрат на производство и себестоимости продукции;
4) определение размера прибыли от реализации продукции, налогов и отчислений, выплачиваемых из чистой прибыли;
5) составление графика движения денежных средств;
6) расчет чистых оборотных активов;
7) составление баланса доходов и расходов, источников финансовых ресурсов и направлений их использования;
8) расчет вариантов финансирования инвестиций и выбор наиболее эффективного из них для предприятия;
9) составление планового баланса с учетом инвестиций;
10) анализ финансово-экономического положения предприятия по результатам планирования расчет и анализ финансовых коэффициентов);
11) Обобщение результатов планирования и анализа;
Остановимся более подробно на рассмотрении этих этапов.