ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.Ф.13 ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ И СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Направление подготовки | 050700.62 Педагогика |
Профиль | 540609 Практическая психология в образовании |
Степень выпускника | бакалавр педагогики |
Форма обучения | очная |
Составитель:
старший преподаватель
кафедры практической и
коррекционной психологии
_________Л.А. Студеникина
Бийск
Программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО по направлению подготовки 050700 Педагогика (утвержден 31 января 2005 г., номер государственной регистрации 728 пед/бак (новый) и учебного плана по направлению подготовки 050700 Педагогика (профиль подготовки Практическая психология в образовании), утвержденного Ученым советом ФГБОУВПО «АГАО», протокол № 8 от 10.05.2011.
Распределение по семестрам
Номер семестра | Учебные занятия | Число курсовых проектов (работ), расчетных заданий | Форма итоговой аттестации (зачет, экзамен) | |||||||
Всего | Всего по ГОСу | В том числе | ||||||||
Аудиторные | Самостоя-тельная работа | |||||||||
Всего | Из них | |||||||||
Лекции | Практ. | Лаборат. | КСР | |||||||
- | - | |||||||||
- | - | экзамен |
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры практической и коррекционной психологии протокол № 11 от 28.06.2013 г.
|
|
Заведующий кафедрой ______________Н.А. Першина
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основные цели:
ü Профессиональная подготовка будущих специалистов к работе с семьей в соответствии с предъявленными требованиями.
ü Формирование личностной готовности студентов к браку и семейной жизни.
Задачи курса:
ü Формирование профессионального видения у студентов компонентов внутрисемейных отношений.
ü Ознакомление с факторами «риска» в функционировании семьи на различных этапах ее развития.
ü Овладение методиками первичной диагностики семейных отношений.
ü Анализ причин супружеских и детско-родительских конфликтов и их профилактика.
Структура курса (аудиторная часть) предусматривает лекции, и практические занятия. На практических занятиях предполагается закрепление и углубление теоретических знаний, а также ознакомление студентов с элементами практической работы.
Задачи лекционных занятий:
ü дать студентам прочные теоретические знания и основные практические навыки, необходимые в работе;
ü формировать умение систематизировать новый материал в сопоставлении с имеющимися знаниями;
ü развивать способность делать обобщающие выводы на основе анализа лекционных материалов.
Задачи практических занятий:
ü закрепить знания студентов по основным разделам курса;
ü развивать умение демонстрировать знания, полученные на занятиях и в процессе самостоятельного изучения;
|
|
ü формировать профессионально-личностные компетенции студента как будущего специалиста;
ü создать условия для экспериментальной проверки полученных теоретических сведений;
ü раскрыть специфику семейного консультирования как особой отрасли психологической науки, связывающей теорию с практикой.
Основная часть курса посвящена анализу специфики общения и взаимодействия людей до брака и в браке, выявлению основных факторов риска супружеского и семейного взаимодействия, специфике и основам воспитания ребёнка в семье.
С целью повышения практической направленности в изучении данного курса студентам предлагаются задания, предполагающие:
1. Наблюдение и анализ родительских семей, знакомых.
2. Использование личного эмоционального опыта и эмпирических знаний.
3. Прогнозирование собственного будущего супружества.
4. Практическую деятельность в рамках лабораторных занятий на базе следующих учреждений: отдел ЗАГС, Центр помощи семье и детям, Бийский лицей, родильные и детские дома, Дом малютки.
Значительное место при изучении курса занимает самостоятельная работа студентов, включающая в себя аннотирование и конспектирование литературы рекомендованной к каждой теме, подготовку сообщений по результатам самостоятельного изучения отдельных источников, написание рефератов, выполнение творческих практических заданий.
В ходе изучения дисциплины осуществляются все виды контроля знаний студентов: текущий, промежуточный, итоговый:
ü текущий – на лекциях и семинарских занятиях (в форме опроса, терминологического диктанта, проверки конспектов и творческих заданий);
ü промежуточный – по завершению изучения темы (промежуточные коллоквиумы);
ü итоговый – по завершению курса (итоговые тесты и экзамен).
Итогом курса является экзамен.При проведении экзамена в билет включается два вопроса: один более широкий, требующий преимущественно теоретико-методологических знаний, другой – более узкий, предполагающий знание конкретных диагностических подходов, методик и процедур.
Основным результатом изучения дисциплины «Психология семьи и семейного воспитания» является личная готовность студентов к семейной жизни, а также профессиональная подготовленность к оказанию психологической поддержки клиента в сложных семейных ситуациях.