Краткое содержание

1. Во всех современных определениях личности обязательно подчеркивается ее общественная природа, включенность в ту или иную систему социальных отношений. Личность пред­ставляет собой своеобразный эффект биологического, психо­логического и социального в человеке.

2. Важнейшим проявлением сознания человека как отражения реальности является самосознание. Это выделение человеком себя из окружающего мира, осознание себя, собственного внутреннего мира.

3. Личность является не только объектом тех или иных воздей­ствий со стороны окружающей среды, но и субъектом дея­тельности. В сознательной целенаправленной деятельности личность формируется, совершенствуется и проявляет себя.

4. Я-концепция личности представляет собой то, каким данный человек видит себя и как он истолковывает свои действия. В состав Я-концепции личности входит также самооценка. С помощью психологического инструментария можно вы­явить показатель самооценки.

5. Чувство Я начинает формироваться с младенчества. Знания о собственном Я человек получает из многих источников: в ходе социализации, получая сигналы обратной связи от других лю­дей, на основе социального сравнения и самонаблюдения.

6. Социальная идентичность — это часть Я-концепции индиви­да, основанная на его принадлежности к какой-либо социаль­ной группе вместе с присущими данной группе нормами и ценностями. Этническая идентичность — разновидность со­циальной идентичности, это индивидуальное чувство личной идентификации с определенной этнической группой. Этниче­ская идентификация также является важным компонентом Я-концепции.

7. Занимаясь той или иной деятельностью, человек обычно соз­нательно направляет и контролирует свои собственные дей­ствия в соответствии с целью. Это называется саморегуляци­ей. Я личности регулирует мысли, чувства и действия чело­века в различных социальных ситуациях. Тот аспект Я, кото­рый наиболее подходит для какой-либо частной ситуации, направляя поведение человека, называется действующей Я-концепцией.

8. Самоосознание — это такое состояние сознания, когда мы сами выступаем в качестве объекта познания. Выделяют два типа самоосознания: частное и общественное. Частное самоосозна­ние — это временное состояние осознания индивидом скрытых, частных аспектов своего Я. Общественное самоосоз­нание — это временное состояние осознания индивидом обще­ственных аспектов Я.

9. Являясь членом тех или иных социальных групп, человек в каждом из этих случаев обладает тем или иным статусом (позицией) — местом в конкретной системе социальных взаи­мосвязей. Каждый человек обладает целым рядом различных социальных позиций, что составляет его "статусный набор". В соответствии со своим статусом индивид вступает в различ­ные взаимоотношения с другими людьми, выполняя те или иные социальные роли. Под социальной ролью понимается нормативная система действий, ожидаемых от индивида, в со­ответствии с его социальным статусом.

10. Выделяют социальные роли приписанные (например, гендер- ные) и достигнутые (директор, профессор), роли специфиче­ские (обусловленные рядом занятий — кассир, официант, ми­лиционер) и диффузные (мать, отец, друг, влюбленный).

11. Для успешного выполнения той или иной социальной роли не­обходимо: 1) информирование о требованиях к поведению в данной роли, 2) интернализация этой роли (согласие с ее требованиями), 3) соответствие особенностей Я индивида и требований социальной роли, 4) определенная мотивация.

12. Иногда личность при выполнении той или иной роли оказыва­ется в конфликтной ситуации. Выделяется несколько типов ролевых конфликтов. Л ичностно-ролевой конфликт происхо­дит, когда субъективное Я не соответствует требованиям со­циальной роли. Интерролевой конфликт происходит тогда, когда предписания различных социальных ролей, выполняе­мых личностью, препятствуют их успешной реализации. Ин- траролевой конфликт наблюдается тогда, когда индивид об­наруживает несовместимость ожиданий по отношению к его роли со стороны ряда лиц и не знает, каким из них он должен соответствовать.

13. Личность со всеми своими особенностями влияет на особенно­сти выполнения ею той или иной социальной роли. И наобо­рот, продолжительное выполнение индивидом какой-либо со­циальной роли (включая и профессиональную) влияет на про­явление и формирование соответствующих свойств личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: