1. Общение является необходимым условием всякой совместной деятельности и представляет собой процесс установления и развития контакта между людьми, обмена информацией, восприятия участниками общения друг друга и их взаимодействия. Отечественные исследователи выделяют следующие основные стороны общения: коммуникация, перцепция, интеракция.
2. Коммуникация — это процесс передачи информации от одного лица другому или группе лиц и восприятие этой информации данными лицами. Выделяют следующие основные элементы коммуникационной цепи:
1) источник информации (ее отправитель, коммуникатор);
2) передатчик;
3) приемник;
4) получатель информации (коммуникант, адресат коммуникации).
3. Невербальная коммуникация — это передача информации без использования языка слов. Среди форм невербальной коммуникации особенно выделяются визуальный контакт, лицевые экспрессии, телодвижения человека, его позы и жесты.
4. Первая встреча с новым человеком уже приводит к формированию у нас некоторого впечатления о нем. Это впечатление обусловлено признаками, которые наилучшим образом выражены во внешности воспринимаемого человека. Первое впечатление о человеке подвержено также эффекту последовательности поступающей к нам информации, характеризующей данное лицо. Кроме того, каждый человек в соответствии со своими личностными особенностями осуществляет определенную селекцию стимулов, влияющих на него. Подобная избирательность восприятия обусловлена также социальными ролями, профессией и опытом индивида.
|
|
5. При восприятии других людей мы идентифицируем их в соответствии с определенными признаками, относим их к тем или иным социальным категориям. При этом мы обычно приписываем им какие-либо личностные свойства, способности, мотивы, социальные ценности, т.е. осуществляется процесс стереотипизации. Имеющиеся данные доказывают, что значительная часть людей приписывает какой-либо рассматриваемой группе одни и те же черты.
6. Хало-эффект — тенденциозность нашего восприятия, проявляющаяся в том, что при оценке каких-либо черт личности нам свойственна тенденция преобразования наших оценок в совместимые, непротиворечивые. Этот эффект проявляется тогда, когда у нас мало информации о другом человеке, который является объектом оценки.
7. Объясняя себе поведение других людей, мы приписываем этому поведению внутренние или внешние причины. В первом случае можно говорить об интернальной (внутренней, диспозиционной) атрибуции, во втором случае — об экстер- нальной (внешней, ситуационной) атрибуции.
8. Объясняя действия других людей, мы чаще всего ищем причину в их диспозициях, а не в каких-либо ситуационных обстоятельствах. Эта тенденция называется фундаментальной ошибкой атрибуции. Однако при оценке своего собственного поведения мы проявляем тенденцию объяснять его ситуационными причинами. Это явление называется различием между действующим лицом и наблюдателем.
|
|
Тенденция предрасположения в пользу своего Я заключается в том, что при взаимодействии с другими людьми мы проявляем склонность относить на свой счет те их действия, которые согласуются с нашими собственными интересами. При этом свои достижения мы приписываем внутренним причинам, а свои неудачи — внешним причинам.
9. Социальное взаимодействие — это межличностные контакты, при которых двое или больше людей осуществляют какие- либо совместные действия. Выделяют два основных вида взаимодействия — кооперацию и конкуренцию. Кооперация подразумевает координацию индивидуальных действий людей, она лежит в основе совместной деятельности. Конкуренция подразумевает борьбу нескольких индивидов за достижение одной и той же цели. В своих крайних проявлениях конкуренция приобретает форму конфликта.
10. Конфликт — это столкновение противоречивых сил, которое сопровождается состоянием эмоциональной напряженности. С одной стороны, возникновение конфликта обусловлено определенной социально-психологической средой. С другой стороны, необходимым обстоятельством для возникновения конфликта является субъективное восприятие какой-либо ситуации как конфликтной хотя бы одним из ее участников. Конфликты бывают конструктивные (функциональные), приводящие к достижению групповых целей, и деструктивные (дисфункциональные), препятствующие достижению групповых целей. Регулирование конфликтности в группах является одним из важных путей повышения уровня групповой продуктивности.
Ключевые понятия
V Общение
■/ Коммуникация
V Перцепция
V Интеракция
У Невербальная коммуникация У Селективность восприятия У Социальная категория •/ Социальный стереотип ■/ Хало-эффект
V Каузальная атрибуция
■S Фундаментальная ошибка атрибуции У Кооперация ■/ Конкуренция ■/ Конфликт
У Конструктивный (функциональный) конфликт У Деструктивный (дисфункциональный) конфликт
Литература для дополнительного чтения
Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 1996. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект- Пресс, 1997.
Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002.
Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2000. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2001.
Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.
Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Смысл, 1997. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб.: ИГУП, 1999. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб.: Речь, 2002.
Социальная психология / Под ред. А.Л. Журавлева. М.: ПЕР СЭ, 2002.
Социальная психология в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2000.