РАСЧЕТНЫЕ ЗАДАНИЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ГОРНОЙ РЕНТЫ
Цель задания – обучение студентов научным методам практического определения дифференциальной ренты на предприятиях горнодобывающей промышленности.
Задачи:
1. Рассмотреть формирование общественно-необходимых затрат на производство полезного ископаемого.
2. Определить предполагаемый уровень рыночной цены полезного ископаемого.
3. Рассчитать дифференциальную ренту по каждому горнодобывающему предприятию.
Методические указания
Дифференциальная горная рента – это дополнительная прибыль, которую получают горнодобывающие предприятия из-за лучших природных, горно-геологических условий разработки месторождений, более высокого качества и потребительских свойств полезного ископаемого.
Дифференциальная горная рента как экономическая категория выражает взаимоотношения между предприятиями-разработчиками недр и собственниками участков недр.
Дополнительная прибыль, составляющая горную ренту, является следствием лучших объективных природных факторов, а не усилий трудового коллектива и руководства предприятия по совершенствованию производства. Поэтому такая прибыль должна быть направлена в форме рентных платежей собственнику месторождений. При этом для предприятий, разрабатывающих относительно худшие по горно-геологическим свойствам участки месторождений полезных ископаемых и не получающих дополнительной прибыли, будут созданы примерно равные финансовые возможности с теми предприятиями, которые ведут добычу в благоприятных природных условиях. Это важно в целом для общества, поскольку экономические нужды могут быть удовлетворены ресурсами, добытыми не только из лучших, но и из худших участков недр. Суммы рентных платежей, собранные собственниками месторождений полезных ископаемых, должны расходоваться с учетом общественных потребностей, например, на техническое перевооружение горнодобывающих предприятий, геолого-разведочные работы, решение социальных проблем отрасли. Поэтому целесообразно оставлять месторождения полезных ископаемых в государственной собственности.
В настоящей работе предполагается, что общественная потребность в некотором виде полезного ископаемого удовлетворяется его добычей на пяти предприятиях. Организационно-технический уровень производства на каждом предприятии близок к среднему, а качество полезного ископаемого примерно одинаково.
Общественно-необходимыми затратами называются суммарные затраты прошлого, овеществляемого в средствах производства, труда и настоящего труда работников предприятия, которые требуются для создания продукции данного вида при общественно-нормальных условиях производства и среднем для общества уровне умелости и интенсивности труда.
Величина общественной потребности в том или ином продукте влияет на определение тех общественно нормальных условий, при которых затраты на производство данного товара признаются общественно необходимыми. В отраслях обрабатывающей промышленности общественно необходимыми признаются средние по отрасли затраты на производство продукции. Это обусловлено тем, что затраты в этих отраслях зависят от организационно- технического уровня производства, эффективности управленческих решений и незначительно связаны с объективными природными условиями. Предприятие с уровнем затрат, намного превышающим средний, должно быть модернизировано, технически переоснащено, чтобы не быть вытесненным с рынка в процессе конкурентной борьбы. Рыночная цена на товар, создаваемый в обрабатывающей промышленности, ориентируется на средние по отрасли затраты и среднюю рентабельность производства.
Добывающая промышленность имеет существенную особенность – затраты предприятий на производство полезного ископаемого находятся в прямой зависимости от природных и геологических условий разработки месторождений. Лучшие участки недр ограничены и, поэтому, общество вынуждено вовлекать в разработку худшие участки, на которых добыча полезного ископаемого объективно дороже. Но без этого общественная потребность в сырьевых ресурсах не может быть удовлетворена. Поэтому общественно-необходимыми должны признаваться затраты на добычу полезного ископаемого на худших в горно-геологическом отношении участках, но при среднем организационно-техническом уровне производства.
Для практического расчета величины общественно-необходимых затрат на производство полезного ископаемого следует определить перечень тех предприятий отрасли, которые обеспечивают удовлетворение общественной потребности в данном минеральном ресурсе. Это осуществляется в два этапа: на первом – все предприятия выстраиваются в ряд по принципу возрастания затрат на производство. На втором – последовательно суммируются объемы добычи каждого предприятия до тех пор, пока общий объем производства станет равен или несколько больше общественной потребности.
Должно выполняться условие
,
где i = 1...n – предприятия отрасли;
Qi – объем производства полезного ископаемого на i-м предприятии, тыс. т;
Qп – общественная потребность в данном ресурсе, тыс. т.
Наибольшая величина затрат на добычу полезного ископаемого на том предприятии, которое замыкает ряд удовлетворяющих общественную потребность, и будет принята в качестве общественно-необходимых затрат на производство полезного ископаемого данного вида.
Следует, однако, иметь в виду, что категория общественно-необходимых затрат близка к категории цены и включает не только себестоимость добычи полезного ископаемого, но и нормативную рентабельность. Поэтому величина общественно-необходимых затрат () может быть определена по формуле:
,
где Cmax – наибольшая себестоимость добычи полезного ископаемого на замыкающем предприятии, руб./т;
r – нормативная рентабельность по отношению к затратам, %.
Рыночная цена складывается на уровне, соответствующем общественно-необходимым затратам на производство продукции, а затем корректируется с учетом качества полезного ископаемого, добываемого на каждом предприятии. Поэтому прогнозируемая рыночная цена (руб./т) полезного ископаемого, добываемого на замыкающем предприятии, будет соответствовать условию
.
Скидки или надбавки к цене угля за отклонение его качественных характеристик от нормативных составляют:
1) за каждый процент отклонения зольности угля от нормативной – 2,5% к рыночной цене 1 т угля нормативного качества;
2) за каждый процент отклонения влажности угля от нормативной – 1,3% к рыночной цене угля;
3) за каждую 0,1% отклонения содержания серы от нормативного – 0,5% к рыночной цене угля.
Нормативные показатели качества угля составляют:
зольность – 25%;
влажность – 5%;
содержание серы – 2%.
Рыночная цена угля (руб./т) с фактическими показателями качества на i-м предприятии, в том числе на замыкающем, определятся по формуле:
где Црын.н – рыночная цена 1 т угля с нормативными показателями качества, руб., Црын.н = Црын;
Ан, Wн, Sн – нормативные показатели зольности, влажности и содержания серы в угле соответственно, %;
Афi,Wфi, Sфi – фактические показатели зольности, влажности и содержания серы в угле, добытом на i-м предприятии, соответственно, %.
При подсчете рыночной цены угля на замыкающем предприятии с учетом показателей качества угля (Црын.з) в формулу подставляются показатели зольности, влажности и содержание серы в угле на замыкающем предприятии.
Дифференциальная горная рента, обусловленная лучшими горно-геологическими факторами для i-го предприятия (руб./т) определяется по формуле: ,
где Цi – цена производства продукции на i-м предприятии, руб./т;
.
где Сi – себестоимость добычи полезного ископаемого на i-м предприятии, руб./т.
Дифференциальная горная рента, обусловленная различиями в показателях качества угля, добываемого на i-м предприятии, определяется по формуле (руб./т):
.
Дифференциальная горная рента (руб./т) для i-го предприятия определяется по формуле:
.
Сумма горной ренты (руб.) по горно-геологическим условиям для i-го предприятия составит:
.
Сумма горной ренты по фактору «Качество угля» должна оставаться в распоряжении предприятия для стимулирования улучшения показателей качества полезного ископаемого. Эта сумма (руб.) равна
.
Сумма горной ренты (руб.) для i-го предприятия определяется по формуле:
.
Студент по результатам расчетов делает необходимые выводы об уровне рыночной цены полезного ископаемого и о величинах дифференциальной горной ренты.
Исходные данные представлены в табл. 1.
Таблица 1
Исходные данные по вариантам для выполнения расчетного задания 2.1
Показатели | Значение показателей по вариантам | |||||||||
Объем добычи полезного ископаемого по предприятиям, тыс.т. I | ||||||||||
II | ||||||||||
III | ||||||||||
IV | ||||||||||
V | ||||||||||
Затраты на добычу 1т полезного ископаемого по предприятиям, руб. I | ||||||||||
II | ||||||||||
III | ||||||||||
IV | ||||||||||
V | ||||||||||
Показатели зольности угля по предприятиям, % I | ||||||||||
II | ||||||||||
III | ||||||||||
IV | ||||||||||
V | ||||||||||
Продолжение таблицы 1 | ||||||||||
Показатели влажности угля по предприятиям, % | ||||||||||
I | 4,0 | 4,8 | 4,5 | 5,0 | 6,2 | 5,1 | 6,0 | 4,0 | 4,7 | 5,2 |
II | 5,2 | 5,3 | 5,2 | 5,3 | 5,8 | 5,9 | 4,7 | 6,3 | 4,9 | 6,3 |
III | 6,3 | 5,0 | 4,9 | 4,5 | 5,3 | 5,7 | 4,9 | 4,2 | 5,4 | 6,5 |
IV | 5,1 | 6,2 | 6,7 | 4,7 | 5,9 | 5,6 | 5,0 | 5,6 | 4,3 | 6,0 |
V | 5,0 | 4,0 | 4,3 | 6,0 | 4,7 | 5,0 | 4,2 | 4,8 | 5,8 | 5,3 |
Содержание серы в угле по предприятиям, % | ||||||||||
I | 2,0 | 2,3 | 1,9 | 2,5 | 2,0 | 2,1 | 2,0 | 1,7 | 2,6 | 1,9 |
II | 1,9 | 1,7 | 1,8 | 2,6 | 2,3 | 1,9 | 2,1 | 1,8 | 1,9 | 1,3 |
III | 2,1 | 2,4 | 1,7 | 1,5 | 2,4 | 1,8 | 1,9 | 2,0 | 2,5 | 1,5 |
IV | 2,0 | 1,6 | 1,3 | 1,8 | 2,6 | 1,6 | 1,8 | 2,1 | 2,3 | 2,4 |
V | 1,8 | 1,0 | 2,0 | 1,9 | 1,4 | 2,3 | 1,5 | 1,6 | 2,0 | 2,3 |
Нормативная рентабельность по отношению к затратам, % | ||||||||||
Общественная потребность в данном полезном ископаемом, тыс.т. |
2.2. СПОСОБЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕНЫ
МИНЕРАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
Цель задания – обучение студентов экономическим способам регулирования цен на минеральное сырье.
Задачи:
1. Рассчитать необходимый уровень цены полезного ископаемого с учетом среднеотраслевой себестоимости производства продукции и нормативной рентабельности.
2. Определить прогнозируемую рыночную цену минерального сырья при свободном ценообразовании.
3. Определить суммарный рентный доход собственников недр при рыночном регулировании цен минеральных ресурсов.
4. Оценить возможную экономию в затратах потребителей полезного ископаемого при государственном регулировании цены на среднеотраслевом уровне.